22 ноября 2024
450 тысяч слов
+14 за сегодня

Значения слова здравоохранение

все
Словарь Ушакова
Москва. Энциклопедический справочник
Энциклопедия Екатеринбурга
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Словарь медицинских терминов
Большая Советская Энциклопедия

Словарь Ушакова

здравоохранение

здравоохранение, здравоохранения, мн. нет, ср. (офиц.). Система правительственных мер по поддержанию общественной санитарии и гигиены. Народный комиссариат здравоохранения.

Москва. Энциклопедический справочник

здравоохранение

До XVI в. организованной медицинской помощи в Москве не было. Больные сами могли купить в зеленном ряду в Китай-городе лекарственные травы, отыскать «лечьца», «зубоволока», «глазника», «повивальную бабку» или «бабичьих дел мастера». Лучшим средством от всех болезней считались парные бани; у рек и прудов располагались общественные бани, а в богатых домах были собственные «мыльни». Причинами смерти чаще всего являлись голод и эпидемии («моры»). В источниках XII — XVI вв. неоднократно констатируется: «Бысть мор велик во граде Москве», «пришла немочь великая — цынга и язва, многие и померли». В решениях Стоглавого собора (1551) была впервые провозглашена необходимость государственной заботы о больных и увечных, для чего стали устраивать богадельни.

Со второй половины XV в. в Москве наряду с различными мастерами начали приглашать и иноземных врачей. Первое упоминание о враче Антоне Немчине относится к 1483. Хотя Иван III и «держал Антона в чести», но неудачное лечение татарского царевича Каракача стоило ему жизни: после смерти царевича великий князь велел «выдать Антона головою сыну умершего» и татары зарезали злосчастного врача, «аки овцу», под мостом через Москву-реку. Другой иноземный лекарь «мастер Леон Жидовин», прибывший к московскому двору в 1490 из Венеции, был обезглавлен по приказу Ивана III после смерти его старшего сына, которого пытался лечить Леон. При дворе Василия III служили 3 иноземных врача, из которых особым доверием и расположением пользовался Николо из Любека (в русских источниках — Николай Булев). Во второй половине XVI в. приглашение к московскому двору иноземных врачей стало обычным делом; уже при Иване IV Грозном их было не менее 10. В 1581 английская королева Елизавета I по просьбе Ивана IV отправила в Москву опытных лекарей, хирургов и аптекарей. Для надзора за их деятельностью был создан Аптекарский приказ, занимавшийся лечением царя и его приближённых. В 1654 при этом приказе была открыта лекарская школа, выпускники которой отправлялись в полки. В ряде монастырей имелись «больничные палаты». В 1627 в Арбатской части был основан монастырь Святого Фёдора Студита, позднее именовавшийся «больничным». Первая гражданская больница на 15 кроватей была создана в 1650 на средства боярина Ф.М. Ртищева. В 1672 на Ильинке открылась «новая аптека» для продажи «лекарств всяких чинов людям». Во время эпидемии чумы 1654 «чёрные слободы», где проживало наиболее бедное население, лишились почти 80% своих обитателей. Власти были вынуждены принять меры для предупреждения распространения заразы: умерших от чумы стали хоронить в специально для этого отведённых местах (скудельницах), а вокруг города организовали заставы.

Первые преобразования в «устроении врачевства» были проведены в начале XVIII в. вместе с другими реформами Петра I. Они касались санитарного благоустройства, увеличения числа «человеколюбивых заведений» (богаделен), приютов для подкидышей, аптек. В 1707 в Лефортове открылся госпиталь «для лечения болящих людей» (см. Главный военный госпиталь). Одновременно здесь начала работать госпитальная школа под руководством Н. Бидлоо (преобразованная в 1798 в Медико-хирургическую академию) — это было началом медицинского образования в Москве и России в целом. С 1725 отделение Медицинской канцелярии в Москве стало называться Медицинской конторой; на неё было возложено руководство гражданскими медицинскими учреждениями и деятельностью частнопрактикующих врачей. Медицинскую контору возглавлял штадт-физик (городской врач). Первым штадт-физиком Москвы был голландец Антониус Де-Тейльс.

В 1755 в здании Главной аптеки и Медицинской конторы у Воскресенских ворот был открыт университет; в его составе предусматривался и медицинский факультет в целях «заведения российских докторов, операторов, лекарей и аптекарей», который, однако, начал свою работу только в 1758. Первым студентом, а впоследствии и первым русским профессором медицины Московского университета был С.Г. Зыбелин. В 1763 близ Данилова монастыря началось строительство Павловской больницы. Зарождение педиатрической и акушерской помощи в городе связано с созданием Воспитательного дома (1764). Здесь были устроены больница «для страждущих несчастно рождённых детей» и родильный госпиталь, при котором была создана первая московская «бабичья школа», преобразованная в 1801 в Повивальный институт. Воспитательный дом сыграл большую роль и в оспопрививании в России. Эпидемия чумы 1771—72, от которой погибло более 100 тыс. москвичей, и «Чумной бунт» обусловили необходимость дальнейшего развития сети медицинских учреждений. В 1775 был составлен план благоустройства города, создан Приказ общественного призрения, которому вверялась организация образования, здравоохранения и благотворительности. В деревянных зданиях бывшего карантина на 3-й Мещанской улице была открыта Екатерининская больница (впоследствии — Староекатерининская больница, ныне МОНИКИ). «По великости города и многолюдству» Медицинская контора с 1756 содержала в Москве двух докторов и одного лекаря, которые кроме «пользования» граждан должны были осматривать трупы убитых и внезапно умерших. С 1782 при московской полиции были введены должности штаб-лекаря, лекаря, двух подлекарей и четырёх лекарских учеников для осмотра больных (по частям города). Расходы на их содержание вместе с жалованьем «присяжных повивальных бабок», прикреплённых к полицейским частям, составляли около 1% городского бюджета (на содержание полиции предназначалось более 50% бюджета). Указом 1784 было разрешено заводить в городе «вольные» (частные) аптеки. С 1791 частнопрактикующим врачам и повивальным бабкам разрешалось требовать за свой труд «пристойной награды».

Главным в области «сохранения врачеванием народа российского» явилось то, что в Москве в XVIII в. были созданы первые в России рационально устроенные больницы с «покоями для чинения операций», родильными и анатомическими залами, а также специалированными отделениями: хирургическим, внутренних болезней, акушерским, детским, инфекционным, для душевнобольных, «любострастных болезней» (венерологическим). Это дало возможность начать в XIX в. клиническое преподавание. У его истоков стояли преподаватели Московского медико-хирургического училища; в 1797 была открыта первая в стране клиническая палата во главе с профессором М. Пеккеном и адъюнктом Е.О. Мухиным.

