18 мая 2024
450 тысяч слов
+57 за сегодня

Значения слова иерихон

все
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Библия: Тематический словарь
Энциклопедический словарь
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Большая Советская Энциклопедия

Библейская энциклопедия арх. Никифора

иерихон

   (по-еврейски произносится Йерихо) — известный город, лежавший в пределах колена Вениаминова. Обычное значение слова следующее: благоухающий, благовонный, но, по мнению некоторых толкователей, оно означает: месяц или луну, которую могли боготворить основатели Иерихона. В первый раз Иерихон упоминается в Чис 22:1 в следующих словах: «и отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона», каковые слова с небольшими изменениями повторяются раз восемь или девять в означенной книге. Гора Нево в земле Моавитской, равно как и вершина горы Фасги представляются в кн. Второзакония лежащими против Иерихона (32:49, 34:1). Из третьего стиха 34 главы видно, что Иерихон назывался городом Пальм, название встречаемое и в Судей 1:16, 3:13, но, вероятно, не об одном и том же месте. По Фюрсту, первая цитата в кн. Судей указывает на известную местность в Синайском полуострове, по другим — на Ен-Гедди. Вторая же цитата в кн. Судей Фюрстом относится прямо к г. Иерихону, который назывался еще городом Пальм даже во времена Ахаза (2 Пар 28:15). Прежде чем Израильтяне перешли Иордан, Иисус Навин посылал двух соглядатаев осмотреть землю и Иерихон. В то время в Иерихоне имел пребывание царь, который, услыхав о прибытии в город чужестранцев, требовал у Раавы-блудницы выдачи соглядатаев, с тем чтобы наказать их. Город был окружен стеною, имел ворота, а дом Раавы, в котором скрылись юноши на ночлег, находился на стене, — обстоятельство много способствовавшее их бегству, потому что Раав спустила их на веревке через окно, и они, скрываясь три дня в горах, благополучно возвратились затем к Иисусу Навину (Нав 2:1-24). После того И. Навин перевел народ через Иордан против Иерихона (Ис Нав 3:16), и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона, где Евреи на равнинах Иерихонских совершили Пасху в 14-й день месяца вечером (4:19, 5:10). Стены осажденного города чудесным образом пали, по семидневном обхождении вокруг его с Ковчегом Завета и трубных звуках священников. Иерихон был взят, и все в нем было предано мечу и истреблению (Нав 6). «Верою пали стены Иерихона, — говорит ап. Павел, — по семидневном обхождении» (Евр 11:30). По завоевании города И. Навин произнес грозное проклятие на того, кто дерзнул бы восстановить оный. «На первенце своем он положит основание его, — говорил он, — и на младшем своем поставит врата его» (ст. 25). Так и исполнилось, именно, — когда во дни царя Ахава некто Ахиил из Вефиля дерзнул восстановить Иерихон, то, по словам свящ. летописателя, на первенце, своем, Авираме, он положил основание его и на младшем своем сыне, Сегубе, поставил ворота его (3 Цар 16:34). При разделении земли Обетованной южная граница колена Ефремова и северная Вениаминова проходили близ Иерихона, но город был отдан последнему (Нав 16:7, 18:12, 21). Затем мы встречаемся с Иерихоном уже во времена Давида (2 Цар 10:5), хотя, быть может, он находился в означенное время уже в развалинах, так как восстановление оного Ахиилом произошло только в царствование Ахава. Здесь, как в уединенном пустынном месте, имел пребывание пр. Илия; поблизости оного находилось училище пророков, где жили сыны пророческие (4 Цар 2:4,5,15), равно как здесь находился источник, вредные воды которого пр. Елисей сделал здоровыми (4 Цар 2:19-22). Означенный источник существует и доселе и находится в 20 минутах пути от г. Сорокадневной. Войско Навуходоносора поразило и взяло в плен иудейского царя Седекию на равнинах Иерихонских (25:5). Некоторые из уроженцев Иерихона возвратились из плена (1 Езд 2:34) и помогали в восстановлении стен Иерусалимских (Неем 3:2). Иерихон неоднократно упоминается в апокрифических книгах. «Я возвысились, как пальма в Енгадди, — говорит Премудрость, — и как розовые кусты в Иерихоне» (Прем. Иисуса, сына Сирахова 24:15. См. также 1 Мак 9:50, 2 Мак 12:15 и др.). При Римлянах Иерихон был царскою резиденциею, и здесь умер Ирод Великий. Указания на Иерихон в Новом Завете немногочисленны, но они особенно замечательны в том отношении, что указывают на неоднократное посещение Иерихона Господом (Мф 20:29, Мк 10:46, Лк 18:35, 19:1). Кто из нас не читал с душевным умилением трогательную притчу Спасителя о благодетельном Самарянине, начинающуюся так: «некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам» (Лк 10:30-38). Дорога, ведущая из Иерусалима в Иерихон через так называемую пустыню Иерихонскую, по свидетельству путешественников и в настоящее время небезопасна по причине нередко случающихся на ней разбойнических нападений. Об Иерихоне упоминают также Иосиф Флавий, Страбон, Птоломей, Иустин, Плиний и многие другие древние писатели. Одни из них указывают на исторические судьбы его, другие же — на удивительное плодородие Иерихонской местности в древние времена. В царствование Константина и в последующее время в Иерихоне существовала христианская церковь с епископом во главе. Теперь поблизости от древнего Иерихона стоит небольшая бедная и грязная деревушка, называемая арабами Эр-Риха, с несколькими бедными хижинами и жалкими обывателями числом около 200 человек. На месте Закхеева дома видны развалины четырехугольной башни. Вместо прежней роскошной растительности теперь здесь растут одни дикие колючие кустарники; пальмовых деревьев и Иерихонских роз, которыми в древности так славился Иерихон, теперь почти не существует. Бальзамовых деревьев также нет, вместо них в изобилии растет дерево цаккум, названное так по имени Закхея, а равно много различных диких цветов. С вершины Сорокадневной горы открываются прекрасные живописные виды на равнину Иерихонскую и на окрестности оной.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

