Спаситель (евр.).
19 (6) марта – преподобный Иисус (Иов) Анзерский (Рус.).
14 (1) сентября – праведный Иисус Навин.
ИКОНИЙ. 2 апреля (20 марта) – праведный Иконий, пресвитер Смирнский.
(Греческая форма еврейского слова Иешуа, сокращенного из Иегошуа, и значит помощь Иеговы, или Спаситель) — означенное имя нередко встречается между евреями и усвояется в Свящ. Писании разным лицам, но первее всего — Господу Иисусу Христу, совершителю нашего спасения. Означенное имя было назначено Богомладенцу-Господу по указанию Божию во сне Иосифу через ангела Гавриила. «Родит же сына и наречешь Ему имя: Иисус, — возвестил ангел Иосифу и Пр. Деве Марии, — ибо Он спасет людей своих от грехов их» (Мф 1:21). См. Христос. Из прочих лиц, упоминаемых в свящ. книгах В. и Н. Завета, под означенным именем особенно замечательны следующие: 1 Цар 6:14,18 — Вефсамитянин, на поле которого остановились коровы, везшие Ковчег Завета из земли Филистимской из г. Аккарона. 4 Цар 23:8 — градоначальник Иерусалима, по имени которого были наименованы городские ворота. Положение означенных врат совершенно неизвестно, и о самом Иисусе нигде в другом месте не упоминается. Агг 1:1,14, 1 Езд 2:2, Захар 6:11 — сын Иоседеков, первосвященник иудейский, — первый первосвященник, по возвращении иудеев из плена. Он помогал Зоровавелю в построении второго храма Иерусалимского (1 Езд 5:2). Пр. Захария видел Иисуса в видении стоящим пред Господом в запятнанных одеждах, а по правую руку его сатану, чтобы противодействовать ему, но Ангел Господень поразил проклятием сатану, и облек Иисуса в другие одежды торжественные (Захар 3:1-6). Через несколько времени Захария получил повеление Божие сделать для него золотой венец (Зах 6:10-14). Иисус, сын Иоседеков, несомненно был одним из великих первосвященников, и имя его прославилось в потомстве (Сир 49:14). В пророчестве Захарии он представляется прообразом Христа Спасителя, который, как Отрасль, имел произрасти от корени своего и устроить Церковь Божию на земле (гл. 6). 1 Езд 2:6 — Израильтянин, из рода Пахаф-Моава. 2 Езд 9:48 — из левитов, объяснявших народу читаемое Ездрою из книги Закона в седьмой месяц. 1 Езд 2:40 — также из левитов, сыновья которого возвратились из плена с Зоровавелем. Неем 3:19 — отец Езера, во дни Неемии, чинившего стену Иерусалима во втором участке. Неем 10:9, 12:24 — два лица из левитов во дни Неемии. Кол 4:11 — Иисус, по прозванию Иуст (праведный), христианин, бывший с ап. Павлом в Риме, Он вместе с Аристархом и Марком, племянником Варнавы, был сотрудником ап. Павла и служил для него, по его собственному выражению, отрадою. В Acta Sanctorum (June IV, 67) он называется епископом Елевтерополя.
Иис’ус (греческая форма еврейского имени Иешуа — сокр. от Иегошуа, что значит «помощь Иеговы» или «Иегова спасает») —
а) имя, дававшееся многим в еврейском народе, но известное прежде всего тем, что было дано по указанию Божию (Мат.1:21) Христу, Спасителю людей, родившемуся от Марии в семье Иосифа, потомка Давида (см. Христос Иисус);
б) Осия, сын Навин (Нава или Нона) из колена Ефремова (Чис.13:9), служитель Моисея (Исх.24:13). Вошел в историю как Иисус Навин (Чис.13:7 ; Чис.14:6). Он возглавил войско израильтян в борьбе с амаликитянами (Исх.17:9) и оказался одним из верных среди разведчиков земли. Бог поставил его наследником Моисея для введения народа Божия в обетованную землю. После перехода Иордана он совершил успешные походы на юг (·Нав.10) и на север (·Нав.11) Ханаанской земли, разделяя ее по жребию между коленами, как повелел Моисей. По его слову в битве при Гаваоне Господь остановил солнце, давая время мщению и показывая, как может Бог слышать голос человеческий (Нав.10:12 -14); (см. Навин)
в) (1Цар.6:14,18) — житель Вефсамиса, на поле которого остановилась колесница с ковчегом;
г) (4Цар.23:8) — градоначальник Иерусалима во дни Иосии, царя иудейского (или до него); (см. ворота)
д) (Езд.2:2 ; Езд.3:2,8; Езд.4:3 ; Езд.5:2 ; Езд.10:8. Неем.7:7 ; Неем.12:1,10,26; Агг.1:1,12,14; Агг.2:2 .4; Зах.3:1,3,6,8,9; Зах.6:11) — сын (потомок) Иоседека, первосвященник во дни Зоровавеля, пришедший с ним из плена и приложивший много стараний для восстановления храма и богослужений. Названный великим иереем (служителем, священником) у пророков Аггея и Захарии, он являлся ярким прообразом грядущего небесного Первосвященника, Отрасли, Которого явит Бог (Зах.6:12);
е) (Езд.2:6 ; Неем.7:11) — предок Пахаф-Моава;
ж) (Езд.2:36 ; Неем.7:39) — предок Иедаии (·возм., упомянутый выше в пункте «д»);
з) (Езд.2:40 ; Езд.3:9 ; Неем.7:43 ; Неем.8:7 ; Неем.9:4,5; Неем.10:9 ; Неем.12:8,24) — один из глав поколений левитов, вернувшихся из плена с Зоровавелем, приложивших печать под договором на верность Богу, а также участвовавших в молитве во время покаяния народа и пояснявших закон во время чтения его Ездрою (не сам, конечно, но представители его рода);
и) (Езд.8:33) — отец (предок) Иозавада;
к) (Неем.3:19) — отец (предок) Езера;
л) (Кол.4:11) — еврей по прозвищу Иуст, один из верных сотрудников ·ап. Павла.
