18 мая 2024
450 тысяч слов
+44 за сегодня

Значения слова иерусалим

все
Энциклопедия битв мировой истории
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Энциклопедия иудаизма
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Православный энциклопедический словарь
Православная энциклопедия
Библия: Тематический словарь
Энциклопедический словарь
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Энциклопедия битв мировой истории

иерусалим

(Jerusalem)

1. Иудейские войны Римской империи

Город был осажден 60-тысячным рим. войском под командованием Тита в марте 70. Его с величайшим героизмом защищали иудеи, предводительствуемые партией зелотов. К исходу шестой недели осады Тит овладел пригородом Иерусалима Безетой, а затем в тяжелых боях захватывал одну позицию за другой, пока 8 сент. сопротивле- 174ние защитников не было окончательно сломлено. Иосиф Флавий сообщает, что во время осады погибли 1 100 000 чел., но это, несомненно, преувеличенная цифра. После захвата города римляне продали в рабство 97 000 чел.

См. Иотапата.

2. Мусульманское вторжение в Сирию

В начале 637 Иерусалим был осажден мусульманами, сначала под командованием Абу Обейды, а затем халифа Омара. После многомесячной обороны, в течение которой и дня не проходило без вылазки или нападения, город в 638 был сдан патриархом Софронием.

См. Алеппо1.

3. 1-й крестовый поход

Крестоносцы во главе с Готфридом Бульонским осадили город 7 июня 1099, а 15 июля он был взят штурмом. В течение трех дней город был ареной резни, в которой погибли 70 000 мусульман.

См. Антиохия2.

4. Войны между крестоносцами и турками

20 сент. 1187 Святой город был осажден сарацинами во главе с Салахад-дином. После осады, продолжавшейся 14 дней, в течение которых было отбито несколько решительных вылазок, мусульмане ворвались в город, и Гвидо де Лузиньян, последний король Иерусалима, капитулировал. Христианам было дано 40 дней для того, чтобы покинуть город.

См. Акра1, Тивериадское озеро.

5.

См. Газа4.

6. Арабо-израильские войны

Место сражения 15 мая 1948. Поскольку брит. мандат над Палестиной заканчивал свое действие в полночь 14 мая 1948, Организация Объединенных Наций 29 нояб. 1947 разделила страну. Евреи создали государство Израиль, и между арабами Палестины при поддержке некоторых других ближневосточных стран и евр. войсками начались боевые действия. Арабы перерезали дорогу Тель-Авив - Иерусалим и осадили город, изолировав военным путем "Старый город", а израильские войска после ожесточенных боев сдались 28 мая Арабскому легиону. Решение ООН о прекращении огня вступило в силу 11 июня, но 9 июля бои возобновились, продлившись в Иерусалиме до 17, а в других 175 местах - до 19 июля. Была принята резолюция ООН, призывающая сделать Иерусалим международным городом, но Израиль не подчинился, официально включив город в свой состав, а в 1950 объявив его своей столицей. Несмотря на это, Иордания продолжала удерживать "Старый город".

См. Синай, Шестидневная война.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

