идеал, идеала, муж. (от греч. idea - идея) (книж.). ВыСШАя, трудно достижимая степень совершенства в чем-нибудь, мыслимый предел стремлений, желаний. Идеал красоты. Идеал человека. В идеале не то, что в действительности. «Нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения.» Ленин.
| ВыСШАя, руководящая всей деятельностью цель, то, к чему человек стремится. Политические идеалы. Жить без идеалов. «Мой идеал теперь - хозяйка да щей горшок.» Пушкин.
| Лучший, самый совершенный образец. Она была идеалом женщины.
Идеал политический
(франц. ideal)
совершенный образец политического и государственного устройства общества; наилучший для данного конкретно-исторического этапа образ сознания и деятельности политического субъекта; политическая ценность, побуждающая к эффективной деятельности; образ политического деятеля, признанного в качестве идеального, отвечающего современным, образцовым требованиям масс; механизм нормативной, легитимной власти, соответствующей идеальным представлениям населения, и т. д. Исходя из реалий политической жизни, политический идеал служит фактором опережающего отражения действительности, побуждающим массы, личность действовать в направлении создания лучших форм человеческого бытия и сознания. Отсюда функции политического идеала: прогностическая, регулирующая, оценочная, предметно-деятельностная, интегративная, социализирующая и другие.
Немецкое – Ideal.
Латинское – idea (видеть, созерцать).
Слово проникло в русский язык из немецкого в начале XVIII в. Интересно, что в России первоначально появилось прилагательное «идеальный», а само слово «идеал» со значением «совершенное воплощение чего-либо» получило распространение лишь в 20-е гг. XIX в.
Производные: идеальный, идеализированный, идеализация, идеализировать.
(от фр. ideal) — образец, прообраз, понятие совершенства, высшая, как правило, недостижимая цель стремлений.
(греч. idea – идея, понятие, представление)
совершенство; совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей; высшая цель деятельности.
(франц. idеal, от греч. idеa - идея, первообраз)
1. в общеупотребительном смысле:
а) высшая степень ценного или наилучшее, завершённое состояние к.-л. явления;
б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей;
2. в строгом философском смысле: в теоретическом плане —
а) наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное ценностное представление (о благом и должном), в нормативно-этическом —
б) совершенство в отношениях между людьми или - в форме общественного И. — такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство,
в) высший образец нравственной личности.
Различие подходов в теоретическом толковании И. обусловливается решением проблемы соотношения И. и реальности. При натуралистическом понимании ценностей вообще И. может трактоваться различно: во-первых, как результат обобщения и/или абсолютизации в культуре того, что составляет предмет потребностей человека. Схема такого понимания И. предзадана золотым правилом. Во-вторых, как результат обобщения содержания норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задач действия; соответственно, идеалов столько, сколько норм; по такой логике нет И. вообще, но есть идеалы, соответствующие разным ценностям: красоты, добра, справедливости и т.д. Наряду с этим на практике универсальный И. может индивидуализироваться и принимать персонифицированные формы, трансформируясь в личный И. - в представление индивида о лучшем из всего того, что ему известно, или в индивидуально принятый стандарт чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей. И. т.о. теряет свою универсальность, трансформируется в идол или кумир; отсюда возникает впечатление, что идолов столько, сколько людей. В-третьих, как имманентные социальной или индивидуальной действительности требование или ценность, раскрывающие перед человеком более обширные перспективы. При идеалистическом понимании ценностей И. рассматривается существующим трансцендентно к реальности и данным человеку непосредственно, через "голос совести" или априорно.
Как форма нравственного сознания И. является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определённое безусловное положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку это содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательное исполнение. В структуре морального сознания И. занимает ключевое место; им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д. По тому, признаётся ли существование универсального и абсолютного И. в качестве критерия выбора ценностей и оценки, мыслители делятся на абсолютистов и релятивистов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 100)
♦ Ремизов в детстве "хотел быть кавалергардом, разбойником и учителем чистописания" ("Лица", 3, 447).
Идеал
♦ Idéal
Нечто, существующее исключительно как идея, т. е. не существующее. Например, идеальный мужчина, идеальная женщина, идеальное общество и т. д. В мыслях нам гораздо легче найти то, что соответствовало бы нашим желаниям, чем в реальной действительности, которой до них нет никакого дела, и поэтому словом «идеал» обозначают также то, что представляется совершенством. У идеала есть всего один недостаток – его не существует.
«Необходимо верить в добро, потому что его нет, – пишет Ален. – Например, верить в справедливость, потому что справедливости нет». Это означает, что и добро, и справедливость суть идеалы. Из чего не следует, что ни то ни другое не стоит нашего внимания. Как раз напротив, и добро и справедливость существуют лишь в той мере, в какой мы придаем им значение. Реальной в идеале является лишь ценность для нас этого идеала, т. е. желание, которое понуждает нас к действиям.
, -а, м.
1. Высшая цель деятельности, стремлений человека.
* Возвышенные идеалы. *
2. Предмет мечты, представляющийся образцом совершенства.
* Найти свой идеал. *
(Ирк. обл.) с. Аларский р-н - селение возникло на пустом степном месте при формировании одной из первых коммун в Иркутской губернии в 1920 г. под названием Идеал. В коммуне впервые появились тракторы, началась распашка обширной целины, и отсюда распространилась коллективизация крестьян в других деревнях Аларской степи. Действительно, название Идеал, означающее высшую степень стремления, высокие идеалы коммунизма, оправдало себя. Теперь название коммуны передалось селу и совхозу.
(франц. ideal), образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.
ИДЕАЛ, а, м.
1. То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Высокие гуманистические идеалы.
2. чего и чей. Совершенное воплощение чегон. И. доброты. Этот человек мой и.
3. Наилучший вид, элитный образец чегон. (спец.). Формы-идеалы (в растениеводстве).
| прил. идеальный, ая, ое (к 3 знач.; спец.). И. газ. И. кристалл.
— представление высшего совершенства в каком-нибудь отношении. В этом широком смысле слово И. применяется одинаково и к отвлеченным и конкретным предметам: И. добра, И. женской красоты, И. государства, И. гражданина и т. д. В этом общем смысле И. обыкновенно противополагается действительности, как чему-то несовершенному. Такое противоположение может приниматься в трояком смысле: 1) И., противоречащий действительности, может тем самым признаваться за пустую фантазию; 2) действительность, несоответствующая И., может безусловно отвергаться как бытие ложное и призрачное и 3) противоречие между этими двумя терминами может пониматься как задача их примирения, т. е. преобразования действительности по И., или воплощения его в действительности. Первые два взгляда имеют частную, относительную истинность, поскольку бывают И. по существу своему фантастичные, а с другой стороны бывает действительность также по существу негодная, неспособная к улучшению или пересозданию. Но общая принципиальная истина принадлежит только третьему взгляду: совокупность космического и исторического опыта указывает на И. осуществимые и осуществляемые и на действительность преобразуемую, усовершаемую; вся история мира и человечества есть лишь постепенное воплощение И. и преобразование худшей действительности в лучшую, и когда полагаются произвольные пределы этому процессу — это обыкновенно означает лишь тайное предпочтение дурного хорошему в силу низших интересов и страстей. Особое значение имеет понятие И. в области чистого искусства, имеющего своей задачей воплощение идей в чувственных формах, т. е. создание конкретных И. (см. Эстетика). В общее употребление слово И. стало входить с конца прошлого и начала нынешнего столетия, главным образом, благодаря Шиллеру. О философском понятии Бога, как абсолютного И., или И. чистого разума см. Кант.
Вл. С.