игра, игры, мн. игры, жен.
1. только ед. Действие по гл. Играть. Дети думают только об игре, забывая об уроках. Игра положена в основу воспитания в детских домах. Игра в лапту. Игра в шахматы. Игра в тенис. Театральная игра. Игра в великодушие. Игра людьми. Игра на рояле. Игра брильянтов. Игра красок.
2. Тот или иной вид этого действия, как совокупность определенных приемов, правил. Детские игры. Подвижные игры. Спортивная игра. Азартные игры.
3. То, во что играют - комплект нужных для этого предметов. Купил военно-морскую игру. «Уселись и распечатали игру (новую колоду карт).» Достоевский. Продаются игры для детей.
4. только мн. В древй Греции - празднества, происходившие через определенные промежутки лет и состоявшие гл. обр. в спортивных состязаниях (ист.). Олимпийские игры. Коринфские игры.
5. Манера, способ играть. У этого музыканта хорошая игра.
6. Отдельный момент, часть игры (карточной, спортивной). Эта игра не в счет. Взять игру при своей подаче (в тенисе, волейболе).
7. Комбинация, расклад карт. Подошла хорошая игра.
8. Очередь играть (чаще в карты). Сейчас моя игра.
• Раскрыть игру чью - обнаружить чьи-нибудь тайные намерения. Игра не стоит свеч (перевод франц. le jeu n'en vaut pas la chandelle, из языка картежников) - погов. о пустом, невыгодном деле, не оправдывающем затраченные средства, усилия. Биржевая игра - скупка и перепродажа ценных бумаг для извлечения выгоды из разницы курсовых цен. Играть (вести, затевать и т.п.) большую игру - перен. предпринимать действия, которые могут повлечь за собой серьезные последствия. Опасная игра - перен. рискованное предприятие. Игра слов - каламбур, употребление одного значения слова вместо другого. Игра в слова (неод.) - пользование напыщенными фразами ради сокрытия истины или по бедности мыслей. Игра природы (книж.) - уклонение от обычных физических норм, уродство. Игра судьбы (книж.) - неожиданный оборот, происшествие в жизни. Игра случая - непредвиденная случайность. Игра воображения (ирон.) - пустая фантазия, выдумка.
Старославянское – игрь, играти.
Существительное является общеславянским, образовавшимся на основе индоевропейского корня со значением «колебаться, двигаться». Исходное значение – «пение с пляской», современное значение – «развлекаться, забавляться». В русских письменных памятниках встречается с XI в.
Родственными являются:
Украинское – iгpa.
Болгарское – игра.
Производные: играть, игровой, играючи, играющий, игральный, игорный, игрок.
форма свободного самовыражения человека, предполагающая реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения (Й. Хейзинга, Д. Лихачев) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и др.
............
☼ вид непродуктивной деятельности, мотив к-рой заключается не в результатах, а в самом процессе. Уже у Платона можно отыскать отдельные суждения об игровом космосе. Эстетич. "состояние И." отмечено Кантом. Шиллер представил относительно развернутую теорию искусства как И. Он предвосхитил интуиции 20 в., что именно играющий человек обнаруживает свою сущность. Многие европ. философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. И. в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры (Гадамер, Е. Финк, Хёйзинга). В частности, Гадамер анализировал историю и культуру как своеобр. И. в стихии языка: внутри нее человек оказывается в радикально иной роли, нежели та, к-рую он способен нафантазировать.
Хёйзинга в книге "Homo Ludens" (1938) отмечал, что многие животные любят играть. По его мнению, если проанализировать человеч. деятельность до самых пределов нашего сознания, она покажется не более чем И. Поэтому он считает, что человеч. культура возникает и развертывается в игре, носит игровой характер. И. — не биол. функция, а явление культуры, к-рое анализируется на языке культурологич. мышления. И. старше культуры. Понятие культуры, как правило, сопряжено с человеч. сооб-вом. Человеч. цивилизация не добавила никакого существ. признака к общему понятию И. Важнейшие виды первонач. деятельности человеч. об-ва переплетаются с игрой. Человечество все снова и снова творит миф рядом с миром второй природы, измышленный мир. В мифе и культе рождаются движущие силы культурной жизни.
