20 мая 2024
450 тысяч слов
+57 за сегодня

Значения слова израиль

все
Словарь Ушакова
Энциклопедия битв мировой истории
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Энциклопедия иудаизма
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Библия: Тематический словарь
Вестминстерский словарь теологических терминов
Энциклопедический словарь

Словарь Ушакова

израиль

израиль (Израиль), (И прописное), Израиля, мн. нет, муж. (др.-евр. Israel - прозвище Иакова, букв. боролся с богом) (церк., ист.). В библии - еврейский народ.

Энциклопедия битв мировой истории

израиль

(Israel)

См. Иерусалим6, Шестидневная война, Синайский полуостров.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

израиль

   (Богоборец; Быт 32:28) — имя данное Иакову, когда он боролся с Богом в лице ангела Божия. «И сказал (ему): отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». После сего события имена Иаков и Израиль употребляются, по-видимому, безразлично. По значению имени Израиль данного Богом Иакову при таком, многознаменательном и таинственном событии, это последнее имя сделалось общеупотребительным. В метафорическом значении оно обнимает собою всю Церковь Божию (Ис 49:3, Рим 9:6). По разделении царства при Ровоаме, название Израиль сделалось общим для означения царства десяти колен. После Вавилонского плена это название прилагалось ко всем Иудеям, как оно употребляется и в настоящее время.

Энциклопедия иудаизма

израиль

   (Исраэль)

   I. Имя праотца Яакова*.

   II. Еврей, не являющийся ни потомком левитов*, ни потомком Когенов* (по мужской линии).

   III. Название государства десяти еврейских колен*, отделившегося после смерти царя Соломона от его царства.

   IV. Название возрожденного современного Еврейского государства.

   V. "Ам Исраэль" - еврейский народ.

   Многие историки делят еврейскую историю на два периода - древний период до вавилонского плена и период, начавшийся с "шиват Цион" (возвращение к Сиону из вавилонского плена). Первый период называют историей Израиля, а второй - историей евреев (иудеев). Основой такой периодизации служит предположение, что изгнанные десять колен - население Израильского царства - ассимилировались среди окружающих народов, и следы их затерялись. Сохранились только потомки жителей Иудеи - колено Иегуды, колено Биньямина, растворившееся в первом, и часть колена Леви. Согласно этому предположению, история И. после возвращения из Вавилона Сводится к истории колена Иегуды, или истории иудеев. Во всех книгах Торы и других документах, написанных до царствования Соломона, упоминается только одно название еврейского народа - "Израиль" ("Исраэль"). После раскола нации на два царства имя это перешло к десяти коленам, а иудеи не назывались так ни в книгах Пророков, ни в Хрониках (Диврэй hа-ямим). Если "Израиль" и "Иегуда" упоминались вместе, то обычно (не всегда) - как враждебные стороны. Хотя пророки, говоря об иудеях и Иудее, упоминают иногда имя "Исраэль", но только как приложение к имени Господа: "Бог Израиля" или "Святыня Израиля", чтобы подчеркнуть единство веры для обеих частей нации. Противоречие между "Исраэль" и "Иегуда" бросается в глаза не только в книгах пророков, написанных в период сосуществования двух царств, но и в книгах пророков, написанных после падения Израильского царства (книга Иеремии). Это противоречие исчезает у пророков, живших после падения Иудейского царства и вавилонского плена. В первых пророчествах Иехезкеля еще заметно это противоречие, но после разрушения Иерусалима исчезает постепенно имя "Иегуда" и его место занимает имя "Исраэль" - даже в речах, касающихся только иудеев. Это объясняется тем, что иудейские изгнанники встретились в Вавилоне с изгнанниками десяти колен, слились с ними в один народ и приняли древнее имя нации - "Исраэль". При этом сохранилось по сей день собирательное название евреев - иегудим (ед. ч. - иегуди), то есть иудеи, сыны Иегуды. В пророчествах Исайи (Иешаягу) на исходе вавилонского изгнания упоминаестся уже не "Иегуда", а "Исраэль" или синоним этого имени: "Бейт Яаков" (дом, или род Яакова). Во второй книге Исайи "Иегуда" упоминается лишь трижды, и не как название народа, а как название страны (Иудея). С возвращением из вавилонского изгнания общепринятым названием всей нации стало: "Исраэль". В этой функции имя И. укоренилось и в книгах Пророков и в Хрониках (Диврэй hа-ямим). Исключением из этого правила служат книги "Эстер" и "Нехемия". Авторы этих книг жили в городе Шушане (Сузы, Персия), где находились, главным образом, изгнанники из Иудеи. Название "Иегуда" упоминается по отношению к евреям только в нееврейских источниках. Сами же евреи в книгах пророков, в псалмах и во всей талмудической литературе держались за имя "Исраэль" (И.), символизирующее единство нации. Народ И., особенно после потери государственной независимости, стал излюбленным образом для авторов агады*. И сказано в ней: "Три свойства есть у этого народа: милосердие, скромность и благотворительность. Тот, в ком есть эти три качества, достоин своего народа" (Иев. 79). Авторы агады уподобляют Израиль голубке: "Кротка голубка, кротки и израильтяне; голубка подставляет шею ножу, так и Израиль, как сказано: "за Тебя убивали нас изо дня в день"... Голубка, встретившись со спутником жизни ее, не покидает его ради другого, так и Израиль: с того часа, как открыли они Бога, не покидают Его ради другого. Голубка, если отбирают у нее птенцов, никогда не покинет своего гнезда, так и Израиль : хотя разрушен Храм их, не отменили трех восхождений" (Песнь Р.). Особое значение придавали авторы агады единству Израиля: "...если берет человек связку прутьев, разве может он сломать ее? Но если берет он один прут, даже младенец может сломать его. Поэтому не спасется И., пока не будут все [евреи] как одна связка" (Тан.). И уподобляется И. горстке орехов: "Если берешь ты орех из горстки, все орехи раскатываются; так и И.: взят один из них, и все чувствуют это" (Песнь Р.). И еще: "Вот пальма эта. Нет в ней никаких отходов: финики для еды, ветви для крыши, волокна для канатов и бревна для строительства... Так и Израиль. Нет среди них никчемных: есть знатоки Библии, и знатоки Мишны*, и знатоки Талмуда" (Быт. Р.). Авторы агады часто подчеркивали, что И. не смешивается с другими народами: "Масло не смешивается с другими жидкостями; так и И. - не смешивается с народами. Масло служит для освещения; так и Израиль - светоч мира" (Песнь Р.). О замечательной стойкости И. повествует агада: "Вот роза, растущая среди терниев: северный ветер клонит ее к югу, и тернии колют ее; южный ветер клонит ее к северу, и тернии колют ее; и все же стебель ее тянется вверх. Так и И.: хотя гонимы и побиваемы они, сердце их тянется к Отцу их на небесах" (Лев. Р.).

