религия, распространенная в древности и раннем Средневековье в Средней Азии, Персии, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока; сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Название – по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра). Священный канон – «Авеста». Основные принципы зороастризма: противопоставление двух «вечных начал» – добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра, проявляющегося в образе верховного божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь.
Заратустра (Заратуштра, Зороастр) - пророк и основатель древнеиранской религии зороастризма. Историчность Заратуштры достоверно не установлена.
Большинство ученых признают Заратуштру реальным лицом и относят деятельность пророка к X–VI вв. до н. э. Первоначально Заратуштра выступал с проповедью на родине, но не был признан своей общиной и вынужден был покинуть родину (в древнейшей части «Авесты», «Гатах», составленных Заратуштрой, сохранилась молитва, обращенная к Ахурамазде, – «Куда бежать?»). Его покровителем и последователем стал Виштаспа, способствовавший распространению зороастризма в Персии.
Пророк был убит одним из врагов, преследовавших его всю жизнь. Уже в «Младшей Авесте» образ Заратушт-ры был подвергнут мифологической обработке.
дуалистическая древнеиранская религия, создание которой приписывается пророку Заратуштре (Зороастру). Зороастризм окончательно оформился к VII в. до н.э. Главное в зороастризме – учение о постоянной борьбе в мире двух противоположных начал: добра, олицетворяемого светлым божеством Ахурамаздой (Ормузд), и зла, олицетворяемого темным божеством Анхра-Майнью (Ариман). Зороастризму присущи эсхатологические идеи о конце мира, загробном воздаянии, последнем суде и воскресении мертвых, о рождении девой грядущего спасителя, оказавшие большое влияние на иудаизм и христианство.
Зороастри́зм - древнеперсидская религия, возникшая в VII в. до н.э.; основателем считается реформатор и пророк Зороастр (Заратуштра); базируется на противопоставлении вечно борющихся добра (олицетворенного в Ахура-Мазде или Ормузде) и зла (олицетворенного в Ахра-Майнью или Аримане); учение опирается на древние тексты «Авесты» (см.); отличительной чертой культа является поклонение огню.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
(парсизм)
религия, возникшая на территории Древнего Ирана (Персии отсюда парсизм). В основе зороастризма лежит комплекс древнейших индо-иранских представлений о мире, сложившийся в период Ахеменидов (6–4 вв. до н. э.) в религию раннеклассового об-ва маздеизм, реформированную пророком Заратуштрой (др. - греч. Зороастр). Историчность личности Заратуштры в наст. вр. в науке не подвергается сомнению. Ему приписывается авторство Гат самой древней части св. книги Зороастризма и маздеизма Авесты, письменно зафиксированной не ранее 3 в. Большая часть из 21 книги Авесты не сохранилась; в 4–6 вв. она редактировалась и кодифицировалась, снабжалась комментариями Зенд. Осн. идея 3. зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Проповедь Заратуштры обращалась к личности и предполагала свободную волю и выбор человеком места в предельно остром противостоянии сил добра и зла, когда поступки человека определяли его судьбу и в этом, и в загробном мире. Человек должен верить в благое божество, молиться ему, бороться с силами зла; от него требовались добрая мысль, доброе слово, доброе деяние, а также чистота: ритуальная, помыслов, бытовая и т. д. Добром считались в первую очередь производительный труд (особенно земледельческий), благотворительность, рождение и воспитание потомства. Для обрядовой практики 3. характерно почитание 4 элементов Вселенной воды, огня, земли, воздуха. В храмах горит вечный огонь. В совр. мире последователей 3. насчитывается не более 130 тыс., в осн. в Индии, Иране, Пакистане, ШриЛанке и в англосаксонских странах. В общине происходят реформационные процессы, размывается ее конфессиональный характер, выросла роль астрологии. В наст. вр. последователи 3. появились и в Российской Федерации зороастрийская община Санкт-Петербурга и зерванозороастрийская община «Белая гора» в Москве.
А.И. Кудрявцев
религия, распространенная в древности и раннем средневековье в Ср. Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Ср. Востока, сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Название по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра). Священный канон - "Авеста". Основные принципы зороастризма: противопоставление двух "вечных начал" - добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь.
религия, распространённая в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде др. стран Ближнего и Среднего Востока, а в настоящее время у парсов в Индии и гебров в Иране. Названа по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра , до середины 6 в. до н. э.). Священный канон З. ≈ «Авеста» . Для З. характерны: монотеистическая тенденция, выраженная в вере в верховного, или единого, бога Ахурамазда , по имени которого З. называют маздеизмом, и дуализм, противопоставляющий два вечных начала ≈ добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса. К силам зла в З. принадлежат дайвы (позже дэвы ≈ «демоны») ≈ натуралистические боги индоиранской религии (остались богами в Индии и у части Иранских племён), отличные от асур («владыка», Иранское ахура), богов с особой властью морального порядка. Главную роль в ритуале З. играет огонь, рассматривающийся как воплощение божественной справедливости, арты. Во главе сил добра в З. стоят Ахурамазда (позже Ормазд) и его дух Спента-Майнъю (Святой дух), во главе сил зла ≈ враждебный дух-разрушитель Анхра-Майнью (позже Ахриман), в дальнейшем как злой бог прямой соперник Ахурамазды. Маздеизм развивался в эпоху возникновения государственных образований и боролся с культом дайвов, связанным со старым жречеством и родоплеменной знатью. Согласно З., цель мирового процесса, победа добра над злом достигается развитием событий в этом мире, причём особая роль принадлежит человеку, обладающему свободой выбора (эта концепция обоснована уже в Гатах, древнейшей части Авесты): он может встать на любую сторону в борьбе добра и зла, но совместное коллективное усилие приверженцев истинной веры приведёт к конечной победе сил добра. Обязанностью человека по отношению к доброму началу, как и средством индивидуального спасения, являются не столько обряды и молитвы, сколько образ жизни, предписанный З.; основные орудия в борьбе со злом ≈ «добрая мысль», «доброе слово», «доброе дело». Особое значение придаётся умножению благого материального бытия (от разведения скота и земледелия до капиталистического предпринимательства у современных парсов) и произведению потомства, умножающему воинство доброго начала. З. всегда был чужд аскетизм.
З. окончательно оформился как государственная религия при Сасанидах . После арабских завоевания З. ещё 3≈4 века играл значительную роль в Иране и соседних странах; тогда же были написаны многие произведения литературы З. на среднеперсидском языке, в том числе обширная энциклопедия З. ≈ Денкарт (9 в.). С дальнейшим распространением ислама многие последователи З. эмигрировали в Индию, их потомки ≈ парсы. В эпоху соперничества с христианством и затем исламом в З. отмечается стремление принизить значение злого духа; парсы признают, по существу, лишь бога Ормазда, а Ахриман мыслится в основном как символ дурных тенденций в человеке.
Источн.: Kent R. G., Old Persian, 2 ed., New Haven, 1953; Pahlavi texts, transl. by E. W. West., v. 1≈5, L., 1890≈97 (Sacred Books of the East, v. 5, 18, 24, 37, 47).
Лит.: Струве В. В., Родина Зороастризма, «Советское востоковедение», 1948, т. 5, с. 5≈34; Абаев В. И., Скифский быт и реформа Зороастра, «Archiv orientáini», 1956, v. 24, ╧ 1; История таджикского народа, т. 1, М., 1963; Widengren G., Die Religionen Irans, Stuttg., 1965 (библ.); Duchesne-Guillemin J., La religion de I'Iran ancien, P., 1962. См. также лит. при ст. «Авеста» , Заратуштра .
Э. А. Грантовский.