иерихон

Иерих’он (место благовоний, ароматов и город пальм) — большой и хорошо укрепленный город между Иорданом и Иерусалимом, первый из городов, покоренных израильтянами в Ханаанской земле. Над этим городом И.Навин произнес заклятие и он оставался в развалинах почти шесть столетий, пока во времена Ахава (около 870 ·г. ·до-РХ) не был вновь отстроен. Упоминание Иерихона во 2Цар.10:5 и 1Пар.19:5 во времена Давида (а также города Пальм (см.) во времена судей) указывает на то, что там было какое-то селение или имеется в виду лишь его место. Во времена пророка Елисея там была школа сынов пророческих, а во времена Христа этот город был царской резиденцией и в нем был дворец Ирода. Теперь от него ничего не осталось и даже его положение определяется с трудом.

Библия: Тематический словарь

иерихон

А. Происхождение

расположен в равнине:

Втор 34:3

около реки Иордан:

Чис 33:50

назывался "городом Пальм":

Втор 34:3

Б. История города

1. В Ветхом Завете

Раав жила там:

Нав 2:1

израильтяне послали соглядатаев туда:

Нав 2:1-21

израильтяне стали лагерем напротив его:

Нав 4:16

израильтяне обходили его:

Нав 6:1-15

его стены обрушились:

Нав 6:20

все истреблены, кроме Раав:

Нав 6:21-25

Иисус Навин изрекает проклятие на того, кто

восстановит Иерихон:

Нав 6:26

проклятие исполнилось когда Ахиил отстроил его:

3Цар 16:34

группа пророков остановилась там:

4Цар 2:5

он был снова заселен:

2Пар 28:15; Неем 3:2

2. В Новом Завете

добрый самарянин направлялся туда:

Лк 10:30-35

Иисус исцелил Вартимея там:

