зоил, зоила, муж. (книж. устар.). Придирчивый, злой критик, постоянный хулитель. «Надеясь на мое презрение, седой зоил меня ругал.» Пушкин. (По имени греческого ритора и критика Зоила, жившего в 3 - 4 веке н.э.)
Любящий животных (греч.).
4 января (22 декабря) – мученик 3оил.
16 (3) марта – праведный 3оил.
26 (13) апреля – мученик 3оил.
2 сентября (20 августа) – мученик 3оил Филиппопольский.
Первоначально - имя греческого учителя риторики (4 в. до н. э.), ядовито высмеивавшего в своих сочинениях Гомера и его героев; впоследствии - синоним злого и несправедливого критика.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(ок. 400 - ок. 330)
гр. учитель риторики. В соч. «Против Гомера» и «Порицание Гомера» высмеивал легковерие Гомера и его героев. Имя 3. стало синонимом злого и несправедливого критика.
Я.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
, а, м.
1. Имя древнегреческого критика Зоила, жившего в IV в. н. э.
2. Несправедливо придирчивый критик, злобный хулитель (переносн.).
* ► Надеясь на мое презренье, седой Зоил меня ругал. // Пушкин. Стихотворения // *
придирчивый и недоброжелательный критик; по имени греческого оратора и критика IV века до н.э.:
* "Зоил порой может усмотреть воплощение трюизмов в философском звучании обоих произведений; мы готовы пойти так же далеко". - Фантастика и футурология *
древнегреческий философ и ритор 4 в. до н. э. Ученик Сократа. Представитель ранней критики гомеровского текста ("Порицание Гомеру" и др.). В 19 в. имя Зоил стало нарицательным для обозначения придирчивого, недоброжелательного и язвительного критика.
м. устар.
Придирчивый, недоброжелательный критик; злобный хулитель.
(Ζωίλος) — оратор, философ и литературный критик IV—III вв. до Р. Х., родом из Амфиполя, что во Фракии, откуда один из его эпитетов: "фракийский раб". Со времени римских поэтов века Августа, З. — нарицательное имя критика завистливого, язвительного и мелочного. За насмешки и издевательство над Гомером З. был прозван "Бичом Гомера" (Όμηρομάσιξ); называли его также "собакой красноречия". Насколько можно судить по уцелевшим, довольно многочисленным его, критическим замечаниям, по названиям его сочинений и по суждениям о нем Лонгина и Порфирия, древних знатоков литературы, З. принадлежал к числу софистов пытливых, остроумных, но очень мало понимающих в поэзии и вовсе не сообразующихся в оценке древних поэтических произведений с миросозерцанием и вкусами общества, для которого произведения эти назначались первоначально. В гневе на ахеян Аполлон мечет свои смертоносные стрелы сначала в мулов и собак (Ил. I, 50); по мнению З. — это непристойная напраслина на божество, "ибо чем провинились перед ним мулы и собаки"? При известии о смерти Патрокла, Ахилл предается безмерной скорби и изливается в слезах (Ил. XVIII, 22-35); вслед за Платоном З. повторяет, что смерть не должно почитать злом, что слезы и отчаяние — удел женщин; "даже Гекуба, при виде влекомого за колесницей тела Гектора, не проявляет такого исступления, каким Гомер наделяет здесь своего героя". В изображении Приама, выпрашивающего у Ахилла останки сына, З. находил несколько несообразностей: Гермес не провожал Приама до Ахиллова шатра, троянский старец запасся раньше пропуском от Ахилла. Приам и Ахилл не могли говорить так, как они говорят у Гомера; но нелепее всего вмешательство в дело Аполлона, с целью сохранить нетленным труп Гектора (XXIV, 470 сл.). О Диомеде поэт сообщает, что Афина "пламень ему от щита и шелома зажгла неугасный" (V, 4). "Это верх нелепости, — восклицает З. — Что же станется с героем? Он должен тотчас обратиться в пепел". Эти и подобные примеры Зоиловой критики Гомера не более странны, нежели многие замечания Платона против царя поэтов; в том же направлении критиковали гомеровские поэмы Аристотель и александрийские грамматики, предшественником которых был З. От других критиков того же рода он отличался, вероятно, лишь большей настойчивостью в выискивании всевозможных недочетов в Илиаде и Одиссее. Плиний старший две книги своей "Естественной истории" составил по З.; Лонгин находил весьма остроумным выражение З.: "плачущие поросята" о спутниках Одиссея, обращенных Цирцеей в свиней. Обличители Гомера появляются в литературе уже с VII в. до Р. Х.; но они выступали в интересах морали и религиозного спиритуализма, а З. — обличитель Гомера во имя правого смысла.
См. F àbricii, "Bibiliotheca Gr." (I, 550 sq.); Lehrs, "De Anstarchi studiis Homeric." (III, 9).
Ф. Мищенко.