Библейский Словарь к русской канонической Библии

израиль

Изр’аиль (герой Божий, князь или Богоборец) — имя, данное Богом Иакову, патриарху еврейского народа, после того, как он в Пенуэле боролся с Ангелом Божиим (Быт.32:28) (эта борьба по раввинской традиции понимается как борьба веры с сомнениями, в которой укрепляется вера и без которой вера превращается в фанатизм). Имя Израиль было позже подтверждено Иакову в Вефиле (Быт.35:10,15). Этим именем называется весь израильский народ, все дети Израиля (в некоторых местах также именем Иосиф, см.). Этим именем обозначаются и отделившиеся десять колен (иногда именем Ефрем, см.), которые образовали свое, северное царство, но и они именуются так, лишь как отложившийся Израиль (3Цар.12:19). Во 2Пар.12:1 Израилем назван народ Иудеи. Следует заметить, что в Писании выражения Израиль и Иуда встречаются еще до разделения царств (Нав.11:21 ; 1Цар.11:8 ; 1Цар.15:4 ; 1Цар.18:16 ; 2Цар.2:4,7-9; 2Цар.3:10 ; 2Цар.5:5 ; 2Цар.12:8 ; 2Цар.19:43 ; 2Цар.20:2 ; 2Цар.21:2 ; 2Цар.24:1,9; 3Цар.1:35 ; 3Цар.4:20,25; 1Пар.21:5 ; 1Пар.28:4 ; Пс.113:2) и что будущий раздел наметился уже в воцарении Давида над одним Иудой (2Цар.2:4) и Иевосфея — над Израилем (2Цар.2:8 -9). Этот раздел восходит еще к И.Навину, при котором на запад от Иордана вначале получили уделы лишь Иуда и Ефрем (·Нав.15 — 17), а оставшиеся семь колен (Нав.18:2) сгруппировались позже вокруг Ефрема. В высшем значении Израилем Божиим (Гал.6:16) называются все верующие из всех народов, новое творение во Христе Иисусе (Рим.9:6). (см. Иуда, Кенеяне, колена Израилевы)

Библия: Тематический словарь

израиль

: Ветхий Завет

см. Иаков

: Новый Завет

см. Иаков

Вестминстерский словарь теологических терминов

израиль

 ♦ (ENG Israel)

   нация Израиля, ведущая свое происхождение от Иакова (Быт. 32:28), именами 12 сыновей к-рого были названы 12 колен (племен) Израилевых.