иерусалим

   (основание, или жилище мира) — этот всемирно известный город, древнейший и знаменитнейший из городов Обетованной земли, назывался в древности Иевусом (Нав 18:28) по имени родоначальника Иевусеев, Иевуса. Впрочем, думают, что древность его восходит даже ко временам Авраама, предполагая в нем Салим, в котором во времена Авраама царем и первосвященником был Мельхиседек. Иевус был завоеван у Иевусеев Давидом, который сделал его метрополиею своего царства, и построил к с.-з. от старого города крепость, или новый город, названный Иерусалимом. Таким образом Иерусалим сделался столицею Иудеи. Новейшие исследования Палестины, тщательно производимые доселе, пролили много света на г. Иерусалим, равно как и на прочие места, так называемой, Святой Земли. По общему мнению, первое понятие о первобытном положении города, несомненно, сообщается в 22 гл. кн. Бытия, именно: по словам книги, он должен был находиться в земле Мориа, на одной из гор которой Авраам по Божественному повелению готовился некогда принести в жертву сына своего Исаака (2 Пар 3:1). Точное определение положения города Иерусалима никогда не подлежало сомнению. Он лежит в 12-ти часах пути от Средиземного моря и в 8 от Иордана на широкой плоской возвышенности, состоящей более чем из 4 горных вершин и возвышающейся более чем на 2 500 футов над уровнем моря. Долина Иосафатова с потоком Кедрон на в. и долина Гионна ю. и з. служат его границею. Библейская историческая гора Мориа находится в настоящее время на одном общем уровне с прочими частями города и занята мечетью Омаровой, стоящей вероятно на прежнем месте храма Соломонова. Это здание считается настолько священным в глазах турок, что ни одному христианину не дозволяется вступать даже в ограду, окружающую мечеть. Хотя возвышенность горы теперь мало заметна, но высота оной неоспорима. Чтобы приготовить место на г. Мориа для постройки храма, Соломон обнес ее громадною стеною. Местность между горой и стеною представляла обширную площадь удобную для сооружения на ней храма и его огромных притворов. На с.-з. углу означенной площади находилась величественная башня, названная Иродом башнею Антония, в честь Марка Антония. Гора Сион находилась на ю.-в. от г. Мориа; настоящее положение и высота ее вполне соответствует древнейшим повествованиям о сей свящ. горе различных историков. После многократных опустошений, которым подвергался Иерусалим, к сожалению, невозможно с точностью определить границы Сиона. Впрочем, между Сионом и Мориа доселе существует еще значительный подъем почвы, который настолько соответствует восточной стороне Акры по описанию древних историков, что не оставляет никакого сомнения в том, что она составляла некогда часть г. Сиона. Иудеи доселе называют весь этот подъем земли Сионом. Акра (называемая так от греч. слова, значащего высокий) иногда называется также нижним городом, а самая гора Сион верхним, и находясь на с. от означенной горы, отделялась от нее долиной. Город был построен некогда на вершине Акры. После 25 летнего существования город был срыт и гора подведена под общий уровень с близлежащею местностью. Настоящий Иерусалим главным образом расположен на г. Мориа, имеет около 2 1/2 англ. миль в окружности с 20 000 населением. Относительно наружной формы город можно назвать квадратом. Восточная стена тянется прямо во всю свою длину. На с. и ю. сторонах в ней находится по одному изгибу с наружной стороны и один изгиб с западной внутрь. Близ изгиба с западной стороны находятся Яфские ворота, называемые иначе Вифлеемскими. На южной стороне находятся ворота Сионские, называемые иначе Давидовыми. На восточной стороне, близ купели Вифееда, — врата Стефана, именуемые также Овчими и вратами Св. Девы. На западной стороне между Голгофою и Везефою находятся врата Дамасские. Означенные четверо ворот суть главные городские ворота, и они всегда открыты с утра до солнечного заката. Кроме указанных существует еще двое небольших ворот, которые открываются только в известных случаях: одни на ю. стороне, несколько на з. от г. Мориа, так именуемые Навозные, а другие, под названием Иродовых, находятся на з. стороне и ими проходят из Везефы. На в. от Мориа находятся седьмые ворота, или, лучше сказать, место, где они находились в то время, когда Христиане владели городом, потому что в настоящее время они совершенно заложены, — это так называемые Золотые врата. Доселе у магометан господствует предание, что в эти ворота войдет христианский победитель Мусульман. Несомненно, что этими вратами вошел Господь в храм Божий во время торжественного Своего входа в Иерусалим. Кроме означенных, в Свящ. Писании упоминаются еще ворота: Ефремовы, Вениаминовы, Рыбные, Водяные, Конские, Темничные, Железные и некоторые др. Евреи занимают меньшую часть города сравнительно с тем, что занимают турки и арабы. Армяне живут в своем монастыре на Сионской горе и в окрестностях. Греки и католики имеют свои монастыри поблизости с Голгофой, близ которых и находятся их жилища. Турки и арабы занимают Везефу, всю восточную часть города и почти в каждой части города имеют свои разбросанные дома. Евреи живут на пространстве между Сионом и Мориа, занимаемом в настоящее время мечетью Омара, огражденною стенами. Как мы уже заметили выше, ни одному из Христиан не дозволяется входить в эту мечеть под опасением смерти, за исключением разве магометан, хотя означенное запрещение в последнее время не имеет уже такого значения как прежде. В ней и по сторонам оной высятся четыре минарета. У евреев в Иерусалиме находится значительное число синагог и почти все они выстроены в местности ими занимаемой. Храм Гроба Господня стоит близ г. Голгофы, там же и Камень помазания. Это здание, отличающееся своею массивностью и объемом, вмещает в себе придел Распятия, Погребения и Воскресения Господа Иисуса, семь небольших других приделов, монастырь, и различные монастырские пристройки. Греки имеют здесь 12 монастырей и один близ Сионских ворот. Армяне имеют три монастыря на Сионской горе, два в Иерусалиме и третий поменьше вне Сионских врат, на том самом месте, где по преданию стоял дом первосвящ. Каиафы, в котором стоял Господь Иисус на судилище, и на дворе которого ап. Петр отрекся от Него. У коптов, сириян, абиссинцев также находится во владении по небольшому монастырю. Дома в Иерусалиме большею частью каменные, в большинстве, впрочем, они низки, неправильной архитектуры, с плоскими кровлями или террасами. Окна в них небольшие и выходят преимущественно на улицу; они ограждены толстыми железными решетками, а за ними виднеются красивые деревянные решетки, устроенные с целью, чтобы мимо ходящие не могли видеть из-за них женщин. Улицы узки и большею частью неправильны. Садов в городе очень немного. Из особенных достопримечательностей Иерусалима без сомнения первое место занимает Храм св. Гроба, священнейшее здание для всего христианского мира. Он выстроен несколько на з. от улицы ведущей к Дамасским воротам Константином Великим, или, вероятнее, матерью его, Еленою, над Гробом Господним. Храм св. Гроба и разрушали и возобновляли несколько раз, потому-то в настоящем своем виде он принадлежит уже к более позднему времени, за исключением некоторых частей его лицевой стороны, существовавших, быть может, до времен Крестоносцев. Он состоит, так сказать, из неправильной громадной глыбы здания и вмещает в себе все традиционные священные места, соединенные с воспоминаниями о земной жизни, смерти и погребении Спасителя, как-то: Голгофу, Камень помазания и св. Гроб, в котором было положено Тело Иисусово. Голгофа и погребальная пещера находились, по словам Свящ. Писания, вне врат Иерусалима; но, как известно, город был расширен по направлению к оным, и вот они вошли в состав города и помещаются под одной кровлею храма. В том же самом храме показывают кроме сего много других свящ. достопримечательностей, как-то: место погребения Адама, Мельхиседека, гробницы Иосифа и Никодима, место на котором стояла Мария во время помазания Тела Иисусова, и место, где явился Христос по воскресении Марии Магдалине и Богоматери, и где позже, спустя 300 лет, был обретен Животворящий Крест Господень. Храм разделен между лицами различных христианских вероисповеданий (за исключением протестантских), монахи и священники которых живут в соседстве или в самом даже здании храма, для исправления своих дневных и ночных богослужений, впрочем, храм всегда тщательно охраняется мусульманами, которым платится известная плата за посещение и осмотр святынь оного. За сим достойны внимания: монастырь св. Иакова, принадлежащий армянам, одно из обширнейших зданий в Иерусалиме, с прекрасным садом и очень ценною библиотекою. В нем показывают место мученической кончины Иакова, брата Господня, камень, покрывавший дверь св. Гроба и др. Дом св. Марка принадлежит Сирийским Христианам и служит местом пребывания их епископа. Монастырь Константина принадлежит грекам. Абиссинский монастырь — несколько к ю. от храма гроба Господня; в нем показывают масличное дерево, в ветвях которого, по преданию, запутался рогами агнец, принесенный Авраамом в жертву вместо Исаака. Латинский монастырь с 15-ю францисканскими монахами из испанцев, коптский монастырь и некоторые другие. Гробница Давида или Ель-Неби-Дауд находится на южной вершине Сиона, вне городской стены. Она одно из замечательнейших зданий в Иерусалиме. Означенное сооружение над местом погребения царя пророка Давида, как говорят, существовало уже в IV столетии и считалось христианами означенного века за Сионскую горницу, в которой Спаситель совершил Тайную вечерю со Своими учениками, и установил таинство св. Причащения. Ее охраняют с большим тщанием, чем даже самую мечеть Омара. Церковь Христова, принадлежащая английским и прусским протестантам, расположена на Сионской горе, несколько к ю.-в. от Яфских ворот. Есть и другие общественные церковные здания в Иерусалиме, но поименованные нами суть главнейшие. Вообще можно сказать, что настоящий Иерусалим, по различию вероисповеданий, разделяется на четыре квартала: 1) христианский, имеющий своим центром храм Гроба Господня, в котором церковь г. Голгофской, царя Гроба Господня, храм Воскресения и церковь Обретения Креста с множеством различных свящ. достопримечательностей: 2) Армянский квартал, заключающий з. часть Сиона и населенный главным образом армянами, имеющими здесь два монастыря с разными другими достопримечательностями; 3) еврейский квартал, расположенный на в. стороне Сионского холма, с остатком з. стены Соломонова храма, куда обыкновенно собираются евреи в пятницу для молитвы и плача о древнем своем храме, и, наконец, 4) самый большой квартал, магометанский, занимающий две трети города, где главное строение мечеть Омара, главную святыню которой составляет каменная скала, с которой, по мусульманскому поверью, Магомет вознесся на небо. Среди означенного квартала возвышается также большая еврейская синагога, и находятся различные другие достопримечательности, священные в глазах евреев. Скажем в заключение несколько слов и о наших русских постройках в Иерусалиме, занимающих место на Гионской возвышенности на с.-з. стороне Иерусалима, в одной из самых здоровых местностей, и составляющих немалое украшение пустынных окрестностей святого града. Самые постройки здесь следующие: обширный двор и среди его церковь, построенная по образцу одной из древнейших Афонских церквей, в Византийском стиле; госпиталь — огромный двухэтажный дом, большое каменное здание, в центре которого находится домовая церковь Прав. Русской духовной миссии. В верхнем этаже оного находятся квартиры для членов миссии, важных посетителей, библиотека и др., а в нижнем — приют для русских путешественников. Все они тщательно поддерживаются Прав. Палестинским Обществом, состоящим под августейшим покровительством Великого Князя Сергия Александровича. Кроме означенных построек, существуют еще два одноэтажные корпуса, занятые мужским и женским приютами; одно одноэтажное здание с квартирами для консула, секретаря и пр.; еще два домика, из которых в одном помещается драгоман консульства, а в другом квартиры кавасов и привратника; затем здания для чайной, бани и др. Русский храм в Иерусалиме, с его украшениями и величественным, совершающимся в нем богослужением, обращает на себя общее внимание и привлекает тысячи приходящих иноверцев. Размеры нашей Библейской Энциклопедии не дозволяют нам входить в дальнейшие подробности касательно истории Иерусалима, названия оного, местоположения составных частей, окрестностей, его древностей и т. п. Пусть любознательный и благочестивый читатель при помощи Библии и творения Иосифа Флавия сам постарается изучить оные с географическою картою Иерусалима в руках, причем, конечно, он может руководствоваться и наиболее известными русскими и иностранными учеными сочинениями по означенному предмету. Полное описание Иерусалима в настоящем его виде можно найти у Норова, Диксона и проф. Олесницкого.

Энциклопедия иудаизма

иерусалим

(Йерушалаим)

   Столица Израиля, один из древнейших городов мира. О первых годах И. ничего не известно. По мнению современных археологов, И. занимал на заре своего существования возвышенность, известную позднее под названием "Офель", или "Город Давида". Эта возвышенность защищена с трех сторон глубокими лощинами, и на ней располагался город в течение долгого времени. Самые ранние сведения об И. содержатся в египетских надписях, относящихся к XIX в. до н. э. К этому же периоду относится библейский рассказ о Малки-Цедеке, царе Шалема (вероятно, И.). Во времена Иегошуа колена* Израиля не смогли завоевать И. Граница удела колена Биньямина проходила к северу от И., граница колена Иегуды - к югу от него. Сыны Иегуды пытались завоевать И.: "И воевали сыны Иегуды с И., и захватили его, и разгромили, и сожгли город", но не смогли удержаться в нем. Сыны Биньямина тоже не сумели изгнать иевусеев, владевших городом, как сказано в книге Судей (I, 21): "А иевусеев, сидевших в И., не изгнали сыны Биньямина, и живут иевусеи с сынами Биньямина в И. по сей день". Лишь царь Давид завоевал его окончательно и сделал столицей всей страны. Выбор И. как столицы царства имел большое значение для единства нации. Город не был поделен между коленами и поэтому идеально соответствовал тому, чтобы быть столицей объединенного царства. Шломо (Соломон), сын и преемник Давида, построил в И. Храм, сделав город, тем самым, и религиозным центром всех колен. Тогда в нем поселились Когены (священники) и левиты, служившие в Храме. После раздела царства И. перестал быть государственным и религиозным центром всей Эрец Исраэль, но остался столицей Иудеи и царей дома Давида. Дом Давида царствовал в нем свыше пятисот лет, пока не подступил к городу Невухаднецар*, царь Вавилона, и разрушил город. Однако ореол святости продолжал окружать И. и после его разрушения, и изгнанники произносили клятву: "Если забуду я тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Да прилипнет язык мой к небу моему, если не буду я помнить тебя, если не поставлю Иерусалим выше веселия моего" (Псалмы CXXXVII, 4-5). И евреи-изгнанники выполнили эту клятву - они и их потомки - до нашего времени. Народ не забыл И. в течение тысячелетий своего изгнания.

