змеепоклонство, змеепоклонства, мн. нет, ср. (этнол.). Религиозный культ поклонения змеям.
(офиолатрия) — общераспространенный культ, известный во всех частях света, за исключением Австралии, где змеи не водятся. В змее видели воплощение божества вообще или некоторых отдельных богов (огня, здоровья, данной местности), или же начала зла. В гностическом учении офитов (см.) под формой змея представлено божественное слово, корень эонов, сил, идей, духов, всего сущего. Как символ здоровья, змей встречается в изображениях Эскулапа (см.), а также Афины, как богини-исцелительницы; как символ силы произрастания, змей изображался на жезле Гермеса. У малороссов, как и у многих народов, поныне сохранились поверья о целительной силе змей (см. Сумцов, "Культурные переживания", Киев, 1890, и в "Киевской Старине" 1889 № 3). Культ змей найден был при открытии Америки у мексиканцев, перуанцев и сев.-америк. индейцев; он поныне встречается в Ост-Индии, где местами, в известные праздники, ставится корм бесчисленным очковым змеям, и в Зап. Африке. Зулусы представляют себе души умерших в образе змей и вообще змею считают символом души. Кроме соч., указанных в ст. Горынич (см.), Ср. M ähly, "Die Schlange im Mythus und Kultus der klassischen Vö lker" (Лпц., 1867); Fergusson, "Tree and serpent worship, mythology and art in India" (Лонд., 1868); Потебня, "О мифическом значении некоторых обрядов и поверий" ("Чтения в общ. истории и древностей российск." М., 1865, № 4).