Энциклопедический словарь

израиль
  1. (Государство Израиль), государство в Зап. Азии, на побережье Средиземного м. 20,8 тыс. км2. Население 5,5 млн. человек (1993); евреи (82%), палестинские арабы и др. (18%). С 1967 Израиль оккупирует часть территории соседних арабских государств площадью 7,4 тыс. км2 с населением более 1,5 млн. человек. Городское население 90,4% (1992). Официальные языки - иврит и арабский. Большинство населения - приверженцы иудаизма, имеются мусульмане и христиане. Административно-территориальное деление: 6 округов (дистриктов). Столицей провозглашен Иерусалим. Израиль - республика. Глава государства - президент. Законодательный орган - однопалатный парламент (кнессет). Поверхность Израиля - главным образом плоскогорье высотой 500 - 1000 м. Климат в основном субтропический. Средние температуры января от ?6 до 18 °С, июля от 24 до 30 °С. Осадков от 100 до 800 мм в год. В Израиле - часть течения р. Иордан и часть Мертвого м. Растительность - маквис и фригана, на юге - полупустыня и пустыня. Национальный парк Кармель, несколько резерватов. Государство Израиль провозглашено 14 мая 1948 на части территории Палестины (до 1948 - английский мандат) в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947. В ходе арабо-израильской войны 1948-49 Израиль захватил большую часть территории Палестины, отведенной ООН для Палестинского арабского государства, и западную часть Иерусалима (в 1967 весь город, провозгласив его в 1980 "вечной и неделимой" столицей Израиля). В результате войн с арабскими странами в 1967 и 1973 Израиль оккупировал территорию на западном берегу р. Иордан, сектор Газа, Голанские высоты и др. Израиль отказался от выполнения резолюции Совета Безопасности ООН от 22 ноября 1967 о политическом урегулировании ближневосточного кризиса. В 1979 Израиль подписал мирный договор с Египтом, вывел свои войска с Синайского п-ва и в 1982 возвратил его Египту. С 1991 Израиль принимает участие в двусторонних и многосторонних переговорах по ближневосточному урегулированию. В сентябре 1993 Израиль и Организация освобождения Палестины заключили соглашение о взаимном признании и о Временной палестинской автономии в секторе Газа и в зоне г. Иерихон, которая была создана в 1994. Израиль - развитая индустриально-аграрная страна. Доля в ВВП (1991, %): промышленность и строительство 31, сельское хозяйство 5. На военные ассигнования идет 1/3 стоимости ВВП. Добыча калийной и поваренной соли, брома, фосфоритов, меди, нефти и газа. Производство электроэнергии 20,8 млрд. кВт·ч (1991). Военная промышленность. Пищевкусовая, легкая (главным образом текстильная) промышленность; алмазогранение. Развиваются также электротехническая, радиоэлектронная, авиа- и автосборочная, химическая промышленность, нефтепереработка, цветная металлургия. Доля промышленной продукции в экспорте 92% (1992). Для сельского хозяйства используется 1/5 территории, большая часть обрабатываемых площадей в совместной собственности государства и Еврейского национального фонда. Главная экспортная сельскохозяйственная культура - цитрусовые. Возделывают зерновые, технические культуры, овощи. Животноводство. Рыболовство. Длина железных дорог 574 км, автодорог 23,3 тыс. км. Тоннаж морского торгового флота 723 тыс. т дедвейт. Морские порты: Хайфа, Ашдод, Эйлат. Экспорт: граненые алмазы, машины и оборудование, минеральные удобрения и химикаты, фрукты, орехи и др. Основные внешнеторговые партнеры: США, Великобритания, Германия, Бельгия. Денежная единица - шекель.
  2. (Исраэль), в Библии второе имя Иакова.
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом израиль

  • Бегин и его последователи считали, что давление Эйзенхауэра на правительство Бен-Гуриона и угроза экономических санкций против Израиля во время Суэцкого кризиса (в частности, угроза эмбарго на частную и общественную финансовую помощь со стороны американских произраильских организаций и частных лиц), а также нежелание Америки поставлять оружие играет на руку арабским врагам еврейского государства и создает базу для постоянных атак против Израиля.
  • Яша Кедми с неизменным упорством отстаивал свои взгляды, и читателю предоставляется возможность познакомиться, с одной стороны, с его видением этой проблемы, а с другой – с точкой зрения по этому вопросу израильского руководства и лидеров американского еврейства того времени.
  • Как показывают авторы книги – первой на сегодняшний день о современном состоянии российско-израильских отношений, – путь этот к настоящему времени во многом пройден, и хотя обоим государствам еще, к сожалению, далеко до мирного урегулирования всех конфликтов со своими соседями и с действующими на их территориях незаконными вооруженными формированиями, в двусторонних отношениях право мира очевидно доминирует, и это не может не радовать, рассматривая сложное наследие, оставшееся с советского периода.
  • И поскольку большинство политических партий построили себя в последние 30 лет именно на своем отношении к арабо-израильскому конфликту, понятно, что все, что происходит с этим конфликтом, касается этих партий, а все другие наши внешнеполитические отношения тоже зависят от этого конфликта.