идол, идола, муж. (от греч. eidulon - изображение).
1. Статуя, истукан, которому поклоняются как божеству (рел., этнол.). Поклонение идолам.
2. Лицо или вещь, служащие предметами обожания и преклонения (устар.). Младшая дочь была семейным идолом.
3. Болван, дурак, чорт (прост. бран.). Ты что, идол, здесь стоишь?
• Стоять или сидеть идолом (разг.) - неподвижно, безучастно, не принимая участия в разговоре.
предмет, изображающий божество в так называемых языческих религиях. Прямую связь с идолопоклонством древних людей имеет поклонение иконам.
Стоять (или сидеть) идолом - оставаться неподвижным, безучастным
’идол (в еврейском тексте в различных местах имеет следующие значения: ложный бог, кумир, тщета, суета, пустота, истукан, страшилище, ужас) — изображение из металла, камня или дерева, напоминающее человека, животного или рыбу для поклонения природным силам, которые языческие народы обожествляли (Рим.1:25). Так, Ваал, бог солнца и природных сил вообще, изображался в виде человека с чертами быка; Молох, бог огня — с бычьей головой и человеческими руками; Дагон — с человеческой головой и туловищем рыбы; Астарта — в виде женщины со многими грудями и полумесяцем на голове, стоящей на льве и т.д. Такие изображения делались иногда очень больших размеров для установки их в храмах (1Цар.5:2) или на полях для массового поклонения (Дан.3:1), но немало их, видимо, было и небольшого, «семейного» формата (Ис.44:13). Такие изображения и изваяния делали и израильтяне, поддавшись влиянию окружавших их племен (Пс.105:19 -21), на протяжении всей своей истории, то глубоко погружаясь в идолопоклонство, то временно отходя от него. Но после возвращения из вавилонского плена (куда они и были отданы Богом за этот их великий грех), они больше никогда не были идолопоклонниками в таком явном виде. Однако, они продолжали грешить, поклоняясь новым, невидимым (точнее — многоликим) идолам — коммерции, наукам, определенным идеологиям и т.п., которым они научились в плену. В коммерции евреи особенно преуспевали с тех пор и Господь не случайно сказал им: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мат.6:24). В более широком смысле, идол — это всякий предмет, убеждение или деятельность, которые занимают в сознании и жизни человека центральное место, то есть место Бога. (см. тж боги,а, идолопоклонство, кумир)
И́дол - материальный предмет, воспринимающийся как само божество (или его вместилище), объект культового поклонения в некоторых языческих религиях.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
кумир, изображение небесной или земной твари, которой служат и поклоняются вместо служения Господу. Вторая христианская заповедь запрещает поклонение идолам как божествам мнимым или ложным богам.
Идол
♦ Idole
Божественный образ (eidolon) или воображаемый Бог. В результате метафорического переноса идолом называют всякое лицо, которому поклоняются как божеству. Остается прояснить, не есть ли сам Бог – первичная метафора.
, -а ,м.
1. Статуя, которой язычники поклонялись как божеству; истукан.
* Славянские идолы. *
2. перен. Предмет поклонения.
* Нелли была идолом у всех в этом доме (Ф. Достоевский). *
♦ (ENG idol)
(греч. eidolon - образ)
ложный бог или его изображение, к-рому могут поклоняться (Исх. 20:4).
(от греч. eidolon, букв. - образ, подобие), изображение божества или духа, служащее объектом религиозного поклонения. В переносном смысле - предмет слепого преклонения.
ИДОЛ, а, м.
1. У первобытных народов: фигура человека или животного, к-рой поклоняются как божеству. Языческие идолы.
2. То же, что статуя (устар.).
3. перен. Кумир, предмет восхищения, преклонения (устар.).
4. Дурак, болван (разг. бран.).
| прил. идольский, ая, ое (к 1 и 4 знач.).
(είδολον — букв. маленький вид, изображеньице) — так назывались: 1) неуловимо тонкие, но точные изображения предметов, которые по наивной гносеологии некоторых древних философов (между прочим, Демокрита) отделялись от сам их предметов и входили в орган зрения, чем и объяснялось чувственное восприятие; 2) вещественные предметы, вмещавшие, замещавшие, или же только изображавшие и напоминавшие богов. Почитание таких предметов назыв. идолопоклонством. Первоначально И. в широком смысле были естественные предметы: камни, небесные светила, реки, деревья и животные, при чем божественная сила, представляемая таким предметом, не отделялась и не различалась ясно от него самого. Когда же, с развитием культа, явились искусственные (зооморфические, в особенности же антропоморфические) изображения богов (И. в тесном смысле), то связь их с божеством явилась сомнительной, и стало возникать отрицательное отношение к идолопоклонству: у евреев, у греческих философов (Элеаты) и в особенности у первоначальных христиан. Третье примирительное отношение к И., как к орудиям в посредствам богопочитания, является у неоплатоников, и особенно в некоторых отрывках так назыв. герметических книг (см. Гермес Трисмегист); 3) в переносном смысле слово И. употребляется для обозначения относительных и ограниченных идей и принципов, которым ошибочно придается абсолютное значение; 4) с этим связан тот условный смысл, в котором термин И. употребляется Бэконом Веруламским для обозначения различного рода предрассудков и иррациональных склонностей, которые мешают истинному познанию — idola tribus, i. specus, i. fori, i. theatri (см. Бакон).
Вл. С.