22 ноября 2024
450 тысяч слов
+36 за сегодня

Значения слова иконоборчество

все
Словарь Ушакова
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Православие. Словарь-справочник
Словарь ереси и секты (Булгаков)
Православный энциклопедический словарь
Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий
Вестминстерский словарь теологических терминов
Энциклопедический словарь
Словарь Ефремовой

Словарь Ушакова

иконоборчество

иконоборчество, иконоборчества, мн. нет, ср. (рел., ист.). Движение против почитания икон, отразившее политическую борьбу между светской и духовной властью в Византии в 8 - 9 в.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

иконоборчество

социально-полит, и религ. движение в Византии в VIII— первой пол. IX в. Прежде всего было борьбой военно-землевладельч. фемной знати (положение которой значительно укрепилось в связи с воен. успехами Византии) и части торгово-ремесленных кругов Константинополя за ограничение могущества церкви и монашества, за секуляризацию монастырских земель и раздачу их военным.

Стремление императоров поднять престиж центр, власти и ослабить влияние вышедших из-под контроля церк. иерархов и монашества вылилось в форму идеологич. борьбы против почитания икон. Культ икон, мощей, церк. реликвий был в руках церкви мощным орудием воздействия на население и приносил большие доходы церкви и монастырям.

Иконоборческое движение возглавили сами императоры Исаврийской династии, выражавшие интересы военно-служилой знати. В 726 г. император Лев III Исавр открыто выступил против почитания икон. Идеи и. нашли поддержку среди части народных масс, недовольных ростом монастырского землевладения. Оплотом и. стали вост. провинции империи, Малая Азия и Армения. На стороне иконопочитателей объединилось высшее духовенство и монашество, гор. сановная знать, верхушка константинопольских торгово-ремесленных кругов, обеспокоенных усилением воен. сословия. С особой силой развернулась полит, и идейная борьба при императоре Константине V, который начал проводить конфискацию церк. сокровищ и секуляризацию монастырских земель и передавать их в виде пожалований военно-служилой знати.

Кульминацией борьбы стал церк. собор 754 г., запретивший почитание икон как в храмах, так и в частных домах. Иконопочитание объявлялось «эллинской» ересью, а его защитники предавались анафеме.

В последней четв. VIII в. основные цели были достигнуты: материальное положение оппозиционного духовенства было подорвано, его сокровища и часть земель конфискованы, иконы и мощи уничтожены, многие монастыри закрыты, подверглись разгрому крупные центры сепаратизма. Решена была и вторая задача иконоборцев — отныне фемная знать подчинялась престолу. Иконоборческая политика ко второй четв. IX в. утратила свою остроту. В 843 г. иконопочитание было восстановлено.

Лит.: Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры. VIII — первая половина IX в. М.; Л., 1961.

Православие. Словарь-справочник

иконоборчество

   отрицание почитания святых икон. Это движение появилось в первой половине VIII в. и продолжалось до второй половины IX в. Первый этап гонений имел место при византийских императорах Льве III Исавре (717-741), который из-за политических соображений резко выступил против почитания икон, и Константине V Копрониме (741-775). В 754 г. был созван иконоборческий собор, и 300 епископов единодушно осудили иконопочитание. Преемники Льва Исавра то держались его политики, то были нейтральны в этом вопросе, то, наконец, некоторые признавали ошибочность взгляда и объявляли свободу иконопочитания.

   При императрице Ирине и ее сыне Константине Порфирородном (780-797) был созван VII Вселенский Cобор, утвердивший правило об иконопочитании. Затем гонения на иконы возобновились при Льве V Армянине (813-820) и его преемниках. Окончательное восстановление иконопочитания произошло лишь в 842 г. при императрице Феодоре, управлявшей Восточной Империей по причине малолетства ее сына и наследника Михаила III, в честь чего был установлен церковный праздник Торжество Православия (первое воскресенье Великого поста). Обосновывая свою позицию, иконоборцы апеллировали, прежде всего, к ветхозаветному запрещению изображать Бога (см. Втор. 5, 8), хотя уже в самом Ветхом Завете присутствуют описания священных изображений – Херувимов на ковчеге Завета, в иерусалимском храме и др. Кроме того, с догматической точки зрения, иконоборческая ересь была направлена против воплощения Христа, поскольку икона воспринималась как одно из наглядных подтверждений явления Бога в мир в человеческом образе. В защиту иконопочитания выступали многие богословы и церковные деятели: прп. Иоанн Дамаскин, прп. Федор Студит, константинопольские патриархи Герман, Тарасий, Никифор и др.

Словарь ереси и секты (Булгаков)

иконоборчество

   Эта ересь явилась в VIII в. Неразумно смешивая иконопочитание с идолопоклонством, иконоборцы настойчивым и жестоким преследованием иконопочитания хотели уничтожить его в Православной Церкви. «Ересеначальником» иконоборчества считается Константин, епископ Наколийский (во Фригии). Самыми рьяными поборниками иконоборчества были императоры - Лев Исаврянин и Константин Копроним. Иконоборческая ересь в продолжение 6 лет волновала Церковь.

Православный энциклопедический словарь

иконоборчество

ересь, возникшая в Византии в первой половине 8 века, направленная против почитания икон. Осуждено 7-м Вселенским собором, предавшем иконоборцев анафеме и установившем иконопочитание.

