иконостас, иконостаса, муж. (от греч. eikon - образ и stasis - стояние) (церк.). В православной церкви - уставленная иконами стена, отделяющая алтарь от остальной части.
(от греч. eikwn - образ и stasis - место стояния)
перегородка с рядами икон (чинами), отделяющая алтарь от основной части православного храма. Иконостас пришел на смену низкой алтарной преграде византийского типа. В развитой форме (высокий иконостас), известной на Руси с кон. XIV - XV вв., чины устанавливались на расписных балках-тяблах и располагались один над другим в строго иерахической последовательности. Внизу находится ряд местных икон, выше - "деисусный" чин (deisis - греч. моление; включал иконы с изображениями Христа и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, отцов церкви и др.), еще выше - "праздничный" (с изображениями главных эпизодов Евангельского цикла) и "пророческий" чины. В XVI - XVII вв. в иконостас включают новые ряды (страстной, апостольский, праотеческий и др.). Тябла и стойки иконостаса украшались резьбой, басмой, чеканкой. С появлением во второй половине XVII в. резных колонок, профилированных и раскрепованных цоколей и карнизов, сплошного золочения иконостасы становятся средоточием монументально-декоративного убранства храмов. В XVIII - нач. XIX вв. традиционные формы иконостаса сильно изменяются под влиянием убранства западноевропейских алтарей.
|
* * *
в византийской церкви алтарная преграда с иконными изображениями.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
|
* * *
(иконостав)
1. Преграда, отделяющая основное пространство православного храма от алтаря (1) и включающая в себя иконы в два и более ярусов.
2. Киот (2), примыкающий к простенку или столпу в интерьере храма.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
|
* * *
(греч. eikon - образ, подобие, stasis - подставка) в православной церкви - преграда, стена, отделяющая алтарь от остального пространства храма. Представляет собой ряд икон, расположенных в строго установленном порядке. В зависимости от высоты храма иконостас устанавливается до четырёх ярусов. Тип развитого иконостаса сложился в течение XIII-XV вв. В середине нижнего яруса находятся Царские врата, на которых помещаются иконы Благовещения и четырёх Евангелистов. Направо от царских дверей располагаются иконы Спасителя, храмового праздника, налево - икона Божьей Матери. По обе стороны царских дверей за рядами икон следуют боковые двери - северная и южная. На этих дверях изображаются лики ангелов, а именно: на северной - Херувим с пламенным мечом, на южной - Гавриил. Второй ряд иконостаса назначается для икон важнейших христианских праздников (Крещение, Богоявление, Воскресение, Благовещение, Преображение, Успение, Рождество). В третьем ряду помещаются изображения св. Апостолов, между которыми в середине, над царскими дверями, ставится изображение Иисуса Христа. Четвертый ряд назначается для икон св. Пророков, меж которых центральное место занимает икона Божьей Матери с младенцем. На верху иконостаса устанавливается крест. Помимо описанного в церквах делаются отдельные иконостасы в удобных местах: на стенах храмов, около столбов, поддерживающих свод, за клиросами и т.п. Эти отдельные иконостасы называются киотами (греч. kibotos - ковчег: ящик или рама, в которой помещается икона). Деревянный резной иконостас, установленный в Петропавловском соборе (арх. и ск. И.П. Зарудный, 1729) является шедевром русского декоративного искусства. Заслуживает внимания иконостас верхней церкви Никольского Морского собора работы резного дела мастера И.Ф. Канаева: он отличается высоким искусством резьбы и виртуозностью моделировки. К шедеврам русской резьбы относится и пятиярусный иконостас Сампсониевского собора.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
(от икона и греч. stasis - место стояния), перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон. 14 - нач. 15 вв.
ИКОНОСТАС, а, м. Покрытая иконами стена, отделяющая алтарь в православном храме.
| прил. иконостасный, ая, ое.