Хёйзинга делает допущение, что в И. мы имеем дело с функцией живого существа, к-рая в равной степени может быть детерминирована только биологически, только логически или только этически. И. — прежде всего свободная деятельность. Она не есть "обыденная" жизнь и жизнь как таковая. Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер И. Она необходима индивиду как биол. функция. А социуму нужна в силу заключенного в ней смысла, своей выразит. ценности. И. скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеч. культуры. Раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собств. воображении, в сфере И. Правильно подчеркивая символич. характер игровой деятельности, Хёйзинга обходит гл. вопрос культурогенеза. Все животные обладают способностью к И. Откуда же берется тяга к И.? Фробениус отвергает истолкование этой тяги как врожденного инстинкта. Человек не только увлекается И., он создает также культуру. Другие живые существа таким даром почему-то не наделены.
Хёйзинга отмечает, что архаич. об-во играет так, как играет ребенок или играют животные. Мало-помалу внутрь И. проникает значение священного акта. Говоря о сакральной деятельности народов, нельзя упускать из виду феномен И. Когда Хёйзинга говорит об игровом элементе культуры, он вовсе не подразумевает, что И. занимают важное место среди других форм жизнедеятельности культуры. Не имеется в виду и то, что культура происходит из И. в рез-те эволюции. Не следует понимать концепцию Хейзинги в том смысле, что первонач. И. преобразовалась в нечто, И. уже не являющееся, и только теперь может быть названа культурой.
Культура возникает в форме И. Вот исходная предпосылка названной концепции. Культура первоначально разыгрывается. Те виды деятельности, к-рые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей (например, охота), в архаич. об-ве принимают игровую форму. Человеч. общежитие поднимается до супра-биологич. форм, придающих ему высшую ценность посредством И. В этих И., по мнению Хейзинги, об-во выражает свое понимание жизни и мира.
Концепция игрового генезиса культуры поддерживается в совр. культурологии не только Хейзингой. Феноменолог Е. Финк в работе "Осн. феномены человеч. бытия" дает их типологию (пять феноменов — смерть, труд, господство, любовь и И.); И. столь же изначальна, сколь и остальные; она охватывает всю человеч. жизнь до самого основания, овладевает ею и существ. образом определяет бытийный склад человека, а также способ понимания бытия человеком.
И., по мнению Финка, пронизывает другие осн. феномены человеч. существования. И. есть исключит. возможность человеч. бытия. Играть может только человек. Ни животное, ни Бог играть не могут. Лишь сущее, конечным образом отнесенное к всеобъемлющему универсуму и при этом пребывающее в промежутке между действительностью и возможностью, существует в И.
Финк считает, что человек как человек играет один среди всех существ. И. есть фундаментальная особенность нашего существования, к-рую не может обойти вниманием никакая антропология. Следовало бы, утверждает автор, когда-нибудь собрать и сравнить игровые обычаи всех времен и народов, зарегистрировать и классифицировать огромное наследие объективированной фантазии, запечатленное в человеч. И. Это была бы история "изобретений" совсем иных, нежели традиц. Артефакты культуры, орудий труда, машин и оружия. Они (эти "изобретения") могут показаться менее полезными, но в то же время они чрезвычайно необходимы.
С И. у Финка связано происхождение культуры, ибо без И. человеч. бытие погрузилось бы в растительное существование. Человеч. И. сложнее разграничить с тем, что в биолого-зоологич. исследовании поведения зовется И. животных. Человек — природное создание, к-рое неустанно проводит границы, отделяет себя самого от природы. "Животное не знает И.-фантазии как общения с возможностями, оно не играет, относя себя к воображаемой видимости". Поскольку для человека И. объемлет все, она и возвышает его над природным царством. Здесь возникает феномен культуры.
Лит.: Шиллер Ф. Письма об эстетич. воспитании человека // Шиллер Ф. Собр. соч. Т. 6. М., 1957; Выготский Л.С. Игра и ее роль в психич. развитии ребенка // Вопр. психологии. 1966. № 6; Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978; Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992; Лагунов В.Н. Игры преследования и введение в теорию игр. Тверь, 1993; Хейзинга Й. Homo Ludens; В тени завтрашнего дня. М., 1992; Huizinga J. Homo Ludens. Haarlem, 1938.