Открытие в 1800 на Рождественке Медико-хирургической академии способствовало расширению подготовки врачебных кадров для армии (в 1845 она была объединена с медицинским факультетом Московского университета). В 1805 при университете начал работать Клинический институт на 6 кроватей. Среди первых лечебных учреждений, построенных в Москве в XIX в., — Голицынская больница (ныне в составе 1-й городской клинической больницы) для «бедных людей всякого звания»; в 1803 первых больных принял Странноприимный дом, созданный графом Н.П. Шереметевым как больница и богадельня одновременно (см. больницы). Эпидемия холеры 1830, унёсшая около 15% жителей города (свыше 30 тыс. человек), ещё раз показала, насколько Москва нуждалась в санитарном благоустройстве и расширении сети больниц. В 1833 была открыта больница, впервые созданная на средства города и поэтому названная Первой градской (проект разработал профессор Х.И. Лодер). В Староекатерининской больнице на средства «больничного сбора» (70 копеек серебром с каждого рабочего в год) было решено устроить первую больницу для «чернорабочего классу людей» (в 1853 в Москве не было ни одной больницы для фабричных и цеховых рабочих, число которых превышало 70 тыс.). В 1842 доктор А. Кроненберг получил разрешение открыть на Бронной улице первую детскую больницу, созданную на пожертвования жителей города. Широкую известность приобрели научные труды и практическая деятельность учёных-медиков Москвы первой половины XIX в.: М.Я. Мудрова и Мухина, И.Е. Дядьковского, Ф.И. Иноземцева, Х.И. Лодера, Г.И. Сокольского и др. Высокая общая и детская смертность, огромный дефицит больничных коек и пропасть между «дорогим врачеванием богатых и дешёвым лечением бедных» в Москве, по оценке «Московского врачебного журнала», не отличали её от «крупнейших и культурнейших столиц Европы».

Бурное развитие промышленности во второй половине XIX — начале XX вв. вызвало стремительный рост численности населения города, которое к 1917 увеличилось до 2 млн. человек, происходил в основном за счёт пришлого населения, а естественный прирост в городе составлял в 1910—14 только 0,82%. В составе населения Москвы преобладали люди молодого и зрелого возраста, главным образом молодые мужчины, прибывшие в город на заработки. Скученность и грязь в жилищах рабочих часто приводили к эпидемическим вспышкам холеры, оспы, тифов, дизентерии. Московский комитет охранения народного здравия, созданный в 1866 на общественных началах (в его составе — профессора В.А. Басов, И.В. Варвинский, Г.А. Захарьин, а также главврачи московских больниц), констатировал, что имеющиеся в городе больницы не могут вместить даже больных холерой и тифом. Высока была заболеваемость туберкулёзом лёгких; так, в 1880—89 в больницах от чахотки ежегодно умирало свыше 3 тыс. человек в возрасте от 15 до 40 лет. С быстрым ростом города ухудшилось его санитарное состояние. Приглашённые в 1884 на службу в Городскую управу санитарные врачи, осмотрев улицы, базары, ночлежки, рабочие общежития, всюду увидели «грязь, нечистоты, свыше всяческого описания». А городской голова С.М. Третьяков заявил в 1877, что «состояние народного здравия в Москве далеко не может быть названо удовлетворительным». Несмотря на то, что ещё в 1870 Москва получила самостоятельность в делах общественного управления, Городская дума только в 1896 издала инструкцию для Городской управы по заведованию санитарно-врачебной частью. Созданный в 1897 врачебный совет при Городской управе оказывал помощь в экспертизе строительства медицинских учреждений и в подборе кандидатур для руководства ими. Заметный вклад в дело охраны здоровья москвичей внесло Общество русских врачей, основанное в 1858 по инициативе Ф.И. Иноземцева (утверждено в 1861), которое открыло в 1865 на Арбате бесплатную амбулаторную лечебницу; её ежегодно посещали 25 тыс. человек.

Здравоохранение Москвы второй половины XIX — начала XX вв. своими основными успехами обязано прежде всего благотворительности. Наиболее значительным из них было создание университетских клиник на Девичьем поле, связанное с именами Н.В. Склифосовского, В.Ф. Снегирёва и Ф.Ф. Эрисмана, сумевших привлечь для их строительства средства крупнейших московских благотворителей. Делегаты и гости XII Международного конгресса врачей, проходившего в Москве в 1897, называли эти клиники лучшими в Европе. Деятельность кафедр и клиник, руководимых терапевтами Г.А. Захарьиным и А.А. Остроумовым, хирургами А.А. Бобровым, П.И. Дьяконовым, Склифосовским, невропатологами и психиатрами А.Я. Кожевниковым, С.С. Корсаковым, В.К. Ротом, педиатрами Н.А. Тольским, Н.Ф. Филатовым, гинекологом Снегирёвым, дерматологом А.И. Поспеловым и др., способствовала развитию здравоохранения города. Во многом благодаря научным трудам московских учёных вторую половину XIX в. назвали «золотым веком русской медицины». При медицинском факультете Московского университета в числе первых в Европе были созданы научно-исследовательские институты: гигиенический с санитарной станцией (1890, Эрисман), патолого-анатомический (1891, И.Ф. Клейн), бактериологический (1895, Г.Н. Габричевский), гинекологический (1896, Снегирёв), раковый (1903, Л.Л. Левшин).

Для оказания медицинской помощи рабочим были созданы отделения Староекатерининской больницы в Басманной и Яузской частях города, превратившиеся вскоре в самостоятельные Басманную больницу и Яузскую больницу. Продолжалось расширение и самой Староекатерининской больницы. На средства Морозовых здесь был построен родильный дом, на средства Кавериных — гинекологическое отделение, на пожертвования доктора Колесова — первое отделение для чахоточных. С 1868 по 1904 благотворители пожертвовали на строительство и содержание больниц города более 6,2 млн. рублей, а городские власти за этот же период выделили на эти цели 3,5 млн. рублей. Большинство больниц, построенных в Москве во второй половине XIX — начале XX вв., носили имена людей, пожертвовавших средства на их строительство. Благотворители сыграли основную роль и в расширении сети детских больниц. На средства промышленника П.Г. фон Дервиза в 1876 была открыта Владимирская детская больница, затем были открыты ещё 2 детских больницы и началось строительство крупнейшей в городе Морозовской детской больницы. В 1910 московские педиатры по инициативе Г.Н. Сперанского собрали необходимые средства для организации первой лечебницы для детей грудного возраста. Всё это позволило несколько снизить в Москве детскую смертность: из тысячи родившихся детей умирали, не дожив до года, в 1867—76 343 ребёнка, а в 1913 — 294 (это был более высокий показатель, чем по всей России). Если до 1861 более 95% родов в Москве происходили на дому, то в конце XIX — начале XX вв. около половины беременных женщин рожали в 12 родильных домах города. В 1906 по проекту врача А.Н. Рахманова был открыт «образцово-показательный» родильный дом имени А.А. Абрикосовой (ныне роддом № 6 имени Н.К. Крупской), где были открыты первые в городе женские и детские консультации.

