(Яков)
Последующий (дословно – хватающий за пятку), иносказательно – второй по рождению из двух близнецов (евр.).
В Неделю (т. е. воскресенье) по Рождеству Христову (переходящее празднование) и 17 (4) января – и ИАКОВ, брат Господень => апостол Иаков, брат Господень.
26 (13) января – святитель Иаков, епископ Низибийский.
11 февраля (29 января) – мученик Иаков.
12 марта (27 февраля) – преподобный Иаков Сирийский.
17 (4) марта – преподобный Иаков, постник.
3 апреля (21 марта) – святитель Иаков, исповедник, епископ.
6 апреля (24 марта) – преподобный Иаков, исповедник.
13 апреля (31 марта) – праведный Иаков.
17 (4) апреля – преподобный Иаков Галичский (Рус.).
21 (8) апреля – праведный Иаков.
23 (10) апреля – мученик Иаков, диакон Персидский.
24 (11) апреля – преподобный Иаков Железноборовский (Рус.).
4 мая (21 апреля) – преподобный Иаков Стромынский (Рус.).
13 мая (30 апреля) – апостол Иаков Зеведеев.
18 (5) мая – преподобий Иаков Железноборовский (Рус.) (обретение мощей).
27 (14) мая – святитель Иаков, епископ.
4 июня (22 мая) – праведный Иаков Боровичский (Рус.).
5 июня (23 мая) – святитель Иаков, епископ Ростовский (Рус.).
12 июня (30 мая) – преподобный Иаков Галичский (Рус.).
26 (13) июня – преподобный Иаков.
7 июля (24 июня) – праведный отрок Иаков Менюжский (Рус.).
13 июля (30 июня) – апостол Иаков Зеведеев.
22 (9) августа – мученик Иаков.
12 сентября (30 августа) – святитель Иаков Сербский.
15 (2) октября – мученик Иаков Казанский (Рус.).
22 (9) октября – апостол Иаков Алфеев.
23 (10) октября – преподобномученик Иаков Зографский.
3 ноября (21 октября) – преподобный Иаков Омучский (Рус.).
5 ноября (23 октября) – и ИАКОВ, брат Господень => апостол Иаков, брат Господень и НОВГОРОДСКИЙ чудотворец, # ок. 1540 г. => праведный Иаков Боровский, Новгородский.
14 (1) ноября – священномученик Иаков, пресвитер, в Персии пострадавший и два преподобномученика Иаков Афонских.
9 декабря (26 ноября) – преподобный Иаков, отшельник.
10 декабря (27 ноября) – святитель Иаков, епископ Ростовский (Рус.) и великомученик Иаков Персянин.
(Быт 25:26-34 и др.) — патриарх, родоначальник народа Израильского, младший сын Исаака, называемый иначе Израиль. Его история излагается в Быт 25, 27-50. Иаков был сын Исаака и Ревекки и брат Исава. Оба они были близнецы. «И настало время родить ей (т. е. Ревекке), — говорит бытописатель, — и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный весь, как кожа, косматый, и нарекли имя ему Исав. Потом вышел брать ею, держась рукою своею за пяту Исава, и наречено имя ему Иаков. Дети выросли, и стал Исав искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах». Иаков был любимый сын Ревекки, своей матери, и ее наставления оказывали на него иногда сильное влияние в некоторых важных случаях его жизни. Первое проявление его самостоятельной жизни, о котором повествует кн. Бытия, указывает как бы на некоторую хитрость в его характере. Однажды Исав возвратился домой с охоты голодный, и Иаков предложил ему продать свое первородство за хлеб и кушанье из чечевицы (Быт 25:29-34). При другом случае, следуя внушению своей матери, он предвосхитил у отца своего Исаака благословение, предназначенное для его первенца, Исава (27:1-40). Впрочем, вследствие сего последнего поступка, он должен был бежать и, согласно с желанием своей матери, удалился в Месопотамию, в Харран, к своему дяде Лавану. Перед отправлением в путь Исаак благословил Иакова и указал ему искать себе жену из дочерей Лавана (28:1-5). На пути в Харран Иаков имел чудесное видение, именно, он видел во сне таинственную лестницу, соединяющую небо с землею, и ему были обещаны благословения Божии, данные Аврааму, и особенное покровительство в жизни (28:10-22). По прибытии Иакова в Харран, Лаван принял его благосклонно, и он согласился служить у него семь лет за младшую дочь его, Рахиль. Но по прошествии семи лет Лаван хитростью выдал за него старшую дочь свою, Лию, вместо младшей. Иаков согласился служить еще семь лет за Рахиль, получил ее себе в жены и потом еще несколько времени оставался в услужении у Лавана за условленную плату из скота и весьма разбогател; помимо Лии и Рахили, Иаков взял себе еще в жены двух служанок. Баллу и Зелфу, и таким образом от четырех он имел 12 сыновей и одну дочь. Дину (24, 30:1, 35:16-19). Наконец, через 20 лет по вступлении в Месопотамию, заметив, что Лаван начинает завидовать его благосостоянию, Иаков тайно ушел из дома его со своим семейством и со всем, что у него было, и направился в землю Ханаанскую. Узнав о сем, Лаван пустился за ним в погоню и нагнал его на г. Галаад и старался, хотя и тщетно, возвратить, по крайней мере, домашних своих богов, которым он суеверно поклонялся и которые