П. С. Гуревич.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
сквозной прием и важнейшее понятие актуального искусства последних 20-25 лет.
В ситуации постмодернизма понятие И. как изображения, подражания, воссоздания и воспроизведения образов в значительной степени отступило перед И. иронической, остраняющей. Сценой в постмодерне становятся не только подмостки театра, но все пространство культуры, весь объем языка. Постмодернизм играет форматами, жанрами, сюжетами, стилями, в конечном счете, — языками. Иерархия ценностей опрокидывается, местом творения становится не храм искусства, но поле для И. При этом — правил нет, нет и противника — общественных пороков, устаревшего «папиного » искусства, надмирных идей. Вернее, все это есть, но как удобные элементы для составления очередной комбинации игроков. Полная взаимозаменяемость, тотальный футбол. Побеждает, в большинстве случаев, зритель — ибо смешение высокого и низкого происходит, как правило, в весьма занятной форме. В галереях, на страницах романов, на экранах наступает время аттракциона, и, в лучших традициях семиотики, комментарий уже не отличить от самого произведения, а описание становится едва ли не превалирующим приемом.
В социальной жизни аналогичный процесс выливается в общую театрализацию и появление все новых ритуалов. XX век стал эпохой массовидных зрелищ, исполнителями которых становились не отдельные актеры, но массы; от открытия Олимпиады до фашистского митинга, от парада на Красной площади до напряженного футбольного матча. И. принимает самые бесчеловечные, даже не театральные, но литературные формы, когда тысячи выстроенных по определенным схемам людей
становятся чем-то вроде строк единого текста, иногда даже в буквальном смысле. И, как обратная сторона — актуализированная ситуационизмом и ультралевым движением фигура протагониста-одиночки, играющего роль героя,террориста, диссидента, жертвы режима или социальных условий, но обязательно — уникального, единственного.
Такая И. единицы и толпы продолжается и сейчас, даже острее, чем прежде, вопреки жупелу «конца истории». Игры постмодернистов, патриотов, революционеров и террористов, массовки антитеррористов и антиглобалистов, призовые забеги в лучшее будущее, часто со стихийной драматургией, но с недурственной режиссурой и, главное, с отличными, бесподобными исполнителями — вселяют уверенность, что главная И. еще не окончена.
Д. Десятерик
СМ.: Дискурс, Ирония, Концептуализм, Монтаж Аттракционов, Перфоманс, Постмодернизм, Ролевые Игры, Симулякр, Ситуационизм, Соц-Арт, Ультрас.
Игра не стоит свеч - о невыгодном деле, не оправдывающем затраченных усилий, средств
Игра слов - остроумная шутка, основанная на употреблении одного слов вместо другого или на подмене одного значения другим значением того же слова, каламбур
Игра природы - исключительно редкое явление, отклонение от обычных норм
Игра случая (или судьбы) - непредвиденная случайность, неожиданный поворот в жизни
форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В И. как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. И. изучается в психологии, этнографии и истории культуры, в теории управления и педагогике и других науках. Попытку систематического изучения И. первым предпринял в конце 19 в. немецкий учёный К. Грос. Немецкий психолог К. Бюлер определял И. как деятельность, совершаемую ради получения "функционального удовольствия". Фрейдисты видят в И. выражение глубинных инстинктов или влечений. Теорию И., исходя из её социальной природы, разрабатывали Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Связывая И. с ориентировочной деятельностью, Д.Б. Эльконин определял её как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Единицей И. и в то же время центральным моментом, объединяющим все её аспекты, является роль. В И. происходит формирование произвольного поведения ребёнка, его социализация. Характерной особенностью И. является её двуплановость, присущая и драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной И. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двуплановость обусловливает развивающий эффект И.
Элементы игровой деятельности используются в процессе обучения (см. Деловые игры, Дидактические игры, Компьютерные игры).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 98-99)
См. также Деловые игры, Образование, Образовательные технологии, Ранний детский возраст
Ч421.25
, играть
Раскрыть игру чью-то - обнаружить чьи- н. тайные намерения.
► Хватит обманывать, ваша игра раскрыта.
