26 ноября 2024
450 тысяч слов
+17 за сегодня
Всё об этом слове:

Разборы слова иконы

все
по составу
морфологический
фонетический

Морфологический разбор слова иконы

Для слова "иконы" предложено несколько вариантов разбора:
  1. имя существительное: неодушевлённое, женский род единственное число, родительный падеж
  2. имя существительное: неодушевлённое, женский род множественное число, именительный падеж
  3. имя существительное: неодушевлённое, женский род множественное число, винительный падеж
Обратите внимание: морфологический разбор слова "иконы" произведён по специальному машинному алгоритму и он может быть неточным.

Фонетический разбор слова иконы

Ударение, транскрипция: ико́ны→[иконы]
В слове «ико́ны»: слогов—3 (и-ко-ны), букв—5, звуков—5
Возможные переносы: иконы

Разбор по буквам:

  • и: [и]:гласный
  • к: [к]:согласный, парный глухой, парный твёрдый
  • о: [о]:гласный
  • н: [н]:согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
  • ы: [ы]:гласный
Обратите внимание: фонетический разбор слова "иконы" произведён по специальному машинному алгоритму и он может быть неточным.
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Значение слова иконы

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона:

— название, в христианской церкви, живописных изображений Иисуса Христа, Богоматери и святых, имеющих священный характер и служащих предметами религиозного чествования в смысле образов, которые возводят мысль и чувство молящихся к изображаемому. В православной и римской церквах они составляют необходимую принадлежность храма и домашнего культа христианина, как и крест с изображением распятого на нем И. Хр. или без оного. Происхождение И. восходит к началу христианства. По преданию, записанному церковным историком Евсевием, сам И. Христос дал свой образ, отпечатлевшийся на плате, которым Он утер свое лицо, эдесскому царю Авгарю. По тому же преданию, евангелист Лука, по профессии живописец, оставил после себя несколько икон Божьей Матери (за таковые признаются Казанская и Смоленская иконы Богоматери). О существовании И. в церкви в первые три века свидетельствуют упоминания о них Тертуллиана, Минуция Феликса, Климента Александрийского, Мефодия Тирского, Оригена, а также вещественные памятники, найденные в катакомбах (сат. Aringhius, "Roma Subterranea novissima": Rossi, "Roma subterranea" и др.), хотя в эти века гонений на христианство христианская иконопись имела по преимуществу символический характер (напр. И. Христос изображался в виде пастыря с овцой на плечах и т. п.). Со времени Константина Вел. И. входят во всеобщее открытое употребление в храмах и домах. Со времени VII вселенского собора И. становятся обязательной принадлежностью христианского культа, и получает обширное развитие иконопись. В более позднее время Византийской империи (VI и следующие века) мало-помалу устанавливаются общие типы иконописных изображений, а в еще более позднее время являются на Востоке так назыв. "иконописные подлинники", в качестве руководств для иконописцев, в которых подробно указываются внешние черты каждого святого и его иконописные аксессуары. Этой регламентацией иконописи установился около XII в. византийский иконописный стиль (см. Византия). В древней Руси иконопись развивалась в строгой зависимости от визант. образцов (см. Иконописание). Озабочиваясь соответствием иконописного изображения священному достоинству иконописных предметов, русская церковь делала особые постановления по этому предмету на соборах: стоглавом (1667-1674), а также при самом начале синодального управления (1722), которыми вменялось в обязанность допускать до иконописания лишь людей искусных в художестве и отличающихся добрым поведением, предписывалось даже — наблюдать за нравственностью иконописцев, и самые иконы писать с древних образцов, "от своего же смышления и по своим догадкам Божества не писать". Со времени Екатерины II в нашей иконописи получает широкое применение итальянский стиль живописи. Позднейшее законодательство ограничивается общими требованиями, чтобы И. были писаны искусно и без нарушения священного достоинства иконописных сюжетов, чтобы на них не допускались "изображения, производящие воспламенение нечистых удовольствий" и вообще могущие подать повод к суеверию и соблазну. Запрещаются И. резные и отливные из металлов (кроме распятий и лепных изображений, поставляемых на высоких местах, а также — нагрудных крестов). Иконописное ремесло безусловно запрещается лицам нехристианских исповеданий, также торговля И. и крестами, а равно продажа И. с аукциона и передача их кредиторам — иностранцам; раскольникам позволяется приписываться к иконописному цеху, но не иначе, как с особого разрешения министра внутренних дел. Искусство иконописцев, вообще, должно быть свидетельствуемо духовными лицами; впрочем, признано полезным посредничество между заказчиками и мастерами иконописания со стороны академии художеств. Чаще всего, современные иконописцы пользуются руководством, одобренных св. синодом "иконописных подлинников", составленных академиком Солнцевым по древним византийским и русским подлинникам. Запрещается делать вещи, употребляемые в житейском быту (напр. печати) с священными изображениями; вывозимые из-за границы подобные вещи конфискуются, а владельцы их подвергаются штрафу; запрещается выставлять на показ восковые фигуры Иисуса Христа, Богоматери, а также фигуры оскорбительные для священного сана. Heхристиане хотя и допускаются до наследования И., но не иначе, как с обязательством по истечении шести месяцев передавать их со всеми украшениями людям православным или в храмы. Изображение креста, сделанное кем-либо на земле или песке, на дороге, должно "разметать". И., особенно чествуемые, позволяется из храма переносить в дома обывателей, но не иначе, как на руках или в карете и без пения. И., оглашаемые в народе чудотворными, отбираются в ризницы кафедральных соборов, впредь до удостоверения в указанном порядке их чудотворности, после чего поставляются для общего чествования в храмах или часовнях. В деревнях священники обязаны наблюдать, чтобы И. в домах сохранялись в чистоте.

Литература христианской иконографии весьма обширна. Кроме старых соч. Чиампи "Vetera monumenta" (Рим, 1690), Мамахия "Orig. et antiquitates christ." (Рим, 1751), известны издания Даженкура, "Storia dell arte" (1826); Дидрона, "Иконография Бога"; Рауля-Рошета, "Premier mеmоires sur les antiquit. c h retiens — peintures des catacombes" (П., 1836); Росси, "Roma Subterranea"; архим. Христофора, "Древнехристиан. иконография" ("Православное Обозрение", 1886); "Иконография гробниц" (т. же 1875); Кондакова, "История Византийского искусства и иконографии" (1 8 76; перев. на франц. яз.); В. Маркова, "Древнее иконописание в России" ("Прав. Обозр.", 1885); Мансветова, "О стенописи московского и владимирского Успенских соборов" ("Приб. к творениям св. отцов", 1883); Покровского, "Древнеязыч. и христиан. искусство"; "Добрый пастырь в древнехрист. символике" (три статьи в "Хр. Чтении" 1878); "Евангелие в памятниках иконографии" (СПб., 1892); "Памятники визант. иконографии и искусства" ("Хр. Чтение", 1893-1894); eп. Порфирия Успенского, "О древних византийских подлинниках" (в "Трудах Киев. дух. акад."), Григорова, "Древнерусский иконописный подлинник" ("Зап. Имп. Арх. Общ.", 1884); "Об иконописании", "О христ. живописи" ("Прав. Собеседник", 1865-1866); Бердникова. "О символич. изображениях на христ. археологич. памятниках" (т. же, 1869); Пономарева, "К вопросу об иконописании" ("Хр. Чтение", 1880), митроп. Филарета, "О древних иконах и о древнем подлиннике" ("Душепол. Чтение", 1868); свящ. В. Владимирского, "Об иконописании" (статьи в "Душеп. Чтении", 1866-1869).

Н. Барсов.

Все значения