В начале XX в. в городе было 14 самостоятельных амбулаторий, принимавших более 1 млн. больных в год. Кроме того, из 662 фабрик, состоявших на учёте в фабричной инспекции в 1905, свои амбулатории имели 246 фабрик; в них работали 179 врачей и 227 фельдшеров. В 1914 больничная сеть города составляла 7877 коек (в 1890—3797 коек), одна койка приходилась на 175 жителей (в Лондоне в то же время — на 450 жителей). В больницах и амбулаториях работали 1115 врачей гражданского ведомства (в том числе 214 женщин), 629 фельдшеров, 158 акушерок, 66 зубных врачей, 86 фармацевтов. В городе имелось 86 аптек (в том числе 3 гомеопатические), а также 150 частных медицинских учреждений; частной практикой занималось свыше 1000 врачей. В годы первой мировой войны большинство крупных больниц Москвы было превращено в военные госпитали. Расходы на здравоохранение в 1914 составляли 12,8 млн. рублей; из них правительственные дотации — 1,5 млн. рублей, средства, поступившие от частных лиц и обществ, — 1,5 млн. рублей и средства города — 9,8 млн. рублей.

После 1917 был создан Медико-санитарный отдел Моссовета во главе с Н.А. Семашко; отделу пришлось преодолевать огромные трудности в борьбе с эпидемиями, в ликвидации последствий голода и разрухи, организации помощи красноармейцам, получившим ранения на Гражданской войне. Всё это усугублялось саботажем врачей, которые выражали таким образом свой протест против резко ухудшившегося материального положения и политики советской власти в целом.

В 1919 Медико-санитарный отдел был преобразован в Мосгорздравотдел во главе с В.А. Обухом. Работники здравоохранения города были заняты главным образом ликвидацией эпидемий сыпного тифа и холеры; в то же время создавались службы по борьбе с так называемыми социальными болезнями (туберкулёзом, венерическими заболеваниями), система бесплатной медицинской помощи на дому, а также система охраны здоровья матери и ребёнка. В 1918 началось создание первых научно-исследовательских и практических учреждений нового типа — городские институты: Институт инфекционных болезней с клиническим отделением, Туберкулёзный институт, Диагностический институт, Лечебно-протезный институт, Институт скорой помощи (см. Институт Склифосовского). С октября 1919 при Шереметевской больнице начала работу станция скорой помощи. В 1923—29 были предприняты меры по улучшению условий труда и медицинского обслуживания рабочих промышленных предприятий: использовались новые формы страховой медицины (договора с предприятиями), преемственности в оказании стационарной и внебольничной помощи, широко внедрялась диспансеризация.

Появились также медицинские учреждения нового типа — профилактории, ночные санатории, наркологические и психоневрологические диспансеры, Институт профессиональных заболеваний. Организационными центрами по проведению диспансеризации стали амбулаторные объединения (с 1923). Создан институт врачей-диспансеризаторов, которые были призваны стать «семейными» врачами. Однако неоправданно широкое, проводившееся под нажимом административного аппарата внедрение диспансеризации без должного материального и кадрового её обеспечения в значительной мере дискредитировало этот метод организации здравоохранения.

В годы предвоенных пятилеток (1929—41) под лозунгом «Лицом к производству» медицинская помощь рабочим промышленных предприятий и строек организовывалась путём создания сети здравпунктов и внедрения так называемого санитарного минимума (специальной подготовки работников общественного питания, торговли, коммунального хозяйства и др. по вопросам санитарно-противоэпидемического режима соответствующих объектов). Амбулаторные объединения были реорганизованы в единые диспансеры. Научные медицинские учреждения были обязаны создавать свои «опорные пункты» на промышленных предприятиях. Попытка стимулировать деторождаемость, запрещая аборты (1936), породила резкий дефицит акушерских коек и привела к стремительному росту числа «подпольных» абортов. К 1940 число больниц в Москве составило 190, а количество коек в них — 36,6 тыс.; в городе работали 15,3 тыс. врачей и 31,1 тыс. лиц среднего медицинского персонала.

Начало Великой Отечественной войны потребовало быстрой и энергичной перестройки всей системы столичного здравоохранения. Несмотря на 2 — 3-кратное сокращение ассигнований и численности медицинских кадров, здравоохранение Москвы обеспечило оказание квалифицированной медицинской помощи больным и раненым воинам, а также гражданскому населению. Все крупные больницы были превращены в эвакогоспитали; в 200 эвакогоспиталях города за годы войны было осуществлено 25% всех хирургической операций, проведённых в стране. В Москве же был и самый высокий процент возвращения раненых в строй. Так, в госпитале, устроенном в Боткинской больнице, за годы войны была оказана помощь 44 тыс. воинов, из которых свыше 80% тяжелораненые; 87,6% из них вернулись в строй. В уходе за ранеными добровольно участвовали 50 тыс. москвичей. Доноры Москвы сдали за годы войны свыше 400 тыс. литров крови. Несмотря на тяготы военного времени, в городе сохранялось эпидемическое благополучие, проводились необходимые меры по охране здоровья рабочих оборонных предприятий, охране материнства и детства.

В ликвидации санитарных последствий войны (инвалидность значительной части населения, возросшая заболеваемость туберкулёзом, отставание в физическом развитии детей и др.) принимали участие работники госпиталей для инвалидов Великой Отечественной войны, амбулаторно-поликлинических учреждений, взявших на учёт в 1946 свыше 52 тыс. инвалидов, и различных научно-исследовательских учреждений, в том числе Академии медицинских наук, созданной в 1944. Работа амбулаторно-поликлинических учреждений была перестроена на основе принципа объединения со стационарами, что способствовало улучшению преемственности в лечении больных и совершенствованию клинической подготовки врачей. Но в этом процессе были допущены просчёты: не были учтены неравномерность расположения и несоответствие мощностей объединяемых больниц и поликлиник. В 1960 началось создание самостоятельных поликлиник.

Повышение уровня жизни населения города и целенаправленная работа детских медицинских учреждений позволили значительно снизить детскую смертность (в 1940 — 179, в 1959 — 28 на 1000 живорождённых). Однако несмотря на легализацию абортов (1956), в демографической ситуации всё более чётко стала проявляться тенденция к снижению рождаемости (в 1940 — 27, в 1960 — 14,8 на 1000 жителей); снижался и естественный прирост населения Москвы (в 1940 — 10,7, в 1960 — 7,0 на 1000 жителей). В 1960-х гг. присоединение к Москве пригородных районов резко увеличило численность населения города и потребовало перестройки управления здравоохранением и наращивания темпов строительства новых лечебно-профилактических учреждений. Горздравотдел был преобразован в Главное управление здравоохранения Москвы. В 1961—70 введено в строй 222 поликлиники на 132,4 тыс. посещений в смену, в 1971—80 — 135 поликлиник на 95,9 тыс. посещений в смену. Расширение специализированной медицинской помощи велось на основе строительства крупных многопрофильных больниц, в которых создавались городские центры специализированной помощи. Были созданы травматологические пункты, кардиоревматологическая служба и служба профессиональной патологии, внедрены новые формы организации работы скорой и неотложной помощи (специализированные бригады, больницы и т.п.), а также увеличено число её подстанций (до 43 в 1985).