Игра не стоит свеч [перевод фр. le jeu n'en vaut pas la chandelle, из языка картежников] - поговорка о пустом, невыгодном деле, не оправдывающем затраченные средства, усилия.
► Если бы даже он принялся за это утомительное занятие, то у него не хватило бы терпения дотянуть дело до развязки, и он после первых двух-трех приступов убедился бы в том, что игра не стоит свечей. Писарев.
Играть (вести, затевать и т.п.) большую игру - перен. предпринимать действия, к-рые могут повлечь за собой серьезные последствия.
► Чтобы начинать такую большую игру, надо хорошенько подготовиться.
Опасная игра - перен. рискованное предприятие.
► Вы затеяли опасную игру.
Игра слов - каламбур, употребление одного значения слова вм. другого.
► Ваша игра слов очень зла, очень умна, но несправедлива... Л. Толстой.
Игра в слова (неодобрит.) - пользование напыщенными фразами ради сокрытия истины или по бедности мыслей.
► Неужели не надоела постоянная игра в слова?
Игра природы (книжн.) - уклонение от обычных физических норм, уродство.
► Такой игры природы мне никогда не приходилось видеть.
Игра судьбы (книжн.) - неожиданный оборот, происшествие в жизни.
► По странной игре судьбы мы долго не могли встретиться.
Игра случая - непредвиденная случайность.
► Странная игра случая занесла меня, наконец, в дом одного из моих профессоров. Тургенев.
Игра воображения (ирон.) - пустая фантазия, выдумка.
► -Этого не могло быть, все дело в игре вашего воображения.
Играть в молчанку (разг. шутл.) - сидеть, не разговаривая между собой, отмалчиваться на вопросы.
► Если бы не пришли гости, они целый вечер играли бы в молчанку.
Играть в прятки - перен. действовать не прямо, скрывать когo- н., таиться.
► Можете говорить прямо, нечего играть в прятки.
Играть в загадки (разг.) - говорить намеками, не досказывая, заставляя делать догадки.
► Хоть он говорил загадками, все его поняли правильно.
Играть в бирюльки (перен) - заниматься пустяками.
Играть первую скрипку
1) играть в оркестре на первой скрипке;
2) перен. быть руководящим, самым влиятельным лицом в чем- н. (разг.).
► В их семье именно он играл первую скрипку.
Играть комедию (разг.) - перен. обманывать, притворяться, ломаться.
► Перестанем играть друг перед другом комедию! овольно нам обманывать один другого. Чехов.
Играть роль (без определения) - перен. иметь заметное влияние, оказывать воздействие.
► Он играет там роль. В его удаче сыграли роль, по-видимому, огромные способности.
Играть роль кого-чего или какую
1) оказывать какое- н. воздействие, влиять каким-н. образом.
► -Это обстоятельство не сыграло в его судьбе никакой роли. Качество материала играет большую роль. Углекислый аммоний в печении хлеба играет роль дрожжей.
2) притворяться, прикидываться кем-н.
► Ему как-то нравилось играть роль страдальца. Гончаров.
3) быть кем- чем- н.
► Он играл жалкую роль приживала. Чехов.
Играть глазами - смотреть с живостью, делать выразительные взгляды.
► Увидев молодого мужчину, она тотчас начинала играть глазами.
Играть словами - заниматься игрой слов.
Играть назад (простореч.) - отказываться, отступать от чего-н.
► В нашем деле играть назад никто не позволит.
Играть в руку или ни руку кому (разг.) - действовать, принося пользу кому-н., способствуя чему- н.
► Воображает, что вредит, а на самом деле только в руку ему играет.
Швец и жнец, и в дуду игрец (разг. ирон.) - поговорка о человеке, умеющем делать всё.
♦ Э. Ле Шан, 15: "Атомная бомба — это детская игра по сравнению с детской игрой".
♦ "Современный читатель не хочет читать классиков: жизнь была тяжка, и для социально безопасного проигрывания ее эмоций была придумана литература, — теперь сама эта литература стала тяжка, и для проигрывания ее придуманы легкие суррогаты" (вариация мысли И. Аксенова, слышанная на конференции в Таллинне ок. 1982 г.). "Что такое история — скверная или мировая? Игра умных с умными в дураки" (С. Крж, "Писаная торба").
