идея, идеи, жен. (греч. idea).
1. Мысль, понятие о каком-нибудь предмете, постигаемый разумом образ (книж.). Идея общего блага. Идея добра. Идея рыцарства.
2. В идеалистической философии - умопостигаемая, вечная сущность предмета, явления (филос.). Мир идей у Платона.
3. Основной, существенный принцип мировоззрения. Господствующие идеи. Политические идеи. Борьба за идею.
4. Основная, главная мысль. Идея романа. Идея пьесы. Идея картины.
| Принцип устройства. Мне стала понятна идея этой машины.
5. Мысль, намерение, план. Он первый подал эту идею. Что за глупая идея пришла вам в голову? Счастливая идея.
• Навязчивая идея - см. навязчивый.
(от греч. idea)
1) в собственном смысле слова зрительный образ, наглядный образ, «то, что видно», «видимое» (как и эйдос);
2) в философии Платона метафизическая сущность вещи, умопостигаемый прообраз вещи чувственного мира, истинное ее бытие;
3) в философии Аристотеля — силообразующая и формообразующая сущность вещи (энтелехия);
4) в философии Канта — понятие разума, которым нет соответствующего предмета в чувственном опыте (свобода, бессмертие, Бог);
5) мысль, представление;
6) намерение, план.
Идея фикс книжн. - навязчивая идея
1. Субъективный экстралингвистический фактор текстообразования.
2. Основная мысль текста.
3. Обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства [Поспелов 1987: 114].
Идея отражает глубинный смысл произведения искусства. Она соотносится с авторской индивидуальностью и его отношением к действительности.
Идея может отражаться:
1) в заглавии;
2) в одном из предложений текста;
3) неявно, в виде сентенции. В процессе восприятия текста идея формируется в сознании читателя на ассоциативно-логической и смысловой основе, в результате обобщения и свертывания поверхностного и глубинного смысла отдельных фрагментов произведения. В интерпретации идейного замысла автора важна пресуппозиция читателя, опора на знание реальных и воображаемых жизненных ситуаций, социальный опыт того, кому адресовано произведение.
(греч. idea — понятие, представление) — главная мысль художественного произведения, выражающая отношение автора к действительности. Выражается всей художественной структурой произведения, единством и взаимодействием всех его содержательных и формальных компонентов.
Рб: тема и идея
Син: идейное содержание
Корр: тема
Асс: тенденция
* "В художественном мире самые странные, самые незначительные и случайные детали, вещи, явления, поступки, черты характера на самом деле подчинены главной идее произведения" (Ю.Б. Борев).
"Когда ложная идея кладется в основу художественного произведения, она вносит в него такие внутренние противоречия, от которых неизбежно страдает его эстетическое достоинство" (Г.В. Плеханов).
"Для писателя-романтика идея или чувство его произведения не выражены во всех моментах созданной им картины, но сгущены в какой-то одной, центральной точке, разросшейся в результате того, что к ней максимально приближен взгляд художника" (С.Г. Бочаров). *
♦ "Если голова, придумавшая идею, недостойна ее, идея отбрасывает голову" (С. Крж, там же). Так в Спарте, когда в собрании (итд; см. КТО?).
Идея, мысль.
Идея
♦ Idée
Представление. Идеи видимы только для духовного взора (по-гречески idein означает «видеть»); все, что человеческий ум способен себе представить, может быть названо идеей. Форма дерева, которое я вижу перед собой, это его eidos (образ, видимая форма). Но с точки зрения моего внутреннего восприятия это идея. «Я даю имя идеи, – пишет Декарт, – вообще всему, что содержится в нашем уме, когда мы постигаем какую-то вещь, каким бы способом мы ее ни постигли» (Письмо к Мерсенну, июль 1641 г.). Тем не менее на практике слово «идея» служит лишь для обозначения наиболее абстрактных или наиболее сложных представлений, исключая простые образы или восприятия. Идея дерева не означает идею вот этого конкретного дерева, и идеей она становится лишь при условии, что в ней содержится нечто большее, чем простое ощущение. В этом смысле идея – не только то, что есть у нас «в мыслях», как говорил тот же Декарт, но и то, что является результатом мысли, то, что мысль продуцирует или разрабатывает; не столько объект, сколько следствие мысли. Мыслить значит иметь идеи. Но иметь идеи можно лишь при том условии, что мы их производим или воспроизводим, лишь при условии их обдумывания, что всегда требует усилия и работы. «Под идеей, – пишет Спиноза, – я разумею понятие, образуемое душой в силу того, что она есть вещь мыслящая» («Этика», часть II, определение 3). Идея – не копия вещей, но результат мыслительного акта, не «что-то немое наподобие рисунка на доске…» – по словам все того же Спинозы, – но «модус мышления, именно само разумение» (там же, схолия к теореме 43). Из этого следует, что Платон ошибался и идеи не существуют отдельно или в себе; есть лишь работа мысли. Как можно представить себе существование врожденных или абсолютных идей? Это была бы мысль без работы, т. е. мысль без мысли. Идея, не являющаяся плодом чьей-либо мысли, это не идея, это ничто.
Работа мысли должна отвечать определенным требованиям, направленным не столько на сходство, сколько на истинность. Разумеется, «истинная идея должна быть согласна со своим объектом» («Этика», часть I, аксиома 6). Но это согласование не должно принимать форму воспроизведения. Мышление – не изобразительное искусство, а идея – не картина и не образ («Этика», часть II, схолия к теореме 48). Важно правильно мыслить, а не делать вид, что мыслишь. Идея круга не круглая, а идея собаки не лает («Трактат об усовершенствовании разума»); и ни одна идея не имеет идей.
, -и, ж.
1. Понятие, представление, отражающее действительность в сознании
человека и выражающее его отношение к окружающему миру.
* Прогрессивные идеи. *
2. Основная, главная мысль, замысел какого-н. произведения.
* Идея пьесы. *
3. Замысел, план, намерение.
* Высказать идею. *
1. Субъективный экстралингвистический фактор текстообразования.
2. Основная мысль текста.
3. Обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства [Поспелов 1987: 114].
Идея отражает глубинный смысл произведения искусства. Она соотносится с авторской индивидуальностью и его отношением к действительности.
Идея может отражаться:
1) в заглавии;
2) в одном из предложений текста;
3) неявно, в виде сентенции.
В процессе восприятия текста идея формируется в сознании читателя на ассоциативно-логической и смысловой основе, в результате обобщения и свертывания поверхностного и глубинного смысла отдельных фрагментов произведения. В интерпретации идейного замысла автора важна пресуппозиция читателя, опора на знание реальных и воображаемых жизненных ситуаций, социальный опыт того, кому адресовано произведение.
Syn: представление, понятие, соображение, общее представление, мысль, концепция
(греч. idea),
ИДЕЯ, и, ж.
1. Сложное понятие, представление, отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности. Передовые идеи. Политические идеи.
2. Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чегон. И. романа.
3. чего. Мысленный образ чегон., понятие о чёмн. (книжн.). И. добра.
4. Мысль, намерение, план. В голову пришла счастливая и. Кто подал эту идею?
5. идея! Говорится в знач.: это хорошая мысль, хорошо придумано, мысль (в 5 знач.) (разг.). Поехать за город? Это и.!
• По идее 1) по замыслу, как задумано. По идее строение должно заканчиваться шпилем; 2) как будто бы, предположительно (разг.). Он дома? По идее должен быть дома.
| уменьш.-унич. идейка, и, ж. (к 1 знач.).
| прил. идейный, ая, ое (ко 2 знач.). Идейная концепция. И. замысел сочинения.