   С возвращением изгнанников из Вавилона с Эзрой и Нехемьей* город был отсроен заново, восстановлены Храм и стены, и И. вновь стал центром нации вплоть до разрушения Второго Храма. После подавления восстания Бар-Кохбы И. был превращен в развалины, и на месте его был создан римский город Элия Капитолина, куда евреям был запрещен доступ в течение многих поколений.

   Мечта каждого еврея - увидеть при жизни восстановленный И. - и горячая любовь к городу Давида нашли свое отражение во многих обычаях и молитвах, которые установили хазал*. Несколько раз в день каждый набожный еврей повторяет молитву: "И в Иерусалим, град Твой, вернись милостиво и пребывай в нем, как Ты говорил. И восстанови его вскоре, в наши дни, навеки, и престол Давида немедля учреди в нем".

   В течение многих веков прибывали евреи из разных стран диаспоры в И., чтобы жить и умереть в нем. Это движение было постоянным, несмотря на опасности пути и тяжелые условия жизни в разрушенном и заселенном неевреями городе.

   Еврейская агада* не могла примириться с разрушением и построила идеальный образ И., "Йерушалаим шел маала" (Небесный И.), ибо "из великой любви к [Иерусалиму] земному создал Он другой, небесный" (Танхума). Реальный, материальный И. не схож с И. будущего мира. "В И. этого мира волен войти каждый. В И. будущего мира могут войти только приглашенные" (ББ 75).

   Каждый, кому доводилось увидеть разрушенные города Иудеи, должен был произнести : "Города святыни Твоей стали пустыней" и разорвать одежды (в знак траура). Видевший разрушенный И. говорил: "Сион пустыней стал, И. - пустошью". Видевший развалины Храма говорил: "Дом святыни нашей и торжества нашего, где славили Тебя отцы наши, стал пепелищем, а все, что мило нам - развалинами", и разрывал одежды.

   Трубный звук шофара возвестил об освобождении Западной Стены и воссоединении И. в Шестидневной войне 19.7 года.

   Иерусалим - это вечность.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

иерусалим

И’ерусал’им (основание мира или безопасное жилище) — главный город образовавшегося при Давиде Израильского царства и духовный центр всей земли: «Ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима» (Ис.2:3). Величайший из царей Давид, расширяя свое царство, взял крепость Сион (2Цар.5:7), располагавшуюся на одноименной горе и бывшую частью Иевуса (см.), населенного иевусеями, и тем положил основание Иерусалиму. Еще раньше, по смерти И.Навина, израильтяне взяли Иерусалим, сожгли его, но иевусеи продолжали там жить и после этого (Нав.1:8,21). Сын Давида Соломон построил в Иерусалиме храм Господу, в который был перенесен ковчег и в который приходили на поклонение живому, истинному Богу люди со всех концов земли. Иерусалим имеет множество и других названий:

Ариил (Ис.29:1,2,7),

башня стада (Мих.4:8),

город великий (см.),

город великого Царя (Пс.47:3 ; Мат.5:35),

город Господа (Ис.60:14),

город Давидов (см. город Давидов,а)

город Иудин (2Пар.25:28 ; Лук.1:39),

город истины (Зах.8:3),

город кровей (см.),

город правды (Ис.1:26),

град Божий (Пс.45:5 ; Пс.86:3),

долина видения (Ис.22:1,5),

жительница долины (Иер.21:13),

престол Господа (Иер.3:17),

радость всей земли (Плач.2:15),

Салим (Быт.14:18 ; Пс.75:3 ; Евр.7:1,2),

святая гора (см.),

святой город (см.),

святыня (Иоил.3:17),

Сион (см.),

скала равнины (Иер.21:13),

совершенство красоты (Плач.2:15),

столица верная (Ис.1:21,26).

Иерусалим достался колену Вениаминову, но был расположен на границе с уделом Иудиным и сделался столицей Иудейского царства, объединившего эти два колена, когда остальные десять колен после смерти Соломона отделились.

Иерусалим расположен вокруг и севернее гор Сион (собственно город Давидов) и Мориа, расположенной на северо-восток от Сиона. Эти две горы в древности были соединены мостом и обнесены стенами. В дальнейшем город распространялся еще дальше на север и его стены несколько раз перестраивались. Иерусалим, расположенный на горах, особенно крутых с южной стороны, считался всегда очень надежной крепостью, но в своей истории подвергался многим нашествиям и разграблениям:

египетским царем Сусакимом около 928 ·г. ·до-РХ (3Цар.14:25 -26),

филистимлянами и арабами около 845 ·г. ·до-РХ (2Пар.21:16 -17),

сирийцами около 803 ·г. ·до-РХ (2Пар.24:22 -23),

израильским царем Иоасом около 790 ·г. ·до-РХ (4Цар.14:13 -14),

снова египетским царем Нехао около 608 ·г. ·до-РХ (2Пар.36:3 -4) и, наконец,

халдеями под предводительством Навуходоносора (см.) в 606 ·г. и 586 ·г. ·до-РХ (2Пар.36:6 -7,10,13-20).

В этот последний раз Иерусалим и его храм были разрушены до основания, но через 70 лет — в 536 ·г. ·до-РХ часть иудеев по повелению персидского царя Кира вернулась с Зоровавелем в Иерусалим и в период с 520 ·г. до 516 ·г. ·до-РХ храм и частично город были восстановлены. В 332 ·г. ·до-РХ Иерусалим был взят (но на этот раз не разрушен) Александром Великим, а после его смерти захвачен около 301 ·г. ·до-РХ одним из его преемников — Птолемеем, царем египетским. В 198 ·г. ·до-РХ Иерусалим захватил Антиох Великий из династии селевкидов, а в 178 ·г. ·до-РХ Антиох Епифан подверг Иерусалим разрушению и осквернил храм, поставив в нем чуждые алтари и начав приносить в жертву свиное мясо (подражая некоторым греческим культам). В 165 ·г. ·до-РХ Иерусалим вновь обрел независимость и в течение 100 лет управлялся потомками братьев Маккавеев. В 63 ·г. ·до-РХ город был взят римлянами под предводительством Помпея. Вступивший с их дозволения на престол в Иерусалиме в 37 ·г. ·до-РХ Ирод Великий приложил много стараний к восстановлению города и храма. Около 20 ·г. ·до-РХ он начал основательную перестройку храма (Иоан.2:20), обильно украшая его драгоценными камнями и золотом, но в 70 ·г. ·по-РХ, как и было предсказано Господом, город и храм (в ходе так называемой Иудейской войны) были до основания, более жестоко, чем когда-нибудь ранее, разрушены римлянами под водительством будущего императора Тита. Уцелели лишь три башни и часть западной стены, известная ныне как «стена плача», в которой по народному преданию есть несколько камней из храма Зоровавеля, а может быть и первого. В 135 ·г. некто Баркохба, выдавая себя за Мессию, поднял мятеж иудеев против римлян и те в отместку вновь разрушили Иерусалим, убили более 580 ·тыс. человек, а место, где был храм, вспахали плугом. По приказу императора Адриана место было названо Элия Капитолина и появление в этом городе иудеям было запрещено под страхом смерти. Для дополнительного осквернения бывшего места храма там был заложен храм Юпитеру. В 326 ·г. при императоре Константине Иерусалим вновь получил свое прежнее название, но, когда в 363 ·г. при Юлиане Отступнике была предпринята попытка восстановления храма на прежнем месте, основание его было, по свидетельству многих очевидцев, разрушено землетрясением и огнем, вышедшим из земли. В 637 ·г. Иерусалим был захвачен магометанами под предводительством калифа Омара и с тех пор остается под их владычеством. Современные стены Иерусалима были построены в 1542 ·г., на месте храма высятся теперь две мечети. Но значение Иерусалима для всякого верующего человека в другом. Он символ града Бога живого, небесного Иерусалима (Евр.12:22 ; Отк.3:12), нового, сходящего с неба (Отк.21:2) города будущей жизни. (см. Зилот, храм)

Православный энциклопедический словарь

иерусалим

главный город древней Палестины, место освященное жизнью, учением, страданиями, смертью, воскресением и вознесением Иисуса Христа.