♦ "Чехов притворялся не-новатором, как другие притворяются новаторами".
игр’а — под этим словом в основном понимается игра на музыкальных инструментах, в которой евреи, по-видимому, были большие мастера. К игре же как к забаве и телесному упражнению, особенно любимыми греками, евреи относились с презрением. Только раз в Библии упоминается слово «мяч», точнее — «шар» (в русском переводе — «меч», Ис.22:18), но и это, видимо, заимствование из вавилонской или египетской культуры. Упоминание игры в Исх.32:6 явно связывается с преступным идолопоклонством.
предбрачное оживление у охотничьих птиц, например у тетеревов. Это первая стадия в развитии токов, в течение которой происходит рост семенников, бровей и устанавливаются места токования. Стаи слетаются на токовище, но брачные крики
чуфыканье
почти не издаются петухами. Они только бормочут и редко дерутся в стороне от токовища. Обычно самый крупный черныш, раскрыв веером хвост и бормоча, проходит по всему токовищу, отгоняя других или вступая с ними в драку. После драки
передышка и снова хождение по токовищу, сопровождаемое бормотаньем. У белых куропаток: громкие крики и токовой полет самцов с земли вверх на 15- 20 м и обратно. Игра у крякв в период разбивки на пары очень шумная и возбужденная. Селезни принимают на воде всевозможные позы, делают резкие движения головой, привстают на воде, закидывают голову назад, клювом подбрасывают воду, вытягивают шею и делают круги возле утки, У журавлей весной по прилете многочисленные и азартные "журавлиные пляски". Иногда такие "игры" у журавлей бывают и осенью.
Игра
♦ Jeu
Деятельность, целью которой служит она сама или получаемое в ее процессе удовольствие; осуществляемая по своим собственным правилам и не имеющая необратимых последствий (достигнутое одной стороной может не приниматься во внимание другой или быть оспорено). Вот почему жизнь, даже нацеленная на самое себя или проводимая ради удовольствия, это не игра. В жизни действуют бесконечные правила, которых мы не выбираем, в жизни мы живем и умираем по-настоящему и не можем начать партию заново или вовсе отказаться играть. Впрочем, жизнь стоит всех игр, вместе взятых. Это очень хорошо понимают дети, которые больше всего любят играть во взрослых. Понимают это и игроки, играющие на деньги. Одной игры им мало. Им нужны ставки – что-то серьезное и солидное. Им надо чувствовать болезненные уколы реальности – не понарошку, а с подлинным трагизмом. «Противоположностью игры является не серьезность, – говорит Фрейд, – а реальная действительность». Это, разумеется, не мешает игре оставаться вполне реальной. Не следует только довольствоваться одной игрой.
, -ы, ж.
1. Занятие, служащее для развлечения или развития каких-л. навыков, построенное по определённым правилам, а также набор предметов для таких занятий.
* Настольная игра. *
2. Сценическое исполнение роли.
* Игра главной героини. *
3. Исполнение музыкального произведения.
* Виртуозная игра скрипача. *
4. Спортивное состязание между двумя спортсменами или командами.
* Лучшая игра хоккейного сезона. *
5. перен. Быстрая смена пятен света, красок, а также выражения лица, глаз, голоса.
* Игра солнечных лучей. *
6. перен. Действия, преследующие тайную неблаговидную цель; интрига.
* Политические игры. Закулисные игры. *
|| прил. (к 1 знач.) игорный, -ая, -ое.
* Игорный зал. *
♦ Игра не стоит свеч. О деле, не оправдывающем потраченных на него усилий и средств.
♦ Игра природы.Что-то необыкновенное в природе.
ИГРА
́, -ы, ж.
1. Карточная игра.
◘ В кабинете хозяина кипела чертовская игра: на двух больших круглых столах играли в банк. С.П.Жихарев. Записки современника. Дневник студента, 1805-1806.
◘ Была игра, - ну, уж могу сказать, была игра!.. А.В.Сухово-Кобылин. Свадьба Кречинского, 1855.
2. Две колоды карт.