похитила у него Рахиль, скрыв их под седлом своего верблюда. Впрочем, дело окончилось примирением, и Иаков получил возможность продолжать дальнейший путь (30:25-43). В Маханаиме Бог ободрил Иакова, — его встретили ангелы Божии; но, все-таки, по мере приближения к отечеству, он ощущал в душе невольный страх, боясь встречи с братом своим Исавом, гнев которого против него, как он думал, еще не утих совершенно. Близ потока Иавок во время ночи он выдержал таинственную борьбу с Богом, получил новое имя Израиль (Богоборец) и нарек имя месту тому Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя (гл. 32). Свидание Иакова с братом его Исавом обошлось мирно и любовно. Достигнув потом Сокхофа, Иаков основал, было, здесь себе жилище, но затем двинулся к г. Сихему, близ которого раскинул свой шатер, купил себе часть поля и воздвиг здесь Господу жертвенник. После несчастного события, именно, бесчестия, нанесенного князем Сихемским его дочери Дине, и жестокого отмщения за это Сихемлянам ее братьями Симеоном и Левием, Иаков по повелению Божию со всем семейством собрался в Вефиль. Но перед отправлением в путь он приказал всем, бывшим с ним, бросить чужих богов, очиститься и переменить свои одежды. Вефиль был местом новых откровений милости Божией к Иакову. Во время пути из Вефиля любимая супруга Иакова Рахиль скончалась от трудных родов, родивши ему сына Вениамина, и погребли ее близ Вифлеема. Исаак был еще жив, будучи 180 лет от роду, когда Иаков посетил его в Хевроне, где, впрочем, он скоро скончался, и погребли его Исав и Иаков сыновья его (35). После сего Иаков обыкновенно жил в земле Ханаанской, но в определенном ли каком месте, о том в кн. Бытие точно не говорится. Один раз мы встречаем его живущим в долине Хевронской (32:1,15). Жестокость сыновей Иакова, при продаже любимого его сына Иосифа в Египет, послужила для него источником горькой печали и скорби (37). Последовавший затем голод в земле Ханаанской и двукратное путешествие сыновей его в Египет за хлебом, также причиняли ему немало беспокойств и огорчений. Но вот, наконец, он был утешен радостным известием, что Иосиф жив и в почете, и по его просьбе предпринял путешествие в Египет (42:45). На пути в Египет он получил новое знамение Божия благословения, именно в Вирсавии, и, наконец, прибыл в Египет со всем своим домом и был обрадован лицезрением долго считавшегося потерянным сына. Выехав на встречу своему отцу в Гесем, Иосиф пал на шею его и долго-долго плакал «Умру я теперь, увидев лицо твое, — говорил Израиль Иосифу, — ибо ты еще жив» (46:29-30). Представленный Фараону в Египте, Иаков был принят им очень милостиво «Сколько лет жизни твоей?» — спросил у него Фараон. — «Дней странствования моего сто тридцать лет, — отвечал Иаков, — малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до дней жизни отцов моих во днях странствования их» (47:8-10). И благословил Иаков Фараона и вышел от него. По повелению Фараона Иаков со всеми сыновьями и домом своим поселился в лучшей части Египта, в земле Гесемской, и оставался в ней до самой смерти своей, последовавшей через 17 лет по прибытии в Египет (47). Перед своею смертью он благословил сыновей Иосифа, приказал похоронить себя в Хевроне, и на смертном одре произнес торжественное пророческое благословение всем сыновьям своим, возвестив им, что будет с ними в предыдущие дни (47:29-31, 48, 49). По его кончине тело его было бальзамировано и с великолепием перевезено в землю Ханаанскую в Хеврон и погребено там, в пещере Махпела, согласно со сделанным им завещанием (50:1-13). Из означенного краткого исторического очерка жизни Иакова нельзя не видеть, что он был один из величайших патриархов царей ветхозаветных. Многократные испытания и бедствия своей многострадальной ста сорокасемилетней жизни он всегда переносил с непоколебимою верностью Богу, с твердым терпением и преданностью Промыслу Божию, и с неизменным упованием на Него во всех обстоятельствах своей жизни; потому-то во всех прочих книгах Библии имя Иакова имеет весьма высокое значение, употребляется ли оно в смысле его потомков, или еврейского народа или народа Божия и т. п. Еще чаще встречается в Свящ. Писании другое и более замечательное имя, полученное Иаковом во время его таинственной борьбы с небесным противником — имя Израиля. Авраама обыкновенно почитают отцом верующих, но Иаков или Израиль сделался, так сказать, символом или представителем всей Церкви Божией на земле. Выражения Иаков, семя Иакова, чада Иакова, часто прилагаются вообще ко всему обществу истинно-верующих на земле (Вт 33:10, Пс 13:6 и др.). Новым Израилем нередко называется Новозаветная христианская церковь, основанная на земле Господом И. Христом и Его апостолами.
