знание, знания, ср. (книж.).
1. только ед. Деятельность сознания, имеющая целью постижение действительности, познание (филос.). Теория знания. Логические законы знания.
2. только ед. Результат познавательной деятельности, система приобретенных с ее помощью понятий о действительности (филос.). Область знания.
| Наука вообще. Знание и техника. Союз знания и труда.
3. только ед. Обладание сведениями о чем-нибудь, состояние знающего что-нибудь человека. Знание сцены. Хорошее знание предмета.
4. только мн. Совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области. У него большие знания. Приобрести много знаний. Обладать знаниями. Мне не хватает знаний.
1) проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека, обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание;
2) достоверное, истинное представление о чем-либо в отличие от вероятностного мнения. Такое противопоставление мнения и знания (греч. doxos — докс и episteme — эпистеме) было разработано в древнегреческой философии Парменидом, Платоном и др. Согласно Аристотелю, знание может быть либо интуитивным (непосредственным знанием), либо дискурсивным, опосредованным умозаключениями и логическими доказательствами. В гносеологических концепциях Нового времени получило развитие различение априорного и апостериорного знания, противостояние эмпиризма и рационализма в объяснении источника знания, а также проблема веры и знания, рожденная в теологии и философии средневековья.
Знание - сила - о ценности научных знаний
издательство
государственное издательство, Москва. Детская, образовательная, учебная и другая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)
См. также Издательства РФ
незнание
невежество
неосведомленность
♦ Хаусмену кто-то написал: "Вы — первый филолог в Европе". Хаусмен сказал: "Это неправда — будь это правда, он этого бы не знал".
Знание
♦ Savoir
Более или менее точный синоним познания. Если по пытаться провести между тем и другим более строгую границу, то можно сказать, что познание это скорее действие, тогда как знание – результат этого действия. Познания множественны; знание – их сумма или синтез. Впрочем, все эти различия достаточно приблизительны и изменчивы, и жестких правил словоупотребления обоих терминов не существует.
Следует различать знание и умение. Если я умею читать и писать, это значит, что я знаю (в большей или меньшей мере) слова, грамматику, орфографию. Я умею водить машину – значит, знаю правила дорожного движения. Я знаю фортепианную музыку Шуберта, но не умею ни играть на фортепиано, ни читать ноты. Я более или менее хорошо знаю жизнь, и я более или менее умею жить. Во всех этих выражениях прослеживается примерно одно направление мысли. Знание обращено на объект или дисциплину; умение – на практическое применение знания и поведение. Знать значит обладать истинной идеей; уметь – иметь возможность сделать. Поэтому, чтобы знать, мало уметь, а чтобы уметь – недостаточно знать.
♦ (ENG knowledge)
система понятий или способов постижения воспринимаемых реальностей. В философии ряд теорий указывает на пути достижения знания (эпистемология).
Syn: эрудиция, осведомленность, компетентность, информированность
ЗНАНИЕ, я, ср.
1. см. знать.
2. Результаты познания, научные сведения. Различные области знания.
3. Совокупность сведений в какойн. области. Специалист с хорошими знаниями. Со знанием дела.
— самое общее выражение для обозначения теоретической деятельности ума, имеющей притязание на объективную истину (в отличие, например, от мышления или мысли, которые могут быть заведомо фантастичны). Вопрос об условиях, при которых, и об основаниях, по которым результаты нашей умственной деятельности могут иметь объективное значение, или вопрос о достоверности нашего З. породил целую философскую дисциплину, выступившую на первый план в новой философии (см. Учение о познании). Термины З. и познание, относясь в сущности к одному и тому же предмету, различаются некоторым оттенком: первый относится более к объективной стороне и результатам умственного процесса, второй — более к его субъективным условиям. Впрочем, это различие, весьма относительное и нетвердое, редко выдерживается; обыкновенно обоими терминами пользуются как синонимами. Об отношении между З. и мнением см. Платон, между З. и верой — см. Религия.
Вл. С.