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

иконоборчество

движение, которое возникло в Византии в первой половине VIII века и было направлено против почитания икон, за укрепление светской власти и умаление влияния церкви. Иконоборцы, в числе которых были некоторые малоазийские епископы, объявили иконы идолами, а культ икон - идолопоклонством, сродним язычеству. Василеве Лев III, замечательный полководец, администратор и законодатель, опираясь на армию, провинциальную знать, придворную аристократию и часть белого духовенства, с 726 года выступил против иконопочитания, а в 730 году отменил культ икон. Уничтожение религиозных символов, христианских реликвий, культа мощей подрывало авторитет и материальную базу церкви и монашества. Против иконоборчества выступила часть духовенства, монашества, крупных церковных иерархов, а также часть столичной аристократии, особенно из числа знатных женщин, фанатично преданных почитанию икон. Идейным главой защитников икон в VIII веке был знаменитый Иоанн Дамаскин (арабское имя - Мансур). Правительственную же политику поддержали провинциальная служилая знать большинства фем, армия, а постепенно и торгово-ремесленные слои византийского города. Сын и преемник Льва III, Константин V, с еще большей энергией выступил против иконопочитания, за что позднее получил от своих недругов кличку Копроним («Дермоименный»): по легенде, будучи младенцем, он испражнился в купель во время совершения над ним обряда крещения. Василеве созвал в 754 году во дворце Иерии на азиатском берегу Босфора, между портовыми городами Халкидоном и Хрисополем большой церковный собор, на котором присутствовало свыше 300 епископов. Они объявили иконопочитание ересью. Были приняты законы, ограничивающие рост монашества, а значит, сокращавшие доходы церкви. Даже ношение монашеской одежды оказалось под запретом. Примерно с 761 года Константин V стал подвергать открытым гонениям и мучениям отдельных, наиболее непокорных представителей монашества, хотя преувеличивать размеры преследований не стоит. Речь идет о нескольких сотнях потерпевших. Попытка возвратиться к ортодоксальному православию была предпринята императрицей - регентшей. Ириной на VII Вселенском соборе в сентябре 787 года в малоазийском городе Никее (в Константинополе организовать собор не удалось, так как горожане столицы, армия были настроены в массе своей все еще антииконопочитательски и оставались верны памяти умершего одиннадцать лет назад Константина V). Тем не менее, Никейский собор подверг анафеме иконоборцев и установил иконопочитание. Чествование икон и поклонение им, по учению собора, относится не к веществу иконы, не к дереву и краскам, а к тому, кто изображен на иконе, следовательно, не имеет характера идолопоклонства. Последующие четверть века прошли без особых религиозных эксцессов, пока не последовала иконоборческая реакция, усилившаяся с правления Льва V Армянина (813-820 гг.), энергичного и популярного полководца. Эта реакция достигла апогея при горячем, несдержанном василевсе Феофиле (829-842 гг.), воспитанном в непримиримом иконоборческом духе. После его смерти, вдова Феофила, императрица - регентша Феодора уже в начале 842 года незамедлительно вернула государство на курс иконопочитания, однако основная цель правительственной иконоборческой политики - ослабление церкви, более полное подчинение ее императорской власти, была достигнута. Следует учитывать, что между исследователями существуют большие разногласия относительно происхождения этого движения, его причин, характера, движущих сил, социального состава, значения.

Вестминстерский словарь теологических терминов

иконоборчество

 ♦ (ENG iconoclasm)

 (греч. eikôn - образ и klaein -разбивать)

   уничтожение икон в церквях. В наибольших масштабах это происходило в 8 в. в Восточной церкви, а также в период Реформации с одобрения нек-рых протестантских реформаторов.

Энциклопедический словарь

иконоборчество

религиозное движение в Византии в 8 - 1-й пол. 9 вв., которое отвергало почитание икон как идолопоклонство, основываясь на ветхозаветных заповедях ("не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху,.. не поклоняйся им и не служи им", - Исход, 20, 4-5). Против иконоборчества выступил Иоанн Дамаскин. Торжественное восстановление в 843 иконопочитания празднуется Восточной церковью в 1-е воскресенье Великого поста ("Торжество Православия"). Иконоборчество было характерно также для радикальных направлений протестантизма (прежде всего кальвинизма) в ряде стран Зап. Европы в эпоху Реформации 16 в. (Нидерланды, Германия, Франция); в результате иконоборчества были уничтожены тысячи памятников искусства (мозаики, фрески, статуи святых, расписные алтари, витражи, иконы и др.).

Словарь Ефремовой

иконоборчество

ср.
Социально-политическое и религиозное движение против христианского культа икон
(наблюдавшееся в Византии - в VIII-IX вв., на Руси - в XIV в., в Западной Европе
- в XVI в.).

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом иконоборчество

  • С другой стороны, иконоборчество на Востоке, как это ни странно, способствовало развитию богословия иконы, заставляя в этой борьбе оттачивать мысль, искать более веские аргументы, отчего само православие обретало все большую глубину.
  • Патриарх Никифор рассматривал иконоборчество как ересь догматического характера и, таким образом, не допускал возможности примирения с императорами-иконоборцами в этом вопросе.
  • Кроме того, Лев ведь так и не назвал имя архонта, который завел с ним разговор про «иконоборчество» пророка Исаии.
  • Феодор защищал истину Евангелия и правду Церкви Христовой, отстаивал православно-христианское миросозерцание, охранял и защищал евангельские заповеди, церковные законы, каноны, обычаи и установления, стоял за вселенскую ортодоксию, основы которой стремилось поколебать иконоборчество.