(Израиль)
ветхозаветный патриарх, внук Авраама, сын Исаака и Ревекки. Христианская традиция придает особое символическое значение двум событиям из жизни Иакова: борьбе Иакова с Ангелом (см. Быт. 32, 24-32) и видению лествицы (см. Быт. 28, 10-17); оба они понимаются как ветхозаветные образы Боговоплощения, раскрывающие различные его аспекты.
И’аков (держащий за пяту, вытесняющий, выживающий) —
а) меньший из близнецов (то есть родившийся вторым), сын Исаака и Ревекки, впоследствии властвовавший над большим (Быт.25:23 -26), патриарх израильского народа. Купив хитростью у Исава его первородство и хитростью же получив первое и лучшее благословение отца, он должен был бежать от гнева Исава, который хотел убить его, в Месопотамию. Ему тогда было 76 лет (а женился он в 83 года). Хотя в Писании обо всем этом прямо не сказано, это легко вычислить: Иосиф стал правителем в Египте в 30 лет (Быт.41:46). Прошли семь лет изобилия (Быт.41:46 -47), потом два года из семи лет голода (Быт.45:6,11). Иосифу стало 39 лет. В этот год к нему приехал Иаков с семьей в свои 130 лет (Быт.47:9), следовательно, Иосиф родился, когда Иакову уже было 90 лет, а это произошло после 14 лет службы у Лавана (Быт.30:25 ; 31,41). Таким образом, он к нему пришел в 76 лет, а через семь лет (Быт.29:20 -21) он женился. Когда Иаков покидал Месопотамию, у него было две жены, две наложницы, 11 сыновей и дочь. Огромное имение он нажил, снова употребив хитрость (Быт.30:43 ; Быт.32:10). У Иавока Иаков боролся с Ангелом Божиим и был переименован в Израиля (Быт.32:28). Это имя (герой Божий) позднее было еще раз подтверждено (Быт.35:10) (раввинская традиция трактует факт борьбы с Ангелом как символ борьбы веры с сомнениями, в которой укрепляется вера). В Ханаанской земле, куда он вернулся, у него родился последний сын Вениамин (Быт.35:16 -18). В этой земле Иаков странствовал 40 лет долгие годы оплакивая своего любимого сына Иосифа. Печаль о нем превратилась в великую радость, когда тайна открылась. В 130 лет Иаков со всей своей семьей в 70 душ (Быт.46:27) переселился в Египет, где и умер через 17 лет. Перед смертью Иаков пророчески благословил всех сыновей (в том числе и двух усыновленных им детей Иосифа), прокляв гнев Симеона и Левия (Быт.49:5 -7) и возвестив появление Примирителя из колена Иудина (Быт.49:10). Именем Иаков часто обозначается весь израильский народ; (см. тж Израиль)
б) (Мат.1:15,16) — ·аналог. Авиуд,г;
в) (Мат.4:21 ; Мат.10:2 ; Мат.17:1 ; Мар.1:19 ; Мар.3:17 ; Мар.5:37 ; Мар.9:2 ; Мар.10:41 ; Мар.13:3 ; Мар.14:33 ; Лук.5:10 ; Лук.6:14 ; Лук.8:51 ; Деян.1:13 ; Деян.12:2) — сын Зеведея (см.), брат Иоанна (по-видимому, старший), один из двенадцати Апостолов Христовых и один из трех Его ближайших учеников, называемый Иаковом старшим в отличие от другого Апостола Иакова (см. ·след.). Был назван Господом вместе с его братом «сынами громовыми» (Воанергес) за их решительность и быстроту. Явился первым мучеником из Апостолов, будучи обезглавлен Иродом около 44 ·г.;
г) (Мат.10:3 ; Мар.3:18 ; Мар.15:40 ; Лук.6:15 ; Лук.24:10 ; Деян.1:13 б) — сын Алфея, другой из Апостолов Христовых. Некоторые полагают, что он то же лицо, что и Иаков меньший, сын Марии Клеоповой (см.);