С середины 1980-х гг. замедлились темпы строительства медицинских учреждений; одновременно вышло из строя значительное количество устаревших зданий. Стало отчётливо выявляться неудовлетворительное состояние материально-технической базы здравоохранения в связи с общими социально-экономическими причинами и организационными просчётами в процессе изменения системы. Трудный переход к новой системе здравоохранения (внедрение принципов рыночной экономики и страховой медицины), в условиях резкого снижения финансирования, происходит на неблагоприятном демографическом фоне: в 1985—95 показатели здоровья населения Москвы ухудшились. Численность населения Москвы с 1992 неуклонно снижается за счёт естественной убыли. В 1996 рождаемость на 1000 человек составляла 8,0 (в 1987 — 14,2), смертность — 16,9 (в 1987 — 11,9). Естественная убыль населения в 1995 на 1000 человек составила 8,9. Общую смертность определяют сердечно-сосудистые заболевания (56%), новообразования (15%) и несчастные случаи (около 14%). Особенно значительно падает среднюю продолжительность предстоящей жизни мужчин, которая в 1991 составляла 64,9 года, а в 1994 снизилась до 57,5 лет. Средняя продолжительность предстоящей жизни москвичек в 1991 составляла 74,2 года, в 1994 — 71,6 года. Смертность детей до 1 года (на 1000 родившихся) в 1991 составляла 16,2, в 1995 — 15,5.

Среди неблагоприятных факторов природной и социальной среды, обусловивших отрицательную динамику показателей здоровья населения Москвы — снижение уровня жизни основной массы населения и обилие стрессовых воздействий, ухудшение экологической обстановки и снижение санитарной культуры населения и т.д. Вместе с тем, к достижениям московского здравоохранения следует отнести то, что, например, в 1995 в Москве не было зарегистрировано пищевых отравлений, связанных с деятельностью предприятий пищевой промышленности, продовольственной торговли, общественного питания. Из зарегистрированных 3,15 млн. случаев инфекционных и паразитарных заболеваний (1995) свыше 90% приходится на грипп и острые респираторные заболевания. Благодаря массовой иммунизации населения в 1995 удалось добиться резкого снижения заболеваемости дифтерией. На базе бывших домов санитарного просвещения созданы центры здоровья административных округов. В учреждениях санэпиднадзора в 1995 работало свыше 3600 санитарных врачей и эпидемиологов.

В 1994 Главное медицинское управление Москвы преобразовано в Департаменте здравоохранения правительства города. В его ведении (1995) было 207 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений и 12 поликлинических отделений в городских больницах, 36 медико-санитарных частей на крупных промышленных предприятиях, 11 врачебно-физкультурных диспансеров, 5 медико-диагностических центров, кардиологический и эндокринологический диспансеры, 5 поликлиник восстановительного лечения. В 1995 число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений свыше 57 млн. (66,8 млн. в 1990); посещений на одного жителя — 9,0 (9,5 — в 1991).

В рамках программы «Охрана здоровья матерей и детей» создана и внедрена система мониторинга за состоянием здоровья детей и система оперативного контроля младенческой смертности. Сохранён бесплатный отпуск специальных молочных продуктов всем детям первых двух лет жизни и детям третьего года жизни из многодетных семей, а также детям до 15 лет, страдающим некоторыми хроническими заболеваниями, и детям-инвалидам. В ходе выполнения программы «Здоровье подростков» проводятся мероприятия по профилактике и диспансеризации подростков в поликлиниках, открыты подростковые центры в детских поликлиниках, отделения медико-социальной помощи подросткам. Важной задачей остаётся охрана здоровья студентов 76 вузов и 107 средних учебных заведений (свыше 325 тыс. человек в 1995). Программа «Здоровье инвалидов войн» предусматривает совершенствование медицинской помощи 37 тыс. инвалидов и 123 тыс. участников войн.

Скорую и неотложную медицинскую помощь в Москве осуществляют Городская станция скорой и неотложной помощи и её 47 подстанций. В 1995 обращаемость по телефону «03» составила 2650000 (на 9,1% больше, чем в 1994); в среднем в сутки работали 545 машин скорой помощи (443 — в 1991). Стационарную медицинскую помощь оказывают 136 лечебно-профилактических учреждений: больницы — 56 для взрослых, 14 детских, 4 гинекологические, 4 туберкулёзные и 7 специализированных (офтальмологическая, физиотерапевтическая, артрологическая и др.), 18 психиатрических, 2 наркологические, 2 восстановительного лечения, 20 родильных домов, 4 госпиталя для инвалидов войн, 5 стационаров объединённых медико-санитарных частей. Количество коек во всех стационарах Москвы — 74327 в 1995 (81645 в 1990). В 1995 стационарную помощь получили 1 млн. 183 тыс. больных, в том числе 92 тыс. иногородних. Кроме того, фтизиатрическую помощь оказывают 17 противотуберкулёзных диспансеров, в 11 из которых имеются стационары на 3780 коек для круглосуточного и 244 койки для дневного пребывания. Санаторную помощь больным туберкулёзом оказывают 2 санатория для взрослых (1020 мест) и 4 санатория для детей (610 мест).

Онкологические больные получают помощь в онкологическом диспансере со стационаром на 366 коек и консультативной поликлиникой, в составе которой 3 диспансерных специализированных центра. Функционируют также 3 территориальных онкологических диспансера и 23 онкологических отделения в поликлиниках. В 7 округах города созданы детские онкологические кабинеты. Всего в больницах Москвы насчитывается около 2 тыс. коек для онкологических больных, в том числе 505 — для радиологического лечения. Для паллиативной (симптоматической) помощи неизлечимым онкологическим больным созданы выездные бригады Первого Московского хосписа Департамента здравоохранения и отделения симптоматического лечения в больницах № 11 и № 64.