(греч.) — более или менее сплошная, от сев. стены храма до южн., стена, которой отделяется алтарь от средней части в првсл. храме, и на которой устанавливаются в определенном порядке иконы. В этой стене три двери ведут в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом — "врата царские" (см.); влево от них — северные врата или двери, вправо — южные врата, прежде называвшиеся также дьяконскими. Средние двери называются святыми, и не имеющим священного сана вход через них недозволен. И. бывает уставлен иконами, обыкновенно в несколько рядов. В нижнем ряду: на царских вратах находятся обыкновенно иконы Благовещения Пресвятой Деве архангелом Гавриилом, а также четырех евангелистов; направо от царских врат — икона Спасителя, по левую их сторону — икона Божьей Матери с младенцем на руках; на сев. дверях — чаще архангелы Гавриил и Михаил, иногда — пророки, св. диаконы или святители. Затем вправо от южн. дверей и влево от дверей сев. ставятся иконы наиболее чтимых святых, например святого, которому посвящен храм, или других, по усмотрению храмоздателей. Над первым нижним рядом икон в И. помещаются; непосредственно над царскими вратами — икона тайной вечери И. Христа, и по ту или другую сторону ее иконы главных праздников — событий из жизни И. Христа и Пресвятой Девы. В третьем ряду И. ставятся: над иконою тайной вечери — икона И. Христа в царском или архиерейском облачении, с предстоящими в молитве пред ним Богоматерью и Иоанном Предтечей (она называется деисусом, см.); по ту и другую сторону этой иконы — иконы св. апостолов. B четвертом ряду И. ставятся иконы ветхозаветных праведников — пророков, с усвоенными каждому из них эмблемами. Верх И. увенчивается изображением распятия И. Христа. Впрочем, такое устройство И. не всегда имеется в церквах. В древней Руси в церквах этот тип И. был господствующим, но по нужде число ярусов или рядов И. может быть уменьшено до одного ряда с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами. Устройство И. в виде сплошной стены — относительно позднего происхождения; в первые века церкви алтарь был весь видим присутствующим в храме и от средины церкви алтарь отделялся лишь решеткой. Да и ныне, чтобы возгласы священника в алтаре были слышны по возможности во всем храме, Царские врата часто устраиваются решетчатыми, а весь И. редко доходит до потолка; обыкновенно сверху И. в приходских церквах большого размера оставляется более или менее открытое пространство.
Н. Б.
, а, м.
Легкая стена со вставленными в нее иконами, которая отделяет алтарь в православной церкви.
* ► Вся церковь еще до света была полна народа. Девчата старались пробраться еще ближе к иконостасу. // Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки //; Приходская наша церковь невелика, стара, иконостас почернел, стены голые. // Тургенев. Записки охотника //; Золотое сияние на красном фоне иконостаса, и золоченая резьба икон, и серебро паникадил и подсвечников... - все было залито светом. // Лев Толстой. Анна Каренина //* *
♦ Богатая рифма (с опорным согласным) во французской поэзии ценится, а в немецкой считается смешной. Я обнаружил, что когда в русской поэзии нач. XX века стала возрождаться богатая рифма, то первым ее вводителем был Вяч. Иванов, казалось бы, человек не французской, а немецкой культуры. Я сказал об этом С. Аверинцеву, он ответил: "Знаете, бывает, что в иконостасе у человека стоят одни иконы, а молится он совсем другим…" Заглавие его альманаха "Кошница Ор" — перевод заглавия "La corbeille des Heures" Анри де Ренье, которого Иванов никогда в жизни не афишировал.
перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся Царские врата, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которому посвящен храм, с левой стороны от Царских врат – икона Богородицы. За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах только с одной) расположены диаконские двери. Над Царскими вратами помещается икона Тайной вечери. Второй ярус снизу – праздничный и содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус – иконы Деисиса. Четвертый – икону Богородицы «Знамение» и иконы предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус – икону Троицы и иконы предстоящих ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.
в современном храме стена, которая отделяет алтарь от средней части храма. Состоит из нескольких рядов икон, расположенных ярусами, число которых может быть от трех до пяти. В центре нижнего яруса располагаются Царские врата, а по правую сторону от них – икона Иисуса Христа, праздника или святого, в честь которых освящен храм. Слева от Царских врат обычно располагают образ Божьей Матери, а над ними – икону «Тайная вечеря». За иконами, расположенными в нижнем ряду находятся дьяконские двери. Во втором ярусе снизу висят иконы, посвященные двунадесятым праздникам, в третьем – деисусный чин, в четвертом – образ Божьей Матери с Младенцем Христом и образы пророков, а в верхнем, пятом ярусе располагают икону «Святая Троица», образы праотцев, ветхозаветных праведников и патриархов. На самом верху иконостаса стоит распятие.
♦ (ENG iconostasis)
(греч. -место стояния икон)
перегородка (обычно деревянная), отделяющая алтарь от нефа в православных церквях. На ней устанавливаются иконы.
перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся врата царские, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм; слева от врат расположены икона Богородицы и любая другая. За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах только с одной) расположены двери дьяконские. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисисного чина. Четвертый - икону Богородицы с Младенцем Христом и иконы предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус - икону Троицы и иконы предстоящих ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.
перегородка с иконами, отделяющая алтарь от остальной части храма. Иконы в иконостасе обычно располагаются в несколько рядов.