◘ Хозяин принёс нераспечатанную игру карт и объявил Мите, что уж сбираются девки, жидки с цимбалами прибудут тоже, вероятно скоро, а что тройка с припасами ещё не успела прибыть. Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы, 1879.
◘ Паны уже уселись и распечатали игру. Ф .М.Достоевский. Братья Карамазовы, 1879.
◘ После чаю, посредине комнаты сдвинули два ломберных стола, подали несколько игор карт, и компания уселась за ландскнехт. А .С.Афанасьев-Чужбинский. Петербургские игроки, 1872.
3. Противоположность висту в преферансе.
◘ Он назначал игру за игрой, и все удивлялись, даже спокойный Яков Иванович. Л .Н.Андреев. Большой шлем, 1899.
4. Расклад карт на руках, позволяющий заказывать игру.
◘ Чёрт, по условию, подобрал ей огромную игру. О.И.Сенковский. Записки домового, 1835.
◘ Муций Сцевола мог не поморщась сыграть целую пульку, когда в течение её не приходила к нему ни одна игра, ни даже на вист! П.Ремизов. Истины об игре в преферанс, 1843.
◘ ◊ эти господа говорили мягким голосом, кротко улыбались на все стороны, держали свои игры у самой манишки и, козыряя, не стучали по столу, а, напротив, волнообразно роняли карты на зелёное сукно и, складывая взятки, производили лёгкий, весьма учтивый и приличный скрып. И .С.Тургенев. Гамлет Щигровского уезда, 1849.
◘ И точно: когда он сдал карты вновь, то у него оказалась игра до того уж особенная, что он сам не мог воздержаться, чтоб не воскликнуть в восторге: - От-то игра! М.Е.Салтыков-Щедрин. Современная идиллия, 1877.
◘ Но вот Шлыкевичу пришла предательская игра, которую следовало покупать далеко <...> А .С.Афанасьев-Чужбинский. Петербургские игроки, 1872.
5. На ком. Проигрыш.
◘ На нём шесть игр В.И.Даль. Словарь.
♠ В четвёртом и пятом значении зафиксировано в словаре церковно-славянского и русского языка [СЦРЯ II: 100].
◊ Азартная игра. Игра, выигрыш в которой определяется случаем.
◘ Изгнаны из публичного употребления только штос и банк эти классические азартные игры, которые собирали, собирают и будут собирать человечество вокруг зелёных столов, несмотря ни на какие стеснения и регламентации. А .С.Афанасьев-Чужбинский. Петербургские игроки, 1872.
♦ Бескозырная игра. Игра без назначения козырной масти.
♦ Большая игра. Игра на крупные ставки.
◘ <...> когда сели играть в большую игру, полицеймейстер и прокурор чрезвычайно внимательно рассматривали его взятки и следили почти за всякою картою, с которой он ходил. Н.В.Гоголь. Мёртвые души, 1841. Была игра. О скандале, драке между спорящими игроками.
◘ Была игра, - ну, уж могу сказать, была игра!.. А.В.Сухово-Кобылин. Свадьба Кречинского, 1855.
► Зафиксировано у Михельсона [Михельсон I: 83]. Игра валит. О хорошем раскладе карт.
◘ А игра-то так и валит! Верных семь!.. П.И.Григорьев. Герои преферанса, или Душа общества, 1844. Игра не в игру. Игра не в счёт [Даль II: 7].
♦ Коммерческая игра. Игра, выигрыш в которой определяется умением игрока.
◘ Но он нажился не только исправничеством, т.е. взятками или просто грабежом, а подвизался и на зелёном поле, обирая, кого было можно, в азартные и коммерческие игры. А.С.Афанасьев-Чужбинский. Петербургские игроки, 1872. Меловая игра. Игра в долг.
◘ Скоро вошли дамы, подсели к ломберному столу, где началась игра посильнее, но уже меловая <...> А.С.Афанасьев-Чужбинский. Петербургские игроки, 1872. Очковая игра.
◘ Введена игра эта <экарте> в петербургских клубах после уничтожения "очковых" игр: Баккара, Макао, Виктория и т.д. М.Шевляковский. Коммерческие игры, 1896. Разыграть игру. Расположить ходы по соображенью, по уменью.