Дерматовенерологическую помощь оказывают 30 кожно-венерологических диспансеров, 3 пункта индивидуальной профилактики венерических заболеваний, 30 специализированных лабораторий, микологический и детский дерматологический центры. Для оказания стационарной помощи дерматовенерологическим больным имеется 1015 коек, в том числе 509 — в больнице № 14 имени В.Г. Короленко. Наркологическую помощь оказывают 14 наркологических диспансеров, 2 наркологические больницы на 4066 коек, стационар при наркологическом диспансере № 1, 7 дневных стационаров на 685 коек, 134 фельдшерских наркологических пункта. Психиатрическую помощь в 1995 осуществляют 24 психоневрологических диспансера, 14 психиатрических больниц (14200 коек), 8 психосоматических отделений (440 коек) при многопрофильных больницах. Функционируют также 53 психотерапевтических кабинета и 22 кабинета социально-психологической помощи, 23 дневных стационара (1600 мест). Для оказания внебольничной помощи работают центры: психоэндокринологический, пограничной психиатрии, соматоневрозов, психотерапии и медицинской психологии, информации, контроля и испытания психофармакологических средств, служба «Телефон доверия», сексопатологический кабинет.

Стоматологическую помощь оказывают 38 стоматологических поликлиник, 144 стоматологических отделения при лечебно-профилактических учреждениях, 88 отделений при поликлиниках, диспансерах и женских консультациях. Стационарную стоматологическую помощь оказывают в больнице № 1 имени Н.И. Пирогова (60 коек) и в больнице № 36 (120 коек).

Лекарственное обеспечение населения Москвы осуществляется Департаментом фармации, 537 аптеками (78% из них — государственные), 166 аптечными пунктами и 214 киосками.

В учреждениях Департамента здравоохранения Москвы в 1995 работали 37,2 тыс. врачей (44 врача на 10 тыс. населения); дефицит врачебных кадров — 22 тыс. человек. Численность среднего медицинского персонала 76,4 тыс. человек (89 на 10 тыс. населения); дефицит — 43 тыс. медсестёр, акушерок и фельдшеров. Младшего персонала — 17,8 тыс.; дефицит — 38,8 тыс. человек. Подготовку врачебных кадров проводят Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова, Российский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, Московский медицинский стоматологический институт имени Н.А. Семашко, медицинский факультет Университета Дружбы народов. Повышение квалификации врачей ведётся на кафедрах и в клиниках Российской медицинской академии последипломного образования (бывшего ЦИУ врачей), факультетах повышения квалификации медицинских вузов. Подготовку медсестёр, акушерок и фельдшеров осуществляют 25 медицинских училищ и колледжей.

В Москве находятся Кардиологический центр, Онкологический центр, свыше 80 других научно-исследовательских центров и институтов, а также кафедры и клиники медицинских вузов, сотрудники которых оказывают консультативную и лечебно-профилактическую помощь населению города.

В 1995 расходы на Зеленоград составили 4557,8 млн. рублей. Сформирована бюджетно-страховая модель его финансирования. Помимо Департамента здравоохранения свои лечебно-профилактические учреждения имеют более 25 министерств и ведомств Москвы. С 1991 создаётся рынок платных медицинских услуг, оказываемых по лицензиям объединениями, кооперативами, частными кабинетами, в том числе для лечения гомеопатическим и другими методами альтернативной медицины, зарубежными медицинскими и фармацевтическими фирмами.

Литература: Яровинский М.Я., Здравоохранение Москвы. 1581—2000 гг., М., 1988.

М.Я. Яровинский.

Энциклопедия Екатеринбурга

здравоохранение

система гос. и обществ. мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни чел. Включает в себя: обеспечение доступности мед. помощи (развитие сети б-ц, амбулаторно-поликлинических учреждений, формирование корпуса врачей и ср. мед. персонала); проведение сан.-противоэпидемических мероприятий, охрану материнства и детства, соц. защиту нас. Начала формироваться с момента основания г.Екатеринбурга.

В 1723 в числе первых гор. построек был сооружен "бревенчатый госпиталь, в три светлицы, близ Московских ворот". Его штат включал: мл. лекаря, трех учеников и сторожа. Проф. медики приехали с ген. В.И. де Генниным. Первонач. в госпитале работали иностранцы: лекари Спринцель, Симпсон, Шнезе и аптекарь Тим. Они обслуживали гл. обр. людей, находящихся на гос. службе, поэтому заболевшие раб. частновладельческого Верх-Исетского з-да, осн. в 1726, вынуждены были обращаться за мед. помощью к знахарям или монахам Исетской, Верхотурской и Невьянской общин. Офиц. отчетность по заболеваемости и лечению в XVIII в. практически отсутствовала, поэтому о характере мед. помощи можно судить лишь по немногочисл. свидетельствам. В осн. это было: вытаскивание осколков, отлетавших от молотов и наковален, вскрытие нарывов, пускание крови, выдергивание зубов и т.п.

В первой четв. XIX в. гос. регулирование мед. помощи нас. усилилось. Вышел ряд законодательных актов, касающихся развития горнозавод. медицины. В "Горном положении" (1806) указывалось на необходимость содержания госпиталей как при казенных, так и частновладельческих з-дах, на обязательное проведение карантинных и полицейских мер по борьбе с заразными болезнями. Предусматривался один лекарь на 200 работающих и чл. их семей. Мед. помощь положено было оказывать в госпитале и на дому. В 1810 в Екат. начал работать госпиталь при Верх-Исетском з-де. В 1824-1826 по проекту арх. М.П.Малахова для него было построено спец. здание. Особенно интенсивно госпиталь развивался во второй пол. XIX - нач. XX вв., что было связано с именем А.А.Миславского, возглавлявшего его с 1859 по 1909. За этот период госпиталь был переоборудован (расширено приемное отд-ние, выделены инфекционные палаты, операционный блок, перевязочная) и укреплен квалифицированным мед. персоналом. Помощь оказывалась не только верхисетцам, но и раб. др. з-дов, относящихся к Верх-Исетскому окр. (Верх-Нейвинскому, Рудянскому, Ижевскому). Деятельность Миславского во мн. способствовала преодолению эпидемий оспы, успешному лечению трахомы, понижению уровня завод. травматизма с тяжелыми последствиями. Др. пром. пр-тия Екат., не относящиеся к горн. ведомству (Нижне-Исетский, Уктусский з-ды, мех. и бум. ф-ки), не имели своих госпиталей и ограничивались "визитацией приходящих врачей". В 30-е XIX в. в Екат. начала действовать гор. барачная б-ца, однако она не была в состоянии оказывать мед. помощь всем нуждающимся горожанам. В целом к нач. 70-х XIX в. система З. Екат., включавшая в себя Верх-Исетский госпиталь, гор. б-цу, 3 аптеки, 4 лекаря и 3 аптекаря, нуждалась в дальнейшем расширении и совершенствовании.

