(Иеремиил и Иеремий)
Еремей
Возвеличенный, вознесенный Богом (евр.).
27 (14) января – преподобный Иеремия.
1 марта (16 февраля) – мученик Иеремия.
19 (6) апреля – мученик Иеремий.
14 (1) мая – пророк Иеремия.
11 октября (28 сентября) и 18 (5) октября – преподобный Иеремия прозорливый, Печерский (Рус.).
21 (8) ноября – архангел Иеремиил.
(возвышенный, возвеличенный Богом) — имя нескольких лиц упоминаемых в Ветхом Завете: 4 Цар 23:31 — отец Хамутали, из Ливны, матери царя Иоахаза. 1 Пар 5:24 — из глав полколена Манассиина, живших по ту сторону Иордана. 1 Пар 12:4-13 — храбрые и воинственные мужи из колена Вениаминова и Гадова, перешедшие к Давиду в Секелаг в пустыню. Неем 10:2 — один из священников при Ездре и Неемии; он возвратился из плена с Зоровавелем. Иер 35:3 — глава Рехавитян во дни пр. Иеремии.
(евр. «Иегова отвергающий»)
второй из четырех великих пророков Израиля. Пророческое служение Иеремии обнимало собой самый мрачный период иудейской истории. Призвание его к пророческому служению произошло в ранней молодости, на 15-м году жизни, в тринадцатый год царствования Иосии, царя Иудейского (конец VII в. до Р.Х.), и затем продолжалось при царях Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, в продолжение почти сорока пяти лет.
Он возвещал слово Божие и в храме, и во вратах Иерусалима, и в доме царя, и на площадях народных, и в частных домах. С раннего утра (Иер. 25, 3) проповедовал он слово Божие, навлекая на себя через это поношение и повседневное посмеяние (Иер. 20, 8). Собственное его семейство отказалось от него (см. Иер. 12, 6), сограждане преследовали его ненавистью (см. Иер. 11, 21), смеялись над ним, задавая вопрос: «где слово Господне? пусть оно придет!» (Иер. 17, 15).
Иеремия был свидетелем разрушения Иерусалима (587 г. до Р.Х.). Древнее христианское предание свидетельствует, что кончина его была мученическая, именно что он в г. Тафнисе был побит иудеями камнями за обличение их пороков и за пророчество об их погибели. Александрийское предание говорит, что Александр Македонский перенес его тело в Александрию. Могилу его, находящуюся недалеко от Каира, и в настоящее время глубоко уважают египтяне. По словам Александрийской летописи, над могилой его первоначально стоял величественный памятник, впоследствии возобновленный и украшенный царицей Еленой.
Иер’емия (Иегова основывает, устанавливает) —
а) (4Цар.23:31 ; 4Цар.24:18 ; Иер.52:1) — из Ливны, отец (предок) Хамутали;
б) (1Пар.5:24) — ·аналог. Азриил,а;
в) (1Пар.12:4) — ·аналог. Бераха;
г) (1Пар.12:10,13) — ·аналог. Афай;
д) (Неем.10:2 ; Неем.12:1,12) — ·аналог. Амария,е;
е) (Неем.12:34) — ·аналог. Азария,х (·возм., ·предыд.);
ж) (Иер.35:3) — отец (предок) Иазании;
з) сын (потомок) Хелкии священника, один из величайших пророков Божиих, пророк для народов (Иер.1:5). Он был призван очень молодым и пророчествовал в течение 40 лет, от 626 ·г. до 586 ·г. ·до-РХ в правление пяти последних иудейских царей — Иосии, Иоахаза, Иоакима, Иехонии и Седекии. Всю свою жизнь он провел среди своего народа в Анафофе, где родился (Иер.11:21), и в Иерусалиме, где прожил большую часть своей жизни, постоянно предостерегая сыновей Израиля о гибельных последствиях их вероломства, нечестия и идолопоклонства. Но в ответ он видел только ненависть и презрение (Иер.12:6 ; Иер.20:10). Он был не раз брошен в темницу и не однажды Бог спасал его от смерти. После пленения Иудеи и милостивого предложения Иеремии выбрать самому, идти ли в Вавилон или остаться в своей земле, он выбрал последнее, но после убийства Годолии, взбунтовавшийся народ увел его с собой в Египет и там он, по преданию, был побит в Тафнисе камнями.
♦ пророк в Иудейском царстве:
Иер 1:1-3
♦ призван Господом:
Иер 1:4-19
♦ оплакал Иосию в песне плачевной:
2Пар 35:25
♦ его жизни угрожала опасность из-за пророчеств:
Иер 11:18–23; Иер 26:1-16
♦ посажен в колоду:
Иер 20:1-3
♦ противоборство с Ананией:
Иер 28:1-17
♦ написал свиток, который царь сжег:
Иер 36:1-26
♦ снова написал свиток:
Иер 36:27-32
♦ заключен в темницу; Седекия спросил его совета:
Иер 37:1-21
♦ обвинен в предательстве и брошен в яму:
Иер 38:1-13
♦ Седекия снова спросил его совета:
Иер 38:14-27
♦ купил поле непосредственно перед разрушением Иерусалима:
Иер 32:1-15
♦ отведен вместе с другими в Египет:
Иер 43:1-7
древнееврейский пророк 7 - нач. 6 вв. до н. э. Основу книги Ветхого Завета, носящей имя Иеремии, составляют проповеди и изречения Иеремии, записанные им и его сподвижником Барухом. Иеремии также приписывается авторство книги Ветхого Завета "Плач Иеремии".