Православная энциклопедия

иерусалим

   всемирно известный город, главный из городов иудейской Земли Обетованной. В древности назывался Иевусом по имени основоположника рода Иевусеев, затем его завоевал царь Давид и построил на его месте свой город, нареченный Иерусалимом.

Библия: Тематический словарь

иерусалим

А. Темы в Библии

ИЕРУСАЛИМ как тема второй Царств:

2Цар 6:12

Б. Важные названия этого города

Салим:

Быт 14:18; Пс 75:3

Иевус:

Нав 18:28

Иерусалим:

2Цар 5:6,7

Сион:

2Цар 5:7; Пс 47:12

город Давидов:

2Цар 6:12,16; 3Цар 2:10

город великого Царя:

Пс 47:3

город Божий, жилище Всевышнего:

Пс 45:5; Пс 86:3

город правды:

Ис 1:26

город истины:

Зах 8:3

святой город:

Неем 11:1,18; Ис 48:2

Господь там:

Иез 48:35

Мориа:

Быт 22:1,2; 2Пар 3:1

Ариил:

Ис 29:1

В. Важные исторические события, связанные с Иерусалимом

Авраам был готов принести в жертву Исаака там:

Быт 22:1-18

царь Иерусалима захвачен Иисусом Навином там:

Нав 10:1-26

город отдан колену Вениаминову:

Нав 18:28

завоеван Давидом, стал его столицей:

2Цар 5:6-10

храм построен там:

2Пар 3:1

стал столицей Южного царства:

3Цар 14:21

разрушен Навуходоносором:

2Пар 36:19

центр жизни Иудеев после изгнания:

Езд 1:5; Мф 2:1,3

Иисус вошел в него как царь:

Мф 21:9,10

Иисус был распят там:

Лк 9:31; Лк 24:18

Святой Дух излился там:

Деян 2:1-5

Благая Весть распространялась оттуда:

Лк 24:47; Деян 1:8

первое совещание церкви было проведено там:

Деян 15:1,2; Гал 2:1-5

Иисус предсказал его разрушение:

Лк 19:42–44; Лк 21:20-24

Г. Духовное значение Иерусалима

избран Богом:

3Цар 11:13

там пребывает имя Бога:

Втор 12:11; 3Цар 14:21

повернувшись лицом в его сторону, молятся Иудеи:

3Цар 8:44; Дан 6:10

оттуда идет Слово Божие:

Ис 2:3

оттуда правит Бог:

Пс 47:1–3,12–14; Пс 98:1,2

оттуда правит Мессия:

Ис 9:6,7

место последней исторической битвы:

Зах 14:1–5; Откр 20:7-10

символ церкви:

Гал 4:26; Евр 12:22

небеса — Новый Иерусалим:

Откр 3:12; Откр 21:2,10-27

Энциклопедический словарь

иерусалим

город в Израиле. 544 тыс. жителей (1992). Религиозный ("священный") центр иудеев, христиан и мусульман. Металлообрабатывающая, радиотехническая, фармацевтическая, текстильная, легкая, пищевая промышленность. Университет. Музеи: Национальный "Бецалель" (художественный), Национального Израиля (искусство и археологические памятники) и др. Первые упоминания об Иерусалиме - в сер. 2-го тыс. до н. э. Позднее в составе различных государств: Иудейского царства, Др. Рима, Византии, Арабского халифата и др. С нач. 16 в. под властью Османской империи. В декабре 1917 занят английскими войсками. В 1920-48 административный центр английской подмандатной территории Палестина. По решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 должен был стать самостоятельной административной единицей под управлением ООН. После арабо-израильской войны 1948-49 Иерусалим был разделен на 2 части: восточная отошла к Иордании, западная - к государству Израиль. В 1950 правительство Израиля, вопреки решению ООН о выделении Иерусалима в самостоятельную административную единицу, объявило его западную часть столицей Израиля (западная часть Иерусалима - местопребывание парламента и правительства). В июне 1967 Израиль захватил и восточную часть Иерусалима, в июле 1980 провозгласил весь Иерусалим "вечной и неделимой столицей" Израиля. В восточной части Иерусалима - раннехристианские здания (в т. ч. ротонды "Гроба господня"); (неоднократно перестраивалась). Западная стена ("Стена плача"), часть уцелевшей стены после разрушения Второго Храма. Мечеть Куббат ас-Сахра (687 - 691), церкви 11-12 вв., цитадель (14-16 вв.). Западная часть застраивается с сер. 19 в. Комплекс университета, медицинский центр "Хадасса" (1960).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