С орг-цией в России земской медицины темпы мед. стр-ва в г. увеличились. В 1876 по инициативе врача А.Ф.Петрова открывается родильный пункт. В 1877 при поддержке Гор. управы и Уезд. земства он получает спец. здание, где размещаются палаты на 40 родильных и 20 гинекологических коек, начинает работать шк. акушерок. Значительный вклад в дальнейшее становление первого гор. родильного дома внесли врачи В.М.Онуфриев и А.М.Новиков. В 1916 решением гор. Думы родильный дом переименовывается в повивально-гинекологический ин-т, превратившийся впоследствии в кр. науч.-иссл. учреждение (ныне Ин-т охраны материнства и младенчества). В 1906 в специально построенном здании, в "честь заслуг Миславского", на средства, собранные по подписке, начинает работу глазная лечебница с отд-нием для больных трахомой. В 1910, благодаря ходатайствам Урал. мед. об-ва и лично врача Н.А.Русских, открывается первая в г. дет. б-ца на 12 коек. К 1915 в Екат. действуют Верх-Исетская б-ца, гор. б-ца, глазная лечебница, родильный дом, гор. лаб., неск. частных мед. заведений, 4 аптеки и 40 врачей.

Окт. рев-ция 1917 и Гражд. война привели к свертыванию гор. системы З. К 1919 в Екат. мед. практикой занимались только 18 врачей. Однако начавшееся пром. стр-во и интенсивный приток в г. раб. силы вновь увеличили потребность в мед. помощи. Координацию мероприятий по укреплению гор. З. взял на себя Уралоблздравотдел, возглавляемый И.С.Белостоцким. Широкое распространение инфекционных заболеваний потребовало срочных противоэпидемических и сан. мер. В г. создается эпидбюро (1920), формируется сеть санэпидст. (1933-1934), открываются дезинфекционная, малярийная, бруцеллезная, туляремийная и Пастернаковская ст. (1924-1940). В нач. 1920-х начинает действовать химико-бактериологическая лаб., реорганизованная затем в сан.-бактериологический ин-т (ныне Науч.-иссл. ин-т вирусных инфекций). В 1920-1930-е значительно расширяется мат. база гор. З. На строящихся пром. пр-тиях (УЗТМ, Уралэлектротяжмаш, Турбомоторный з-д и др.) создаются медико-сан. ч. с поликлиническими, стационарными отд-ниями и здравпунктами. В р-нах г. начинают активно применяться новые формы мед. обслуживания нас.: жен. и дет. консультации, пункты скорой помощи и сан. просвещения, противотуберкулезные, венерологические, трахоматозные диспансеры и т.п. В 1930-е формируется система подготовки мед. раб. Начинается обучение мед. профессиям в сестринской, фельдшерско-акушерской, фармацевтической, зубоврачебной шк., в обл. мед. уч-ще. В 1931 первый набор студентов (100 чел.) осуществил Свердл. гос. мед. ин-т (см. Урал. гос. мед. академия). В эти же гг. серьезное внимание было уделено созданию науч.-иссл. ин-тов мед. профиля. Были сформированы и начали успешно работать: ин-ты охраны материнства и младенчества, вирусных инфекций, гигиены труда и проф. заболеваний, курортологии и физиотерапии, туберкулеза, кожно-венерологических заболеваний, травматологии и ортопедии, сан.-гигиенический. Имея хорошо оборудованные лаб. и стационары, все они сразу же становились клиническими базами каф. СГМИ. В 1935-1939 в Свердл. была введена в эксплуатацию новая лечебница на 650 коек, долгие гг. имевшая статус обл. клинической б-цы. В период Вел. Отеч. войны Свердл. становится одним из крупнейших Ц. эвакогоспиталей, в формировании к-рых самое активное участие приняли преподаватели и студенты СГМИ, сотр. НИИ мед. профиля. 78 госпиталей, рассчитанные на 33,2 тыс. коек, осуществляли успешную деятельность по восстановлению здоровья раненых и больных красноармейцев, применяя новейшие методики лечения. Свердл. стал кр. поставщиком донорской крови для фронтовых госпиталей. За 1941-1945 Свердл. ст. переливания крови (осн. в 1932) дала раненым бойцам и ком. св. 80 т крови. С 1943 сотр. ст. стали изготавливать сухую сыворотку крови, что значительно облегчало ее транспортировку и хранение. Свердл. бактериологический ин-т за период войны изготовил разл. вакцин и сывороток в 2 раза больше, чем за предшествующие 22 гг. своего существования. Это во мн. обеспечило эпидемиологическое благополучие не только тылового Свердл., но и прифронтовой зоны. В целом, несмотря на трудности воен. времени, гор. З. сохранило свою мат. базу и успешно решало поставленные задачи. К кон. войны в г. работали 22 б-цы, 11 поликлиник, 3 родильных дома, 22 жен. и дет. консультации, 58 здравпунктов на пр-тиях, более 1000 врачей.

После войны система З. Свердл. продолжала расширяться. К нач. 1960-х число б-ц выросло до 38, число коек до 8,0 тыс., число врачей до 2,5 тыс. Увеличилось число противотуберкулезных диспансеров (с 3 до 8), начали работать 6 гор. санаториев. В 1970-е в Свердл. развернулось кр. больничное стр-во. В этот период вошли в строй корпуса кардиологического Ц., гор. б-цы 40 (1500 коек), Обл. клинической б-цы 1 (1100 коек), Обл. дет. клинической б-цы, гор. дет. б-цы, многопрофильных б-ц и др. мед. учреждений. К нач. 1980-х г. располагал 46 б-цами на 16,0 тыс. коек, 87 поликлиниками, 9 родильными домами и отд-ниями, 9 сан.-эпидемическими ст., 4,0 тыс. врачей. В 1980-е больничное стр-во продолжалось. Были построены совр. здания б-ц 6, 7, 14, 27, Обл. клинического психоневрологического госпиталя для ветеранов войн, пульмонологического и кожно-венерологического-иммунологического Ц. Значительно улучшилось техн. обеспечение мед. учреждений. Внедрение в мед. практику УЗИ-диагностики, эндоскопии, гипербарической оксигенации, гемосарбции, биохим. и радионуклеидной диагностики, лазерных установок, новейших рентгеновских аппаратов, томографов и т.п. позволили поднять мед. обслуживание нас. на новый качественный уровень. В кон. 1980-х - 1990-х в г. стал активно развиваться процесс создания гор., обл., межобл. Ц. специализированной и высококвалифицированной мед. помощи. К кон. 1990-х их насчитывалось более 40: диагностический, кардиологический, ожоговый, таксикологический, медико-генетический, нейрохирургический, микрохирургии глаза, урологический, мед. катастроф и неотложных состояний и др. В 1990-е в г. были открыты новые клиники терапевтической, дет., хирургической и ортопедической стоматологии, онкологический центр. В 2001 в Екат. трудилось 10,1 тыс. врачей и 15,4 тыс. раб. ср. мед. персонала, работало более 100 аптек, коечный фонд б-ц достиг 19,5 тыс.