д) (Мат.13:55 ; Мар.6:3 ; Деян.12:17 ; Деян.15:13 ; Деян.21:18 ; Иуд.1:1 ; 1Кор.15:7 ; Гал.1:19 ; Гал.1:9 ; Гал.2:9,12) — старший из братьев Иисуса Христа по плоти, «брат Господень» (см. братья Иисуса), обратившийся в истинную веру после воскресения Господа, ставший «столпом» Иерусалимской общины верующих и ревностным учителем для многих христиан. Является автором Послания Иакова. Его называли «Праведником» и к его мнению прислушивались. По свидетельству Евсевия и Иосифа Флавия, он за свою ревность был убит иудеями между 62 и 66 годами (сброшен с храма или побит камнями) (в русской Библии в заголовке Послания назван Апостолом);
е) (Лук.6:16 ; Деян.1:13 в) — отец или брат (в оригинале не ясно) Апостола Иуды (см. Иуда,л).
по прозвищу Израиль, один из ветхозаветных патриархов, родоначальник всего народа Израильского. История Иакова изложена в Книге «Бытия» (25, 27–50). Иаков был одним из двух сыновей Исаака и Ревекки. «И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый, и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено имя ему Иаков. Дети выросли, и стал Исав искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах». Иакова очень любила мать, а ее советы оказывали на юношу сильное влияние. Первые поступки в его самостоятельной жизни указывают на некоторую хитрость его характера. Однажды Исав вернулся домой голодный, и Иаков предложил ему продать первородство за тарелку чечевичной похлебки и кусок хлеба (Бытие 25, 29–34). В другом случае по совету матери Иаков заполучил благословение отца, предназначенное Исаву, и совет выбрать себе в жены одну из дочерей Лавана (Бытие, 27, 1—40). Вследствие этого поступка ему должен был бежать. По пути в Харран (Месопотамия) ему было видение: ему приснилась лестница, соединяющая небо и землю, и были обещаны благословение Божье, данное прежде Аврааму, и особое покровительство (Бытие, 28, 10; 28, 22). У Лавана Иаков служил семь лет за то, чтобы тот выдал за него свою младшую дочь Рахиль. Но Лаван обманул его, отдав ему в жены старшую дочь Лию. За Рахиль Иакову пришлось отработать еще семь лет, а затем он взял себе в жены еще двух служанок. От четырех жен у Иакова было двенадцать сыновей и одна дочь. Через 20 лет Лаван начал завидовать богатству Иакова, поэтому тот решил тайно покинуть его. Приближаясь к дому, он начал опасаться, что Исав, вспомнив давние обиды, может ему навредить, но все обошлось и братья помирились. Иаков с семьей обосновался в Сихеме, где воздвиг жертвенник Господу. Однако вскоре обстоятельства заставили его переехать в Вефиль. Перед отъездом он велел всем домашним переменить одежды, очиститься и бросить чужих богов, так как ему было еще одно откровение от Истинного Бога. По пути в Вефиль любимая жена Иакова родила ему сына Вениамина, а сама скончалась от трудных родов. Рахиль похоронили недалеко от Вифлеема. Затем его посетил отец, который тоже вскоре скончался: «и погребли его Исав и Иаков, сыновья его» (Бытие, 35, 39). После этих событий Иаков поселился в земле Ханаанской. Вскоре его сыновья, позавидовав любимому сыну Иакова Иосифу, продали того работорговцам, а отцу сказали, что его загрызли дикие звери. Это событие принесло патриарху множество беспокойств и огорчений. Затем в земле Ханаанской начался многолетний голод, что заставило сыновей Иакова искать хлеба в Египте. Там они встретились с Иосифом, но не узнали его, так как к тому времени их брат занял высокую должность при дворе фараона. Во второй раз сыновья Иакова приехали в Египет вместе со своим отцом. По дороге в Египет он получил еще одно знамение от Господа. Трогательная встреча его с потерянным сыном закончилась благословением фараона, после чего семья Иакова поселилась в Египте, в лучшей части страны. Там Иаков скончался и был похоронен, согласно его завещанию, в пещере Махпела.