иерусалим

(лат. Hierosolyma, в клинообразных надписях Ursalimmu, в иероглифах Schalam, еврейск. Jeruschalajim, турецк. Soliman или Küdsi Schêrif, араб. EI-Kuds, т. е. святой) — главн. г. древней Палестины, ныне областной г. Дамасского вилайета (генерал-губернаторства) в Сирии (в Турецкой империи), у ручья Кедрона, на склонах трех отрогов иудейских гор: Акра, Сион и Мориа. Долины, разделявшие эти отроги, были ранее довольно глубоки, но теперь они засыпаны, застроены и малозаметны. За долинами — пустынная местность, бесплодные голые скалы. С С к Ю город перерезан оврагом. Высшая точка И. — 784 м над у р. моря. Современный И. окружен зубчатой каменной стеной, в 12 м высоты, с 34 бастионами и башнями и 7 воротами (Яффские на З, Сионские — или Давидовы — и Грязные на Ю, Золотые и Гефсиманские на В, Иродовы и Дамасские на С). Город делится на половины зап. (на холме Сионском) и восточную (с высотами Мориа, Акра и Везефа), и состоит из 4 кварталов: 1) христианского — на СЗ, с церковью Св. Гроба; 2) армянского — на ЮЗ, где Сион, с цитаделью, и протестантская церковь; 3) еврейского — на ЮВ, между Сионом и Морией, и 4) магометанского — на СВ, со старой площадью храма, скорбным крестным путем, мечетью Омара и домом паши, с 1840 г. имеющего постоянное местопребывание в И. Улицы узкие, грязные, дурно мощенные; многие из них глухие; движение по ним возможно только пешком или верхом; местами улицы затемнены перекинутыми поперек арками и сводами (базары). Из 170 улиц нет ни одной совершенно прямой или вполне удобной для экипажной езды. Главная улица — Дамасская или Базарная, идущая с С к Ю, отделяет сначала христианский квартал от магометанского, потом еврейский от армянского. Другая главная улица, ведущая с З от Яффских ворот на В к Хараму, отделяет сперва христианский квартал от армянского, затем мусульманский от еврейского. Площадей всего 3. Дома массивные, некрасивой архитектуры и небольших размеров, каменные или глиняные, с куполообразными крышами и квадратными двориками, где имеются цистерны для собирания дождевой воды. Речной и родниковой воды нет, но с древних времен сохранилось два общественных водохранилища, довольно значительных размеров. За последние 10 лет за городской стеной, по Яффской дороге, возникает новый город: уже застроена зданиями европейского типа длинная, широкая улица, с бульваром. Сюда перенесли свою резиденцию европейские консулы. Проектирован и застраивается ряд других улиц. Здесь вокзал железной дороги, соединяющей И. с Яффой. Население по народностям весьма пестрое; точное число его неизвестно. По наиболее достоверным сведениям, в 1893 г. в И. было 41335 жит. об. п., в том числе 11013 христ., 25322 евр. и 5000 мусульман. Среди христиан преобладают православные (до 5000), у которых 20 церквей и монастырей, много школ для туземцев и богоугодных заведений. Православная церковь имеет здесь патриарха. Римские католики (до 2000) и армяне (до 1000) имеют также своих патриархов, а иаковиты, копты и абиссинцы — епископов. Протестантов до 1300. С 1841 по 1887 г. в И. существовало евангелическое епископство, которое содержалось на счет Пруссии и Англии; теперь Англия одна назначает сюда епископа. В 1889 г. прусский король Вильгельм II основал в И. учреждение для охраны интересов евангелической церкви, устройства школ и покровительства пребывающим в И. лютеранам: капитал ero — 1180000 марок. Русское Императорское православное палестинское общество, основанное 12 лет тому назад, содержит в Палестине до 15 учебных заведений, в которых к 1 янв. 1893 г. насчитывалось 1200 детей; кроме того общество оказывает пособие 3 школам, в которых до 200 детей. Им же устроено на СЗ от И., в 1/2 в. от Яффских ворот, на так называемой Мейданской площади (принадлежащей русскому правительству; посреди ее пятиглавый собор во имя св. Троицы; тут же дом русского генер. консула), русское подворье для паломников, с 44 отдельными комнатами и 80 общими палатами, рассчитанными на 951 чел. Прибывающие на поклонение святыням русские богомольцы простого звания пользуются бесплатным помещением и столом. При подворье больница на 54 кровати (в том числе 10 для заразных больных). Из инославных странноприимных домов наиболее замечательные: Казанова, Австрийский и дом францисканского монастыря (все три в центре города). Население, в общем, бедное; общественной жизни нет; торговля и промышленность на весьма низкой ступени; главное занятие жителей — выделка предметов религиозного культа: четок, образков, крестиков, распятий и пр., большей частью из перламутра, масличного дерева и кипариса. И. весьма богат святынями и историческими памятниками. Из первых наиболее замечателен Храм Св. Гроба Господня. С левой стороны храма стоит полуразрушенная башня, а прямо перед входной дверью — 2 ряда арок, поставленных одна над другой; над ними возвышается небольшой купол. На дверных перемычках изображены барельефно: на лев. ст. — воскрешение Лазаря, на прав. — ветви с листьями и разными плодами, среди которых видны группы людей, птиц и четвероногих животных. При самом входе в храм — возвышение для всегда присутствующей здесь турецкой стражи. Прямо против входных дверей плита розовато-желтого мрамора, прикрывающая собою ту плиту, на которую Иосиф Аримафейский и Никодим положили Тело Спасителя, по снятии Его со креста, для помазания миром. Этот камень (длин. около 3 и шир. 1 арш.) составляет общую принадлежность православных, армян и католиков. Первая часть храма довольно мрачная, так как она отделена от остальной высокою стеною. Свет проникает сюда из ротонды часовни Св. Гроба, имеющей 10 саж. в диам. и освещаемой из окон верхнего купола. Часовня Св. Гроба (Кубуклия) разделяется на два отделения. Первое — придел св. Ангела, вход в который через мраморное широкое крыльцо, с мраморными перилами; над дверью — мраморное мозаичное изображение Воскресения Христова. Придел имеет вид квадрата, до 5 арш. в обе стороны. Посередине придела, в высокой мраморной вазе, часть камня, который был отвален от Гроба. Над вазой висят лампады, принадлежащие разным исповеданиям. Внутренность придела обложена белым и серым мрамором; по обеим сторонам от входа, в стенах, два небольших овальных отверстия, через которые в страстную Субботу патриарх раздает народу священный огонь. Над низкой дверью, ведущей во второе отделение — придел, где стоит Гроб Господень, — изваяны два ангела, держащие венок. Гроб Господень покрыт каменной плитой, на которой высечено изображение Спасителя; на священном изображении серебряный ковчег, с Символом Веры, писанным на греческом языке. Самое ложе окаймлено мраморной плитой, чтобы воспрепятствовать поклонникам отламывать, на память, частицы Гроба. Площадь этого придела занимает почти квадратную сажень. На главной стене, что над Гробом, образ Воскресшего Спасителя; более 40 золотых и серебряных лампад спускаются со свода, освещая придел; лампады принадлежат четырем вероисповеданиям — православному, армянам, коптам и латинянам. Над Гробом горят неугасаемо шесть лампад; два монаха чередуются при Св. Гробе, окропляя каждого богомольца освященною ароматною водой и по временам обтирая мраморную доску над Гробом Спасителя этой же водой. На стене, прямо против входа в придел, помещается икона Божьей Матери. Часовня кругом уставлена в верхнем ярусе сотнями свеч и разноцветных лампад, которые зажигаются в торжественных случаях. Наверху она венчается небольшим куполом в виде короны. От камня миропомазания две мраморные, довольно крутые лестницы в 20 ступеней ведут с двух сторон на высоту; это вход на скалу Голгофу. Мрачный храм Голгофы помещается под небольшим куполом природной скалы, образуя две арки. Под первой от входа аркой помещается православный престол, из. цельной мраморной плиты, поставленный над тем самым местом, где был водружен крест Спасителя. Престол открыт по бокам и под ним видно круглое отверстие, где стоял крест. За престолом величественное распятие, по сторонам которого изображены во весь рост Богородица и Иоанн Богослов. Позади распятия — иконостас, с иконой Спасителя, влекомого на страсть. По обе стороны престола два круглых отверстия, обложенные черным мрамором; здесь были водружены кресты разбойников. Направо, возле престола, видна трещина скалы, образовавшаяся от сотрясения земли при кончине Иисуса Христа. Скала одета плитами желтого мрамора. Все богатство этой церкви заключается в 14 дорогих паникадилах, висящих над престолом — дар христианских царей. Два престола под второй аркой Голгофы принадлежат католикам. По преданию, это то самое место, на котором пригвождали Спасителя ко кресту. В южной стене этого придела окно, через которое видна внизу небольшая католическая капелла во имя Mapuu Скорбящей. (Maria Dolorosa). Окно это, по преданию, было прежде наружной дверью на Голгофу, через которую император Гераклий вошел с Животворящим Крестом, по отнятии его у персов. Внизу, к В от подошвы Голгофы и круглой ротонды Св. Гроба, под большой аркой расположен православный храм Воскресения, продолговатой формы, весьма обширный, с отдельным куполом и с великолепным иконостасом из чистого золота; все иконы — византийского письма. В куполе 18 арок, из которых 8 служат окнами; направо от царских врат трон патриарха; посередине храма небольшая мраморная ваза с яблоком наверху, означающим центр земли. Вокруг храма приделы различных вероисповеданий. Наибольший из них — часовня Каменных Уз — принадлежит православным и устроен на том месте, где Спасителя подвергали пытке. Влево от этой часовни помещается придел Темницы Христовой. По преданию, здесь Богочеловек был заключен с двумя разбойниками, пока приготовляли орудия для Его казни. Следующий придел — Св. Логгина Сотника. Далее на В, за самым алтарем храма Воскресения, находится придел Разделения Риз, принадлежащий армянам. Отсюда лестница в 28 ступеней ведет вниз, в церковь св. Елены, также принадлежащую армянам; она высечена в скале, покрыта куполом и снабжена окнами в виде амбразур. Из этой церкви 13 ступеней вниз ведут в храм Обретения Честного Креста, своды которого иссечены в природной скале; здесь два придела: один принадлежит православным, другой — католикам. Отсюда лестница вверх, где вдоль северной стороны храма ведет дорожка к часовне Адама, или Иоанна Предтечи. Здесь, около дверей часовни, похоронены Готфрид Бульонский и брат его Балдуин I, освободители И.; пожар 1808 г. уничтожил памятники на их могилах. Прямо к Ю от греческого храма Воскресения расположена католическая часовня Богоматери, или Явления Христа Богоматери, с тремя престолами; близ одного из них, за железной решеткой, обломок колонны, к которой в претории Пилата был привязан Спаситель для бичевания. Отсюда ход ведет в круглую ротонду Св. Храма и Кубуклию, к зап. стороне которой примыкает сперва небольшой придел коптов, а еще далее на З, между арками — придел сирийцев, близ которого спуск к могилам Иосифа Аримафейского и Никодима, высеченным в камне и составляющим принадлежность сириян. К стенам храма примыкают м-ри православный и латинский, сообщение с которыми возможно только через Св. Храм. От храма Гроба Господня несколько кривых улиц ведут на СВ, к месту, где стоял дом Пилата, а теперь казармы турецких войск; отсюда начинается скорбный крестный путь (Via dolorosa), по которому Спаситель был веден, под тяжестью креста, на место казни. Из нехристианских памятников И. наиболее замечательна мечеть Омара, назыв. мусульманами Эль-Сахараллах краса арабского зодчества, пользующаяся на Востоке почти такою же славой, как и мечети Медины и Мекки. Вся площадь, занятая мечетями Омара и Эль-Акса и принадлежащими к ним строениями, назыв. Гарам-эш-Шериф (священный двор). Омарова мечеть, восьмиугольной формы, построена на месте храма Соломонова, над той скалою, которая находилась внутри храма. Вся площадь мечети устлана широкими гранитными плитами и обсажена кипарисами; металлический цилиндр поддерживает великолепный купол в 20 фт. вышины и до 60 фт. ширины, увенчанный золоченым полумесяцем. Нижняя часть здания покрыта белым мрамором; выше мрамор заменяется разноцветными изразцами и, наконец, мраморными цветными плитами, с изящной резьбой. Внутри мечети купол поддерживается яшмовыми колоннами медная вызолоченная решетка между ними окаймляет все пространство под куполом, где находится скала — место поклонения мусульман. По их верованию, Магомет с этой скалы вознесся к небу. Над самой скалой, под куполом, растянута широкая пунцовая материя, в виде палатки. Здесь, по преданию, стояла скиния завета и находилась Святая Святых Иерусалимского храма. Под скалой спуск в пещеру, перед входом в которую разные хоругви, щит Магомета, знамя и огромный меч Али, ржавое оружие, почитаемое за копье Давида. На скале разложены подлинник Корана, седло кобылицы "Эль-Борак" и весы для взвешивания душ. Пещера, назыв. мусульманами сходом в подземное царство душ , представляет квадрат в 3 саж. во все стороны, несколько выше человеческого роста. Обширная мечеть Эль-Акса выстроена параллелограммом, с куполом. По преданию, это — древняя базилика Юстиниана, где была церковь Введения во храм Пресвятые Богородицы. Под мечетью подземелье (до 140 шагов в длину, 12 в ширину), со сводами из огромных камней; о его происхождении мнения весьма разноречивы. Городская стена во времена Спасителя находилась внутри нынешнего И., так что Голгофа и место погребения Спасителя были вне городской черты. Раскопки, произведенные близ храма Воскресения, в 1883 г., обнаружили основания древней иерусалимской стены, с порогом, который, вероятно, принадлежал Судным воротам. В конце 1892 и начале 1893 г. раскопками расширены прежние находки Геннафских ворот, открытых впервые Чарльзом Варреном в 1867 г., причем найдены мостовая и порог этих ворот. В настоящее время вполне очищены от векового мусора Соломоновы конюшни. После разрушения стены времен Спасителя, была устроена новая, при импер. Адриане, в 133 году по Р. Х., опоясавшая собой Голгофу и место погребения Спасителя. Ни один город в мире не претерпел столько нападений, осад и разрушений, как И.; всех их насчитывается до 32. Каждая последующая война разрушала город, его стены, его старые, обновленные и новые памятники, так что в настоящее время археологу нелегко разобраться в массе памятников многих времен и народностей. Большинство находимых ныне колонн, пилястров и арок приписывается сооружениям Константина. Нынешняя иерусалимская стена построена султаном Селимом, на основаниях прежних городских стен времен крестоносцев и, вероятно, Адриана. Самые нижние слои стен в вост., а частью и в запад. стороне состоят из громаднейших камней, ошлифовка которых доказывает их древнееврейское происхождение; их относят ко временам Ирода. Выше этих камней идет более правильная кладка и из камней меньшей величины; полагают, что это постройки крестоносцев. Еще выше — камни различной величины, сложенные беспорядочно; это турецкие постройки времен султана Селима, XVI в. Ширина стен местами 2 арш.; все протяжение стены — до 4 в. Близ Яффских ворот к стенам примыкает укрепление с высокою башней под назв. Давидовой; в укреплении помещается турецкий гарнизон (один батальон). У южн. стороны городской стены, на склоне горы Mop и a, где стоял храм Соломона — так назыв. место плача Иудеев. По преданию, после разрушения И. Титом уцелела, в числе немногих других, именно эта часть стены. Сюда-то, в течение 18 веков, евреи приходят ежедневно перед закатом солнца, а в особенности по пятницам, молиться и оплакивать разрушение храма и утрату независимости, так как на самую площадь, где стоял храм, евреям строжайше входить запрещается. Пение псалмов сопровождается рыданием; многие становятся перед стеной на колена, падают ниц и лобызают камни. По мнению археологов, эта часть стены действительно весьма древнего происхождения, в особенности нижние ее ряды, по мнению евреев входившие в состав храмовой стены; камни здесь величиной до 4 арш., а кругом каждого камня высечка, пальца в 3 шир.