Лит.: Попова Н. Крепость на Исети // Свердловск. Свердловск, 1946; Рождественская К. Из летописи города // Там же; Здравоохранение // Свердловск-справочник. Свердловск, 1956; Здравоохранение // Свердловск-справочник. Свердловск, 1975; Соркин Ю.Э. Первые лекари Екатеринбурга // В родном городе. Екатеринбург, 1993; Селезнева В.Т. Очерки истории медицины в Пермской губернии. Пермь, 1997; Информационный бюллетень 4 департамента здравоохранения администрации Свердловской области. Екатеринбург, 1997.

З.М. Мельникова

Энциклопедический словарь

здравоохранение

система социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья населения. Основные формы оказания медицинской помощи - частно-практикующая, государственная и страховая. Страховая медицина, наиболее характерная для экономически развитых стран, опирается на систему обязательного социального страхования, которая обеспечивает полную или частичную компенсацию расходов на медицинскую помощь.

Словарь Ожегова

здравоохранение

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, я, ср. Охрана здоровья населения, предупреждение и лечение болезней и поддержание общественной гигиены и санитарии. Всемирная организация здравоохранения (при ООН). Министерство здравоохранения.

| прил. здравоохранительный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

здравоохранение

ср.
Система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья,
предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека.

Словарь медицинских терминов

здравоохранение

совокупность мер социально-экономического и медицинского характера, проводимых с целью организации медицинской помощи, сохранения и повышения уровня здоровья каждого отдельного человека и населения в целом; в СССР здравоохранение представляет собой систему государственных социально-экономических и медицинских мероприятий, проводимых всеми государственными, хозяйственными, общественными организациями и медицинскими учреждениями в целях сохранения и постоянного улучшения здоровья каждого человека и всего населения, обеспечения оптимальных условий труда, быта и отдыха, гармонического физического и духовного развития человека, активного творческого долголетия всех членов общества; меры по охране здоровья строятся на принципах профилактики, бесплатности и общедоступности медицинской помощи, неразрывной связи медицинской науки и практики здравоохранения, активного участия общественности в деле охраны здоровья населения.

Большая Советская Энциклопедия

здравоохранение

комплекс государственных, социальных, экономических, медицинских и др. мер, предпринимаемых обществом для охраны и улучшения здоровья членов этого общества. Характер З. определяется прежде всего социальным строем общества и государства. Поэтому принципы и характер З. в капиталистических и социалистических обществах различны, хотя цель З. единая ≈ изучение здоровья и болезней, предупреждение и лечение их, сохранение здоровья и трудоспособности. Интернациональны методы З., меры индивидуальной и комплексной профилактики, способы надзора и контроля за биосферой, методы диагностики, лечения болезней и т.п. Но для З. каждого государства характерны национальные особенности и традиции.

В СССР и др. социалистических странах характер социального строя обусловил возникновение нового типа З., представляющего собой государственную систему социально-экономических, медицинских и общественных мероприятий, направленных на предупреждение и лечение болезней, обеспечение здоровых условий труда, высокой трудоспособности и активного долголетия человека. Основные принципы социалистической З. ≈ научный характер, бесплатность и общедоступность квалифицированной медицинской помощи, профилактическое направление, участие общественности в З. В СССР принципы З. определяются политикой КПСС и Советского государства. В Программе КПСС, принятой 22-м съездом КПСС, записано: «Социалистическое государство ≈ единственное государство, которое берет на себя заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения. Это обеспечивается системой социально-экономических и медицинских мероприятий» (1971, с. 96). Основные положения о З. в СССР регламентированы в законодательном порядке и наиболее полно и систематизированно закреплены в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, принятых Верховным Советом СССР 19 декабря 1969. Синтез передовой медицины и современных организационных форм является основой единства медицинской науки и практики, чем определяется научный характер З. в СССР, являющийся одним из основных принципов социалистической З.

11 июля 1918 В. И. Ленин подписал декрет Совнаркома РСФСР об учреждении Народного комиссариата здравоохранения РСФСР ≈ первого в мире государственного органа управления З. По этому декрету на бюджет государства и в ведение Наркомздрава РСФСР перешли все медико-санитарные учреждения, ранее принадлежавшие различным ведомствам, учреждениям, организациям и частным лицам. В целях объединения научных сил, использования достижений передовой медицинской науки, определения направлений исследований в области медицины, решения научно-практических задач в 1918 при Наркомздраве был организован Учёный медицинский совет.

В 1936 был образован центральный Орган управления З. ≈ союзно-республиканский Наркомат здравоохранения СССР (с 1946 ≈ министерство здравоохранения СССР); министерства здравоохранения образованы также в союзных и автономных республиках. Исполкомы краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся имеют отделы З.

Для медицинского обслуживания работников отдельных отраслей народного хозяйства в составе ряда министерств организованы медико-санитарные службы, а при некоторых министерствах ≈ санитарные инспекции. Координацию их деятельности осуществляет министерство здравоохранения СССР.

Прочная материально-техническая база позволила реализовать один из важнейших принципов социалистического З. ≈ бесплатность и общедоступность квалифицированной, специализированной медицинской помощи для всего населения. В СССР бюджет З. составляет часть государственного бюджета; кроме того, привлекаются собственные средства государственных, кооперативных, профсоюзных и др. общественных предприятий и организаций, а также колхозов. Заботясь о здоровье трудящихся, Советское государство постоянно увеличивает расходы на З. (включая физкультуру и спорт): в 1950 эти расходы составили 2,1 млрд. руб., в 1960≈4,8 млрд. руб. и в 1970≈9,9 млрд. руб.

План развития З. ≈ составная часть плана развития народного хозяйства СССР, разрабатываемого с учётом перспектив и прогнозов экономического развития, основных демографических показателей и показателей заболеваемости в отдельных районах страны. План З. Является комплексным. В решении задач З., в частности в проведении профилактических мер, наряду с органами З. Участвуют и др. ведомства и организации, что обеспечивает единство их деятельности с общегосударственными органами, позволяет осуществлять координацию, централизованное управление и руководство З. на всех уровнях по единым принципам с учётом специфики местных условий, национальных традиций и особенностей.

Профилактическое направление осуществляется как государственная система социальных и медицинских мер, имеющих целью предупреждение возникновения болезней, а также мер по охране здоровья, трудоспособности и активного долголетия. Большое значение в охране здоровья трудящихся, лечении и профилактике различных заболеваний имеет санаторно-курортное лечение (см. Курорты , Санаторий , Дом отдыха ). Развитие медицины в теоретическом ипрактическом плане осуществляют Академия медицинских наук СССР, её проблемные комиссии и учёные медицинские советы министерств здравоохранения. С 1965 в обеих палатах Верховного Совета СССР функционируют постоянные комиссии по здравоохранению и социальному обеспечению; при местных Советах депутатов трудящихся существуют постоянные комиссии по З., осуществляющие контроль и помощь в деятельности органов З. Большую работу выполняют представители профсоюзов, активисты Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, а также общественные организации.