Мк 10:46–52; Лк 18:35-43

Иисус исцелил двух слепых там:

Мф 20:29-34

Закхей жил там:

Лк 19:1-10

Энциклопедический словарь

иерихон

город 7-2-го тыс. до н. э. в Палестине (к северо-востоку от Иерусалима). Открыты остатки укрепленных поселений эпохи неолита и бронзы, руины города с мощными стенами 18-16 вв. до н. э., гробницы и др. В кон. 2-го тыс. до н. э. разрушен еврейскими племенами. По библейскому преданию, стены Иерихона рухнули от звуков труб завоевателей ("иерихонские трубы").

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

иерихон

— один из древнейших городов Палестины. Расположенный в Иорданской равнине (верстах в 8 от Иерусалима), город окружен был чисто тропической растительностью и, занимая весьма выгодное место в торговом и стратегическом отношении, был богат и сильно укреплен. Как ключ, запиравший вход в Палестину, он первый подвергся нападению евреев при вторжении их в землю Обетованную. Укрепления его были так прочны, что евреям, с их первобытным способом осады городов, не было бы никакой возможности взять его; но стены И. пали сами собой от звуков священных труб и, благодаря этому чуду (И. Нав., гл. IV), город был взят и подвергся полному разрушению, причем произнесено было даже заклятие на всякого, кто бы дерзнул восстановить его вновь. С этого времени о нем долго, почти ничего не слышно, и только в царствование Ахава некий Ахиил нарушил заклятие и восстановил его. После этого И. опять занял видное положение и играл немалую роль в истории. О нем упоминают Иосиф Флавий, Страбон, Птолемей, Плиний и др. При Константине Вед. здесь была христианская церковь, с епископом во главе. С течением времени И. стал упадать, и хотя следы его и усматриваются некоторыми в небольшой деревне Эр-Риха, но трудно сказать, тождественна ли она с древним И.

А. Л.

Большая Советская Энциклопедия

иерихон

(др.-евр. Ерихо, греч. Iericho), один из древнейших городов в Палестине, на территории современной Иордании (остатки в 22 км к С.-В. от Иерусалима; ныне городище Тель-эс-Султан). Раскопки велись в 1867, 1907≈08, 1930≈1936, 1952≈56. Древнейшее поселение на месте И. относится к докерамическому неолиту (7≈6-е тысячелетие до н. э.). Оно имело глинобитные и из сырцового кирпича дома, святилища и каменные оборонительные сооружения. Население занималось земледелием и скотоводством; найдены культовые раскрашенные скульптурные головы из необожженной глины, налепленной на человеческие черепа. В эпоху ранней бронзы (3-е тысячелетие до н. э.) здесь было поселение городского типа. Особого расцвета И. достиг в 18≈16 вв. до н. э., когда он был окружен мощными двойными стенами; к этому времени относятся гробницы с групповыми захоронениями и богатым инвентарём. В конце 2-го тысячелетия до н. э. И., населённый ханаанеями , был разрушен вторгшимися в Палестину еврейскими племенами. По библейскому преданию, стены И. рухнули от звуков труб завоевателей («иерихонская труба»). В середине 9 в. до н. э. И. был частично восстановлен. В римское время (1 в. н. э.) И. отстраивается к Ю.≈З. от древнего И. по типичному эллинистическо-римскому плану. Старое городище И. служило некрополем.

Лит.: Массон В. М., Докерамический неолит Иерихона, «Советская археология», 1958, ╧ 3; Pritchard J. В., The excavation at Herodian Jericho, 1951, New Haven, 1958; Kenyon К. M., Digging up Jericho, L., 1957.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом иерихон

  • Некоторое время плодородные иерихонские земли были во владении бедуинов.
  • Может, ни труб иерихон-ских, ни падающих стен, ни исхода евреев из Египта не было, как не было и самой земли обетованной.
  • Иерихон, например, как оказалось, был уже необитаем, когда, как можно было предполагать, его стены рухнули от звуков «иерихонских труб».