◘ Карты были порядочные, да ты дурно разыграл игру. В.И.Даль Словарь.
► Зафиксировано у Даля [Даль IV: 55]. Сдать игру, кому. Сдать кому-либо карты, позволяющие сделать назначение.
◘ Известно, что Зевс, желая усладиться такой игрой, от которой бы оба противника его поставили по два ремиза, однажды, когда пришла его очередь сдавать, сдал себе отличнейшую игру, а в прикупку положил двух тузов, червонного и пикового. П .Ремизов. Истины об игре в преферанс, 1843. Простая игра. Игра, при которой следует взять минимальное число установленных взяток.
◘ ◊ назначения начинаются с трёх пик, т.е. простые игры или игру в "два" не назначают. М. Шевляковский. Коммерческие игры, 1896. Составная игра. Шулерская игра.
◘ Мирволин смотрел на него тоже, как на жертву несчастной страсти, ибо этим способом Слезкин мог долее вытаскивать у него деньги, распаляя в нём жажду к отыгрышу, которая и при нормальном состоянии игры ведёт к разорению, а при игре фальшивой или по техническому термину составной влечёт прямо к гибели. А.С.АфанасьевЧужбинский. Петербургские игроки, 1872.
♦ Фальшивая игра. Игра, организованная шулерами.
♦ Игра не стоит свеч. О плохой игре. Перевод фр. le jeu n'en vaut pas la chandelle.
◘ Да им иначе и невозможно, потому что обыгрывать по мелочи каких-нибудь щелкоперов - игра даже и свеч-то не будет стоить; а тут ведь дело бьёт на почтенные и круглые куши. В .В.Крестовский. Петербургские трущобы, 1864-1867.
◘ И вот, по непростительному, но опять весьма свойственному некоторым дамам радикализму, расстроенной молодой женщине вдруг стало представляться, что вся эта игра не стоит такой дорогой свечки. Н.С.Лесков. Мелочи архиерейской жизни, 1878-1880.
◘- Приглашает к себе в преферанчик, а там, говорит, посмотрим.- Да стоит ли игра свеч? А .С.Афанасьев-Чужбинский. Петербургские игроки, 1872.
► Зафиксировано у Снегирёва в форме игра не стоит свечи [Снегирёв: 149]. У Михельсона переносно, в значении 'о пустом деле' [Михельсон I: 357]. Игра потеху (хмель) любит.
Какова игра (ставка), таков и выигрыш. В игре да в дороге узнают людей. В игре не без хитрости (обмана). В игре, что в бане (все равны). В игре, что в поле. Игра расчетом красна. Игра не доведёт до добра. Одна игра не потеха. Одна игра не выигрыш. Несчастлив в игре, так счастлив в любви.
► Зафиксировано у Даля [Даль II: 7].
♦ (ENG play)
см. Досуг.
Syn: представление, выступление
вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Свойственна также высшим животным.
ИГРА, ы, мн. игры, игр, играм, ж.
1. см. играть.
2. Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Шахматная и. Спортивные игры. Азартные игры. Опасная и. (перен.: о рискованном предприятии).
3. Комплект предметов для такого занятия. Продажа детских настольных игр. Карточные игры.
4. мн. Спортивные соревнования. Олимпийские игры.
5. Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений. Деловая и. (моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений). Управленческие игры. Военная и. (решение тактических задач на местности и по топографическим картам).
• Игра природы чтон. необычное, небывалое, феномен (во 2 знач.).
Игра слов шутка, основанная на одинаковом звучании разных слов, каламбур.
Игра судьбы непредвиденная случайность в жизни.
Игра воображения фантазия, плод фантазии, выдумки.
Игра не стоит свеч о деле, занятии, к-рое не оправдывает затраченных усилий [первонач. о малозначительной ночной карточной игре].
Теория игр (спец.) математическая дисциплина, изучающая схемы наилучшего выбора решений участниками тех или иных ситуаций.
| прил. игровой, ая, ое, игорный, ая, ое и игральный, ая, ое (к 3 знач.). Игровой напев. Игровой инвентарь. Игровые автоматы. Игровой фильм (в противоположность документальному, хроникальному, научному). Игорный дом (заведение, в к-ром играют в азартные игры). Игральные карты.