греческая форма иудейского Иешуа, что является сокращенной формой имени Иегошуа («Спаситель», «Помощь Иеговы»). Это имя в Священном Писании встречается довольно часто, но прежде всего это имя Господа нашего Иисуса Христа. Оно было назначено Богомладенцу Самим Господом через архангела Гавриила (Евангелие от Матфея, 1, 21).
(Сын Иоседеков)
♦ великий иерей во времена Зоровавеля:
Агг 1:1,12,14
♦ соорудил жертвенник Богу:
Езд 3:2-6
♦ помогал строить храм:
Езд 5:2
♦ видение Захарией великого иерея на небесах:
Зах 3:1-9
♦ венец для него:
Зах 6:9-15
♦ (ENG Jesus)
(евр. Yehoshua -"Яхве есть спасение")
имя, данное сыну Иосифа и Марии, к-рый "спасет людей Своих от грехов их" (Мф. 1:21). Христиане считают Иисуса Христа обещанным Мессией, к-рый как воплощение Бога является Божественным самораскрытием и принес миру спасение.
— имя нескольких библейско-исторических личностей, эллинизированное из евр. Йегошуа, или Иешуа, в Ίησοΰς, что значит спаситель. Из них в Ветхом Завете наиболее известны: 1) И. Навин, преемник Моисея в деле управления народом еврейским. Он происходил из колена Ефремова и носил первоначально имя Осии, но переименован был Моисеем в И. в знак того, что он спасет народ от бедствий странствования в пустыне и введет в землю обетованную. Уже при самом вступлении в пустыню, по выходе из Египта, он своей храбростью избавил народ от нападения амаликитян (Исх., XVII гл.), и затем в течение всего странствования был главным помощником Моисея, пока к нему не перешла вся его власть. Вступив в Палестину, он в целом ряде сражений победил ханаанских царьков, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями. После покорения и раздела земля, он мирно скончался и погребен на горе Ефремовой (кн. И. Навина, XIX, 49, 50; XXIV, 30). Его деятельность в качестве самостоятельного вождя подробно изложена в принадлежащей ему "Книге И. Навина". Она помещается вслед за Пятикнижием Моисея, находится в теснейшей связи с ним и составляет как бы его продолжение, так что некоторые ученые критики (Дилльман и др.) прямо относят его к этой группе библейских книг, которую они вследствие этого называют "Шестикнижием". Книга эта составляет как бы сборник реляций с поля битвы и изобилует рассказами которые ярко характеризуют военное право в древности. Критика старается указать некоторые анахронизмы в книге, но в общем она носит на себе печать современности и исторической правды. Ср. Лебедев, "Славянский перевод кн. И. Навина " (СПб., 1890). — 2) И., первосвященник иудейский. Родившись в плену вавилонском, он вырос в надежде на возвращение народа в землю Обетованную, и когда действительно издан был освободительный указ Кира (1 Ездр., I и II гл.), И., подобно своему древнему соименнику, стал во главе народа и был первым его первосвященником до возвращении из плена. Всю свою жизнь он посвятил на благоустроение религиозной и гражданской жизни иудеев и особенно на возобновление храма. — 3) И., сын Сирахов. О нем известно только то, что он жил в Иерусалиме и оставил, на еврейском языке, собрание мудрых житейских изречений, называемое "Книга Премудрости И., сына Сирахова". Книга эта в подлиннике не сохранилась, но имеется в греческом переводе, сделанном внуком автора, который переселился в Египет в царствование Птолемея Эвергета (около 235 г. до Р. Х. С греческого она переведена и в русской Библии. Хотя эта книга носит несомненные следы греческого влияния, но она обнаруживает, вместе с тем, близкое знакомство с законами Моисеевыми и с пророками, проникнута их духом и старается внести этот дух во все отношения семейной и общественной жизни народа. В русской Библии она помещается вслед за книгами Соломоновыми, с которыми она стоит в ближайшем сродстве.
А. Л.