Окрестности И. и их достопримечательности. Влево от русских построек дорога ведет, мимо Дамасских и Иродовых ворот, по крутому каменистому спуску, к Кедронскому потоку, в долину, назыв. Иосафатовой. Справа Здесь виднеется водоем, некоторыми отожествляемый с евангельской Вифездой (см. соотв. статью). По ту сторону Кедронского потока идущая в гору дорога ведет к пещере или храму Богоматери, извне напоминающему прислоненный к гребню горы погреб, с большими двухстворчатыми железными дверями в готических арках; стены пещеры, сложенные из массивных камней, заросли мхом. Широкая мраморная лестница в 50 ступеней ведет вглубь одетой мрамором пещеры, только внизу, освещенной множеством лампад. На глубине 20 ступеней площадка, с двумя престолами над могилами родителей Пресв. Девы, св. Иоакима и Анны, и с одним престолом Иосифа Обручника. Еще ниже храм с полукруглыми сводами, в восточн. стороне которого возвышается Кубуклия, около 1 саж. в квадрате, из цельной природной скалы, отделенной от окружающих скал; мрамором одето только то место, которое служило гробницей Богоматери. При совершении литургии, гробница служит престолом, а жертвенник, вне Кубуклии, прислонен у входных южн. дверей. На самой гробнице литургию вправе совершать только православные и католики; копты и сирийцы имеют свои небольшие приделы. Католики совершают литургию и на престолах св. Иоакима и Анны. Построенный св. Еленой одновременно с храмом Св. Гроба Господня, разрушенный и затем восстановленный в 1161 г., храм гробницы Богоматери сохранился в целости до наших дней, благодаря почитанию магометанами Пресвятой Девы. Влево от гробницы Богоматери находится небольшая пещера, принадлежащая католикам и называемая "Пещера моления о чаше". Вблизи Гефсиманский сад (см. Гефсимания), у подошвы Илионской горы; он обнесен каменной стеной и принадлежит католикам. Предмет всеобщего почитания — 8 огромных масличных дерев, с многовековыми стволами. Полагают, что они сохранились со времен Спасителя. Внутри сада, кругом по ограде, несколько небольших часовен, с рельефными изображениями страданий Иисуса Христа. Отсюда дорога идет на гору Илионскую, или Масличную (см.), самую высокую из гор, окружающих И. Она состоит из трех вершин: южн. — гора Соблазна, сев. — гора Малой Галилеи и вост. (высшая точка Илиона) — гора Вознесения. Отсюда виден И. и его окрестности на огромном пространстве, начиная от горы Искушения до Мертвого моря включительно. По дороге от Гефсиманского сада к вершине Илионской горы, на одном из ее склонов, недавно сооружен православный храм, во имя равноапостольной Марии Магдалины, в память императрицы Марии Александровны. Здесь же, близ храма, Императорское православное палестинское общество выстроило 2 домика для русских паломников, в память вел. кн. Александры Георгиевны и вел. кн. Константина Николаевича. От храма дорога ведет к вершине Вознесения, на которой построены несколько арабских лачужек и мечеть (часовня Вознесения). Внутри мечети небольшой камень, с отпечатком человеческой ступни; по преданию, Спаситель вознесся с этого камня на небо. Мечеть находится на месте бывшего христианского храма, построенного св. Еленою и разрушенного персами, дважды возобновленного и окончательно разрушенного в 1517 г. султаном Селимом. Мусульмане не только дозволяют иноверцам осматривать мечеть, но, с их разрешения, ежегодно в день Вознесения совершается христианское богослужение, для чего устроено два каменных престола. На том самом месте, где находится мечеть, остановился, по преданию, Христос в день торжественного въезда своего в И., и рыдая, изрек окружавшему Его народу грозное пророчество о граде (Ев. Луки, 19). Вблизи католический м-рь кармелиток и католическая капелла, с галереей вокруг того места, на котором Спаситель научил апостолов молитве Господней. Внутри галереи, на боковых ее стенах, 33 мраморных доски, на которых золотыми буквами написана молитва Господня на 33 различных языках (в том числе и на русском, но с грубыми ошибками). В подземелье, под двором монастыря, католический алтарь, посвященный памяти 12 апостолов. По преданию, ученики Христа, по вознесении его на небо, пребывали некоторое время в этой пещере и здесь составили символ веры. От монастыря кармелиток каменистая дорога круто поднимается к вершине Вознесения. Здесь воздвигнут небольшой православный храм, в византийском стиле, во имя Христа Спасителя. С высоты колокольни, построенной близ храма, видны одновременно два моря, Средиземное и Мертвое. Позади колокольни — дом для отдохновения молящихся. В одной из его комнат собраны обломки древних гробниц, части карнизов, колонок и орнаментов, найденных в земле при закладке фундамента церкви. Внизу усыпальница, где видны б гробов, высеченных в скале; на верхн. досках гробов вырезаны кресты и надписи, что здесь покоятся тела армянских царей. Здесь же часть древнего мозаич. пола VI в., с изображениями рыб и птиц; под этим полом были открыты цистерны в несколько аршин глубиной. У подножия Елеонской горы вьется почти всегда сухое ложе Кедронского потока, на берегу которого, на откосе горы Mopиa, магометанское кладбище; на откосах подножия Елеонской горы много еврейских могил. Эта местность, наз. Иосафатовой долиною (долина смерти), вся усеяна еврейскими надгробными памятниками; один из них, большое 4-угольное здание с заостренною крышей — могила Авессалома, сына Давида. Богатые евреи приезжают сюда из Европы доживать свой век и считают величайшим счастьем быть погребенными в этой долине. К ЮЗ отсюда, несколько в гору, находится Силоамская купель. Резервуар, длиною 8 с., шир. 3 с. н глубиною 3 саж., соединяется с близлежащим Силоамским источником, откуда и наполняется водой. На этом месте Спаситель исцелил слепорожденного. Отсюда дорога ведет на Сион, мимо Сионских ворот. На месте дома, где происходила Тайная Вечеря, прежде находилась христианская церковь, превращенная мусульманами в мечеть. В последней находятся, говорят, гробницы Давида и Соломона, но видеть саркофаги редко кому удается. Вблизи русское кладбище, где хоронят паломников, и Гинонская долина, отделяющая Сион от горы Злого Совещания, по преданию, находился дом Каиафы. В 9 вер. от И. лежит Вифлеем. Дорога туда, перевалив через хребет, спускается в долину Рафаим, служившую некогда театром военных столкновений между иудеями и филистимлянами; по дороге встречаются развалины и башни, из которых одна наз. башней Вениамина; дальше монастырь св. пророка Ильи, сооруж. в VI ст. по Р. Х. и возобновленный в 1860 г. Миновав его, дорога спускается в равнину, наз. Гороховым полем. По преданию, Божия Матерь, проходя однажды этим путем, увидела человека, засевавшего поле горохом, и спросила его: "Что он сеет"? — "Камни", — отвечал насмешливо сеятель. Горох мгновенно окаменел, и все поле покрылось мелкими кругловатыми камешками; их собирают паломники. Далее по дороге гробница Рахили, памятник над ее могилой, в виде небольшой мечети с куполом, окружен маслинами и находится под охраной еврейск. иерусалимского общества. О Вифлееме — см. соотв. статью. На З от И., в 3 часах пути, находится "Горняя", или "Горний град Иудов": здесь жили Захария и Елисавета, родители Иоанна Предтечи. В Горнем Граде православный храм во имя Казанской Божией Матери, монастырский женский приют и дом для русских богомольцев, а также католические монастырь и церковь, из которой спуск в выложенную мрамором пещеру, где, под престолом, круг с надписью на латинском яз.: "Здесь родился Предтеча Господень". Жители Горняго Града — арабы, большей частью крещеные в православную веру, По новому штату 1890 г., русская иерусалимская духовная миссия состоит из начальника, старш. иеромонаха, 4 иеромонахов, протодиакона, иеродиакона, 4 монахов, 6 послушников, регента, 8 певчих, 2 пономарей, 2 звонарей и 1 драгомана. На содержание церквей, приютов и дома миссии, найма прислуги и др. расходов, назначено 7900 р. в год. Имений, преклоненных в России Св. Гробу, числится: в Бессарабской губ. 73959 дес. и в Кутаисской губ. 1 6 929 дес. Паломников ежегодно прибывает в И. до 8000, в том числе ок. 4000 русских.