(израиль)
А. Темы в Библии
ИУДЕЯ = ИЗРАИЛЬ как тема второй Паралипоменон:
2Пар 29:24
Б. Второй сын Исаака и Ревекки:
Быт 25:26
1. Данные о семье
♦ близнец Исава:
Быт 25:24,25
♦ взял в жены Лию и Рахиль:
Быт 29:16-30
♦ отец двенадцати сыновей и одной дочери:
Быт 29:31–30:24; Быт 35:16–18,23-26; Быт 46:8-27; 1Пар 2:1,2
2. История его жизни
а. До прихода в Харран
♦ кроткий человек, живший в шатрах:
Быт 25:27
♦ купил первородство Исава:
Быт 25:29-34
♦ обманул Исаака и получил благословение от него:
Быт 27:1-37
♦ убежал в Харран от гнева Исава:
Быт 27:41; Быт 28:1-5
♦ его сон в Вефиле:
Быт 28:10-22
♦ Бог возобновил завет Авраама с ним:
Быт 28:13-15
б. В Харране
♦ пришел в Харран:
Быт 29:1-8
♦ встретился с дядей Лаваном и остался у него:
Быт 29:9-14
♦ служил Лавану за Лию и Рахиль:
Быт 29:16-30
♦ стал отцом многих детей:
Быт 29:31–30:24
♦ работал за стадо овец:
Быт 30:25-43
♦ решил вернуться в Ханаан:
Быт 31:1-21
♦ был преследуем Лаваном:
Быт 31:22-55
в. После возвращения в Ханаан
♦ строил планы примирения с Исавом:
Быт 32:1-21
♦ боролся с Богом:
Быт 32:22-26
♦ имя изменено на Израиль:
Быт 32:27–30
♦ помирился с Исавом:
Быт 33:1-17
♦ расположился в Сихеме:
Быт 33:18-20
♦ возвратился в Вефиль:
Быт 35:1-15
♦ оплакал исчезновение Иосифа:
Быт 37:31-35
♦ послал сыновей в Египет во время голода:
Быт 42:1–5; Быт 43:1-15
г. В Египте
♦ отправился в Египет:
Быт 46:1-7
♦ благословил фараона:
Быт 47:7-11
♦ благословил Ефрема и Манассию:
Быт 48:1-20
♦ благословил каждого своего сына:
Быт 49:1-28; Евр 11:21
♦ его смерть:
Быт 49:29-33
♦ похоронен в Ханаане:
Быт 50:1-14
3. Его значение в Новом Завете
♦ Самаряне считали Иакова своим отцом:
Ин 4:7-12
♦ показывает предопределение Божия выбора:
Рим 9:11–13
♦ пример веры:
Евр 11:21
4. Его имя стало именем целого народа:
Чис 23:7; Пс 13:7; Ис 43:1,22,28; Рим 11:26
В. Ученик Иисуса
♦ сын Зеведеев и брат Иоанна:
Мф 4:21,22; Мк 3:17
♦ рыбак до встречи с Иисусом:
Мф 4:21
♦ хотел истребить враждебных Самарян:
Лк 9:52-55
♦ видел Преображение:
Мф 17:1-13; Мк 9:1-13
♦ просил высшее место в царстве Иисуса:
Мк 10:35-45
♦ был с Иисусом в Гефсимании:
Мф 26:36-46
♦ один из апостолов:
Деян 1:13
♦ убит Иродом:
Деян 12:2
Г. Другой ученик Иисуса
♦ сын Алфеев:
Мф 10:3; Мк 3:18
♦ один из апостолов:
Деян 1:13
Д. Сын Иосифа и Марии:
Мф 13:55
♦ брат Господа Иисуса:
Гал 1:19
♦ брат Иуды:
Иуд 1
♦ не верил в Иисуса:
Ин 7:3-5
♦ встретил воскресшего Господа:
1Кор 15:7
♦ был с верующими до дня Пятидесятницы:
Деян 1:13
♦ стал главой Иерусалимской церкви:
Деян 12:17; Гал 2:9,12
♦ предложил решение проблемы на совещании в Иерусалиме:
Деян 15:12-21
♦ встретился с Павлом:
Деян 21:18; Гал 1:19
♦ автор одноименного послания:
Иак 1:1