зрелище, зрелища, ср.
1. (книж.). То, что предстоит, открывается взору, что привлекает взор: явление, происшествие, пейзаж. Снеговая цепь гор в лучах заходящего солнца представляла собой восхитительное зрелище. «Неожиданное зрелище его поразило.» Пушкин.
| перен. То, что обращает на себя внимание (устар.). Чудное зрелище представляет этот язык (русский). К.Аксаков.
2. Инсценировка, представление, рассчитанное на многочисленных зрителей. Хлеба и зрелищ! (перевод лат. panern et circenses). Массовые зрелища.
визуально и акустически насыщенное сочетание образов, действий, процессов, возникшее спонтанно, или же подготовленное силами отдельных индивидов (группой) — последних, чаще всего, называют режиссерами.
Со скачкообразным развитием визуальных технологий 3. приобрело массу функций, ранее ему почти не свойственных, стало инструментом политической, идеологической борьбы, орудием бунта, восстания и шока; более того, получило новое воплощение в виртуальной реальности, где стало одним из средств общения, потеснив даже вербальную информацию.
Современному художнику недостаточно просто создать талантливое произведение — еще и необходимо произвести максимально эффектный жест, на произведение указывающий. Отсюда формирование и невероятный расцвет «искусства действия», поток перформансов, хэппенингов, инсталляций, ставших на сегодня преобладающими жанрами актуального творчества. Любой политической силе необходимо не просто выступить с убедительной программой, но и манифестировать себя в ярком, выпадающем из обыденности, действе. Публичная политика в новом качестве предельно театрализована, причем статистами зачастую служит чуть ли не весь социум, а декорациями — вся страна. 3. также стало одним из наиболее прибыльных продуктов. В около музыкальном шоу-бизнесе, мейнстриме голливудского кинематографа, на телевидении обращаются колоссальные деньги. Корпорации, работающие в этих сферах, — фирмы грамзаписи, американские мейджоры, медиа-холдинги, — производят зрелища конвейерным способом, сводя к минимуму их эстетическую ценность.
По существу, современное постиндустриальное общество стало шоу-обществом, обществом спектакля. Важнейшая попытка осмысления и критики глобального 3. сделана в труде «Общество спектакля» французского радикала Ги Дебора. Парадокс, однако, в том, что восставшие в 1968 году студенты, во многом руководствовавшиеся идеями Дебора и созданного им «Ситуационистского Интернационала», по сути, сымпровизировали на улицах Парижа великолепное, масштабное, приковавшее к себе взгляды всего мира, 3. Но ни одна революция и не может быть «нон-спектакулярной».
Точно так же и 3. не может быть «плохим» или «хорошим» в этическом смысле. 3. можно уподобить фундаментальной стихии социума, вроде воздуха или воды в природе; плазме, пронизывающей все культурное поле. Столь большую энергию можно использовать в любых целях, в том числе и в созидательных.
Кроме того, маленькое, но продуманное 3. способно перечеркнуть самое огромное, дорогостоящее, но безвкусное и глупое шоу. Главное — хорошая постановка.
Д. Десятерик
СМ.: Акция, Вербатим, Готы, Мейджор, Перфоманс, Попкорн, Революция, Ролевые Игры, Ситуационизм, Театр Жестокости, Хэппенинг.
(Деян 19:29-31) — место общественных увеселений, куда собирался во множестве народ, и где часто производились общественные собрания, выборы, суды и т. п.
зр’елище (Деян.19:29,31) — театр или публичное место собраний, устраивавшееся во всех крупных городах того времени.
ЗРЕЛИЩЕ, а, ср.
1. То, что представляется взору, привлекает взор (явление, происшествие, пейзаж). Необыкновенное з. З. для богов (потрясающее; шутл.).
2. Театральное или театрализованное, цирковое представление, спортивные выступления. Массовые зрелища.
• Хлеба и зрелищ! голос толпы, желающей удовлетворения её сегодняшних примитивных потребностей [первонач. по сатире Ювенала о требованиях римской черни].
| прил. зрелищный, ая, ое (ко 2 знач.). Зрелищные организации.