Ср. "История св. града И. от времен Апостольских и до наших" (СПб., 1044); "Путешествие игумена Даниила по Святой Земле в начале XII в." (изд. археогр. комм., под ред. А. С. Норова); "Путь к Синаю", А. В. Елисеева; "Странствование", В. Григоровича-Барского; Chateaubriand, "Itinéraire de Paris à Jerusalem" (1811); Fergusson, "Essay on the ancient topography of Jérusalem" (1847); Baedeker, "Palestma u. Syrien" (1891, 3 изд.); Б. Мансуров, "Православные поклонники в Палестине" (1858); "Путешествие ко св. местам в 1830 г." (1832); "Путешествие по св. земле в 1835 г.", А. С. Норова; "Путеводитель в св. град И. ко гробу Господню и прочим св. местам Востока, и на Синай", паломника-святогорца И. А. (1885); "Неделя в Палестине", В. Н. Хитрово (2 изд.); "Спутник православного поклонника в св. землю", протоиерея В. Я. Михайловского (вып. 2-й); "Воспоминание о поездке в Константинополь, Каир и И. в 1887 г.", А. Коптева; "Путешествие в Египет и Палестину", Е. Картавцева; "Раскопки на русском месте близ храма Воскресения в Г.", архим. Антонина (1883); Гейки, "Святая земля и Библия" (вып. 5—7); "Православие в св. земле", В. Н. Хитрово; "Сообщения и отчеты Ими. правосл. палестин. общ." (1882—1 8 94). О патриаршей библ. И. см. Пападопуло-Керамевс.

Л. Вейнберг.

История. Древнейшие дошедшие до нас известия о И. заключаются в письменах, недавно найденных в Эль-Амарне, в среднем Египте, и содержащих в себе, между прочим, письма царя Урсалимму к егип. царю Аменофису III (XIV—XV в. до Р. Х.): И. указывается здесь как резиденция царька, состоявшего под властью Египта. В Библии И. впервые упоминается, под именем Салима, в книге Бытия (XIV, 18), где Мельхиседек называется царем салимским. Имя И. в первый раз встречается в книге Иисуса Навина (X, 1): во главе царей ханаанских, соединившихся против Иисуса Навина, значится Адониседек, царь иерусалимский. При разделе земли Обетованной И. достался колену Вениаминову, но постоянно находился во владении колена Иудина. Окончательно завоеван он был лишь Давидом, который, победив Йевусеев (см. Йевусей), завладел их крепостью. Сионом и стал жить в ней, назвав ее городом Давидовым, а вскоре перенес туда и ковчег завета. В сравнении с нынешним И., город в древнейшее время лежал несколько далее к Ю и занимал значительно меньшее пространство. Он состоял из двух частей — из города в собственном смысле и горной цитадели Сиона. Незащищенная часть И. была расположена по довольно широкому холму, высотой в 768 м, который с СВ примыкает к плоскогорью водораздела, со всех же других сторон окружен долинами, а Сион лежал к В от города, на узком, низком (ныне 690 м), но малодоступном холме. Господствуя над единственным невысыхающим ручьем И., Гионом, и над входом его в Кедронскую долину, Сион представлял собой ключ ко всей местности. Укрепления как Сиона, так и города И., начатые Давидом, были закончены Соломоном, который занял на вост. стороне, к С от Сиона, еще третий холм, построив на нем дворец, государственные здания и храм Иеговы. На этот третий холм (ныне выс. в 744 м) распространяется, в книгах пророков и в псалмах, имя Сиона. Постройки, появившиеся к С от древней Соломоновой стены, на единственной стороне, в которую город мог расширяться, Езекия окружил новой, так назыв. "второю " стеною.