В зарубежных социалистических странах З. строится в основном на принципах, аналогичных принципам советского З. На иных принципах построена система З. капиталистических странах. В функции государственных органов З. обычно входят: санитарное законодательство, санитарная охрана границ, военная медицина, организация лечебной помощи некоторым контингентам населения (например, инвалидам войны, иногда психическим больным), регламентация прав и обязанностей врачей, медицинское образование (высшее), торговля медикаментами. В функции органов самоуправления (муниципалитетов и др.) входят организация больниц и, в ограниченных размерах, внебольничных учреждений по охране материнства и детства, по борьбе с туберкулёзом и др. социальными болезнями, организация санитарного надзора. Содержание муниципальных медицинских учреждений (больниц) основано на принципе самоокупаемости, лечение в них производится только за плату. Наряду с муниципальными и благотворительными больницами существует значительное число частных лечебниц, являющихся чисто коммерческими предприятиями.

Однако с высокоразвитой научной медициной уживаются открытое знахарство и шарлатанство, например в США легально существуют тысячи знахарей, остеопатов, хиропрактиков, обирающих легковерных пациентов. Беззастенчивая реклама различных чудодейственных «лечебных» средств дополняет эту спекуляцию на болезнях.

Даже в самых богатых капиталистических странах отсутствует развитая система медицинской помощи сельскому населению. В современных капиталистических странах сложились в основном три системы организации медицинской помощи населению: частнопредпринимательская, страховая медицина и государственная служба З.

Наиболее ярко частнопредпринимательская медицина представлена в США, Испании, Португалии и некоторых др. государствах. Например, в США нет обязательного страхования от болезней. Стоимость больничного лечения неуклонно растет. Так, по свидетельству газеты «Нью-Йорк таймс», плата за 10-дневное пребывание в нью-йоркских частных больницах увеличилась с 560 долл. в 1960 до 842 долл. в 1966.

«Добровольное» страхование на основе т. н. авансового группового обеспечения прогрессивные круги справедливо называют «рассрочкой нужды» ≈ оно лишь в небольшой степени (около 40%), притом за счёт самого рабочего, возмещает стоимость медицинской помощи.

Особенностью американского З. является значительный размер госпитального фонда для психиатрических больниц, это обусловлено чрезвычайно большим распространением в стране нервно-психических заболеваний.

Страховая медицина получила распространение в большинстве европейских капиталистических стран, а также в некоторых странах Азии и Латинской Америки. Для этой системы характерны: а) обязательное государственное страхование части или всего населения страны; б) участие в финансировании расходов на медицинскую помощь самих застрахованных, а также предпринимателей, правительственных и муниципальных органов; в) неполная компенсация расходов застрахованных на медицинскую помощь; г) лечебную направленность. В некоторых странах обязательному государственному страхованию подлежат только рабочие и служащие промышленных предприятий (например, ФРГ), в других ≈ всё население страны (Норвегия, Австрия). Основным источником образования фондов социального страхования являются взносы самих застрахованных (например, в Норвегии около 55%). В среднем расходы на медицинскую помощь составляют 1,5≈3% заработной платы. Больничная помощь оказывается в государственных, муниципальных, частных или благотворит, лечебницах, т.к. своих больниц страховые органы не имеют; оплату за лечение (частично или полностью) производят страховые кассы. Бюджет по страховой медицине не включает средств на профилактические мероприятия.

Государственная служба З. Среди капиталистических стран в наиболее полном виде государственная служба З. введена в Великобритании с 1948. Эта наиболее прогрессивная система З., возникшая в результате длительной классовой борьбы, справедливо расценивается английскими рабочими как их серьёзное достижение. Государственная служба включает внебольничную и больничную помощь, консультацию специалистов, а также некоторые виды профилактической помощи. Все виды медицинской помощи, за исключением медикаментозной, обеспечиваются в основном бесплатно. Внебольничная помощь в кабинете врача и на дому оказывается врачами общей практики. Обычно это врачи-универсалы, принимающие всех приписанных к ним больных независимо от характера заболевания (терапия, педиатрия, акушерство, кожные и др.). На консультацию к специалисту может направить только врач общей практики. Расходы по содержанию и оснащению кабинета, а также оплате вспомогательного медицинского персонала несёт сам врач. Некоторые профилактические мероприятия осуществляются местными органами З. (например, комитетами З. графств), в том числе Сестринская служба по уходу за больными на дому, помощь психическим больным, перевозка больных, профилактическая иммунизация и др. Учреждений санаторно-курортного типа, домов отдыха нет.

В странах, освободившихся от колониализма, осуществляются демократические преобразования в различных сферах социальной жизни, в том числе и о области З. Тяжёлое наследие прошлого, недостаток медицинских кадров и материальных средств не дают возможности широко осуществить эти важные начинания, но всё же отмечается значительный прогресс в З.: проводятся мероприятия по предупреждению массового распространения таких заболеваний, как оспа, малярия, глистные инвазии и др.

Контакты между различными странами привели к расширению международного сотрудничества и в области З. Сфера деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) расширяется. СССР и др. социалистические страны играют в ней важную роль, всемерно способствуя развитию международного сотрудничества в области З. Проблемы З. и социальной гигиены как интегрирующей науки стали превращаться из внутренней проблем отдельной страны в интернациональные.

Лит.: Соловьев З. П., Вопросы социальной гигиены и здравоохранения, Избр. произв., М., 1970; Белицкая Е. Я., Проблемы социальной гигиены, Л., 1970; Баткис Г. А., Лекарев Л. Г., Социальная гигиена и организация здравоохранения, М., 1969; Потулов Б. М., В. И. Ленин и охрана здоровья советского народа, 2 изд., Л., 1967; Семашко Н. А., Избр. произв., 2 изд., М., 1967; 50 лет советского здравоохранения. 1917≈1967, М., 1967; Виноградов Н. А., Теоретические и организационные основы социалистического здравоохранения, М., 1967; Организация здравоохранения в СССР. Пособие для врачей, 2 изд., под ред. Н. А. Виноградова, М., 1962.

Н. А. Виноградов, В. Л. Дерябина.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово здравоохранение может быть

Предложения со словом здравоохранение

  • Расходы на здравоохранение в Европе – это одна из основных статей расхода в государственных бюджетах, и дополняются финансированием системы здравоохранения со стороны каждого гражданина в рамках системы перераспределения ресурсов, посредством налоговых отчислений и в соответствии со своими возможностями.
  • В тот период здравоохранение понималось как отрасль «непроизводственной сферы», потребляющей часть дохода, производимого реальным сектором экономики, но не вносящей вклада в объём национального продукта, что заложило основу остаточного принципа финансирования медицинских служб и вместе с тем определило затратный способ расходования лимита ресурсов.
  • «Общественное здоровье и здравоохранение» не разрабатывает конкретные нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей, а вырабатывает стратегию и тактику здравоохранения в определенных социально-экономических условиях.
  • Общественное здоровье и здравоохранение территорий.