Когда Езекии удалось предотвратить завоевание И. ассирийским царем Сеннахиримом (701 до Р. Х.), это подняло значение И., как священного, недоступного для язычников жилища Иеговы, и содействовало тому, что при религиозных реформах царя Иосии храм иерусалимский признан был единственным настоящим святилищем Иеговы во всем царстве Иудейском. В 597 г. до Р. Х. И. был взят вавилонским царем Навуходоносором. Новая осада, начавшаяся в 588 г., окончилась через 1 1/2 года полным разрушением города, в 586 г. И. вновь стал заселяться в 537 г., когда евреи вернулись из вавилонского плена. Зоровавель (см.) возобновил храм, но царский дворец и правительственные здания не были восстановлены. В 444 г. Неемия (см.), вновь окружил город стеной, придерживаясь вообще направления древней городской стены, а на С — стены Езекии; он же выстроил замок Бира, для защиты храма, к С от него, близ городской стены. О дальнейших судьбах И. под персидским владычеством почти ничего не известно. Посещение И. Александром Македонским в 332 г. не представляется невероятным, но во всяком случае рассказ об этом событии Иосифа Флавия сильно изукрашен. После этого И. находился попеременно под владычеством то Птолемеев, царей египетских, то Селевкидов, властителей Сирии, но в 198 г. до Р. Хр. надолго подпал власти последних. В 170 и 168 гг. Антиох IV и Епифан явился в И. с большим войском, приказал срыть стены, большой жертвенник перед храмом обратить в языческий алтарь и приносить на нем жертвы Зевсу Олимпийскому, древний же город Давидов превратил в сильную крепость и занял сирийским гарнизоном. Но уже в 160 г. Иуда Маккавей вновь овладел И., очистил храм от идолослужения и укрепил холм, на котором храм находился. Симон Маккавей овладел в 142 г. и крепостью сирийцев. Иоанн Гиркан I превратил замок Бира, или Барис, в свой дворец; в верхней части города существовал еще дворец Маккавеев. В 63 г. Помпей занял холм с храмом и подчинил И. римскому владычеству. При Ироде Великом И. снова пришел в цветущее состояние и украсился великолепными зданиями (театр, амфитеатр, может быть и ипподром). В то время И. распадался на верхний город (юго-зап. холм, древнейший И.), нижний город, или Акру (юго-вост. холм, некогда Сион, или город Давидов), храмовый квартал и предместье, к З от храма и к С от верхнего города. В сев.-зап. углу верхнего города Ирод выстроил великолепный дворец, наружные стены и башни которого отчасти сливались с городской стеной. С особым великолепием возобновил он храм, соединив его с западными частями города многочисленными мостами. Перестройка эта началась в 20—19 г. до Р. Х., но была закончена лишь в 62—64 г. по Р. Х. При Архелае возник на С тогдашнего города новый квартал, названный потом новым городом (καινή πόλις — Кенополис). Агриппа I приступил к укреплению города стеной ("третья" стена И.), но предприятие это доведено было до конца лишь в начале иудейского восстания, в 66 г. по Р. Х. В эпоху Иродов И., по словам Иосифа Флавия, имел свыше 200000 жит., при окружности в 33 стадии (6,3 км). Во время Иисуса Христа к величайшим достопримечательностям И. и окрестностей его принадлежали: 1) дом судей, или претория (Ев. от Иоан. XVIII, 28), служившая жилищем рим. наместника в И., некогда дворец Ирода, к Ю от нынешней цитадели, и 2) находившийся перед преторией Лифостротон (т. е. каменный помост, Ев. от Иоанна, XIX, 13), по-еврейски Гаввафа, откуда Спаситель начал свой крестный путь. В 70 г. по Р. Х. И. взят был Титом и разрушен до основания; оставлены были только три башни Иродова дворца и часть городской стены, чтобы десятый легион мог там устроить укрепленный лагерь. В 130 р. имп. Адриан, в бытность свою в Сирии, задумал восстановить И. в качестве языческого города и этим вызвал последнее отчаянное восстание евреев против римлян. По подавлении этого восстания, И., под именем Aelia Capitolina, обращен был в рим. колонию; евреям, под страхом смертной казни, запрещен был вход в И., а на месте иудейск. святилища воздвигнут был храм Юпитеру Капитолийскому, со статуей Адриана.

Константин Великий в 326—335 гг. воздвиг на местах распятия и воскресения Спасителя великолепную базилику; И., который, по-видимому, и раньше населен был главным образом христианами, официально признан был христианским городом. Он оставался под властью визант. императоров до 614 г., когда завоеван был персид. царем Хозроем I I. По миру 628 г. император Гераклий вновь приобрел И., но уже в 637 г. халиф Омар подчинил его власти мусульман. И. получил араб. имя эль-Кудс (святилище) или Бэт-эль-Макадис (место святилища), но араб. писатели употребляют и название Аеliа, в форме Илия (Ilija). В 969 г. Аббассиды должны были уступить И. египетск. Фатимидам, а у этих последних он был в 1077 г. отнят Ортокидами, ветвью Сельджуков, которые стали подвергать христианских пилигримов жестоким преследованиям, чем и вызвали крестовые походы. После того, как Фатимиды, в 1098 г., вновь овладели И., он 15 июля 1099 г. завоеван был франц. крестоносцами, под предводительством Готфрида Бульонского (см. соотв. статью), и снова сделался столицей независимого государства, которое, при брате и преемнике Готфрида, Балдуине I, под именем Иерусалимского королевства на короткое время достигло, в середине XII стол., высокой степени процветания. После Балдуина I (1100—1118) в королевстве этом последовательно царствовали: его двоюродный брат Балдуин II (1118—1131), дочь последнего Мелизенда со своим мужем Фулько Анжуйским (1131—1143), их сын Балдуин III (1143—1162), брат последнего Амальрих (1162—1173), сын его Балдуин IV († 1183), племянник последнего Балдуин V и наконец узурпатор Гвидо де Лузиньян, при котором И., в 1187 г., вновь отнят был от христиан египетским султаном Саладином (см. Балдуин и Гвидо). Генрих Шампанский, которому Гвидо в 1193 г. передал кипрскую корону, а также преемники его, Амальрих II и Иоанн Бриеннский, не могли осуществить своих притязаний на И. Это в 1229 г. удалось импер. Фридриху II, который, посредством брака, приобрел право на иерусалимскую корону., но уже в 1244 г. И. вновь овладели мусульмане, и корона иерусалимская осталась лишь почетной регалией некоторых европейских династий. В 138 2 г. И. отнят был у Эйюбидов (из рода Саладина) египетскими мамелюками, а в 1517 г. им овладел халиф османов Селим I. С тех пор И. остается под владычеством Порты, за исключением лишь небольшого промежутка времени с 1833 до 1840 г., когда он находился во власти египетского вице-короля Мегмет-Али. Под турецким владычеством исчезли последние остатки средневекового блеска И. Некоторое возрождение города замечается в текущем столетии, когда в И., с 1820-х гг., появились протестантские миссионеры (германские, английские, американские) и европейские консулы (англ. с 1839 г., прусск. с 1842 г., русский с 1858 г.; еще в 1839 г. К. М. Базили, живший, главным образом, в Бейруте, назначен был консулом в Сирию и Палестину). Русская миссия основана была в И. в 1858 г.; первым ее настоятелем был известный еписк. Порфирий (Успенский). В истории внутренней жизни И. за новейшее время виднейшее место занимают споры из-за святых мест (см.).

Литература: С. Пономарев, "И. и Палестина в русск. литературе, науке, живописи и переводах" (СПб., 1877); de Saulcy, "Les derniers jours de Jérusalem" (Пар., 1864; русск. перевод К. Л. Кустодиева, Будапешт, 1874); Ренан, "Разорение И.", перев. П. Надеждина (М., 1886 — отрывок из его "Origines du Christianisme "); Ю. Виппер, " И. и его окрестности времен Иисуса Христа" (2 изд., M., 1886); von Sybel, "Ueber das Königreichs Jerusalem" ("Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft", т. III, Берл., 1845); Tobler, "Denkblätter aus Jerusalem" (2 изд., Сан-Галлен, 1856); Guérin, "Jérusalem" (Пар., 1889); "Regesta regni Hierosolymitiani 1097—1291", изд. R ö hricht'ом (Инсбр., 1893). См. также в издании А. Суворина "Палестина".

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом иерусалим

  • человек, а сосед Иерусалима, хорошо укрепленный ханаанский Иерихон считался весьма старинным городом, древние люди, погребавшие своих мертвых в гробницах, вырубленных в склонах иерусалимских холмов, начали строить на одном из них – как раз на том, у подножия которого струился источник, – небольшие квадратные в плане жилища, вероятно, обнесенные стеной.
  • император Феодосий упразднил должность еврейского патриарха в Палестине, и титул патриарха перешел к епископу иерусалимскому.
  • «Во едино время, когда греки были до конца отягчены турецким игом, богатые армяне вздумали покуситься на то, чтобы отсторонить греков от Гроба Божия и вытеснить из Воскресенского храма, собрали великую сумму денег и подкупили Оттоманскую Порту и все иерусалимское начальство, уверяя неверных, что святой свет исходит не ради греков, но ради всех христиан, и ежели мы, армяне, будем там, – тоже получим.
  • Она проникла во все таинства пряностей, четко различая их вкусы и запахи, понимая в какие блюда класть острую кэрри, и что окрашивать желтой радостью шафрана, какой нежный и аппетитный запах и вкус придает куриному мясу сладкая паприка, и как малые зернышки перца превращают пресный бульон в божественный горячий врачующий напиток, который так приятно прихлебывать из глиняной пиалы в зимние иерусалимские вечера.