древнерусский писатель, первый киевский митрополит из русских с 1051. В "Слове о законе и благодати" с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и международную роль Киевской Руси.
(Иларий)
Веселый, радостный (греч.).
31 (18) января – преподобный Иларион.
9 марта (24 февраля) – святитель Иларион, епископ Кизический.
15 (2) марта – мученик Иларий.
10 апреля (28 марта) – преподобный Иларион Новый, игумен Пеликитский и преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский (Рус.).
19 (6) мая – преподобный Иларион.
12 июня (30 мая) – праведный Иларион.
19 (6) июня – преподобный Иларион Новый, игумен Исихийский.
25 (12) июля и 27 (14) июля – мученик Иларий.
31 (18) августа – священномученик Иларион.
10 сентября (28 августа) – преподобный Иларион, схимник Печерский (Рус.).
3 октября (20 сентября) – преподобномученик Иларион.
23 (10) октября – преподобномученик Иларион Зографский.
3 ноября (21 октября) – преподобный Иларион Великий, преподобный Иларион, схимник Печерский (Рус.) и преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский (Рус.).
20 (7) ноября – мученик Иларион Мелитинский.
27 (14) декабря – святитель Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский (Рус.).
(XI в.)
святитель, митрополит Киевский и всея Руси, первый русский митрополит на Руси (до него были иностранцы, в основном греки), автор знаменитого «Слова о законе и благодати», являющегося восторженным гимном православной вере. Ему же принадлежат: «Исповедание веры», «Поучение о пользе душевней ко всем христианам» и «Слово к брату-столпнику».
♥ Память 21 октября (3 ноября).
(кон. X - нач. XI в. - ок. 1054/1055)
идеолог древнерус. христианства, митрополит Киевский (с 1051), писатель и мыслитель, мастер торжественного красноречия, автор "Слова о законе и благодати" и ряда др. произв. И. - старейший из отечественных мыслителей, чьи творения сохранились до наших дней. Его яркое и разностороннее дарование проявилось в переломную эпоху Ярослава Мудрого (1019–1054), когда ширилось и укоренялось на Руси христианство, наблюдался подъем в государственном, культурном и церковном строительстве. К сожалению, почти все следы жизни И. затерялись в веках, Данных о биографии мыслителя несоизмеримо мало в сравнении с тем вкладом, к-рый он внес в развитие отечественной культуры. Древнейшее из сообщений содержится в "Повести временных лет", где под 1051 г. помещен! рассказ об избрании И. общерус. митрополитом (впер вые высший церковный пост занял рус. по происхождению кандидат). В его выдвижении решающую роль, скорее всего, сыграли личные качества: незаурядный ум, литературно-публицистические способности и праведный образ жизни (он был "муж благ, и книжен, и постник"). Отсутствие у кандидата на высший церковный пост высокого сана и избрание его несколькими епископами свидетельствует о том, что во времена Ярослава митрополия утверждалась независимо от Византии и находилась под контролем княжеской власти. С именем И. связывается возникновение Печерской обители. Им бш составлен отличающийся от византийского права церковный Устав, определивший нормы поведения в быту, peгламентировавший жизнь церкви. Осн. занятием И. была книжная деятельность. Правда, до сих пор не установлены все соч., составляющие его литературное наследие.
Кроме "Слова о законе и благодати" его перу, несомненно, принадлежат "Молитва", "Исповедание веры" и "Слово на обновление Десятинной церкви". Для более чем десяти работ авторство устанавливается предположительно. Весьма вероятно, что И., отличающийся глубокими богословскими познаниями и едва ли не самый образованный для своего времени автор, вышел из среды тех грамотников, к-рые согласно летописной статье 1037 г. были приближены к князю и по его указанию переводили книги, необходимые для распространения христианства. Ядром творчества И., бесспорно, является "Слово о законе и благодати", создание к-рого приходится на время между 1037 и 1050 гг. Иногда дату конкретизируют, поскольку только в день 26 марта 1049 г. совпадает Благовещение и Пасха, о к-рых идет речь в произв. Содержание же самого соч. далеко выходит за рамки проповеди, приуроченной к конкретной дате. В нем в глубоко эмоциональной, образно-поэтической форме дается теоретическое осмысление мировой и отечественной истории, освещаются животрепещущие проблемы, с к-рыми столкнулась христианизируемая держава. Поэтому "Слово" следует рассматривать как программу, заявленную И. накануне избрания его в митрополиты. Памятник распадается на три части. В зачине речь идет вроде бы о вынесенном в заглавие соотношении Ветхого и Нового заветов, но на деле автор прослеживает ход вселенской истории, дает объяснение причин и движущих сил событий. Согласно И., мировая история вершится по определенному Богом плану, а само движение ее воплощается в приобщении все новых и новых народов к "благодати" (т. е. христианству). Т. обр., каждому народу на его пути уготовано пройти две стадии, к-рые характеризуются с помощью библейской притчи о Сарре и Агари. Родившийся от рабыни Агари сын Авраама Измаил олицетворяет собой эпоху рабства (закон), а законнорожденный Исаак - освобождение (благодать). Внеприродный источник благодати с неизбежностью ведет народ из несовершенного прошлого в совершенное будущее. В соч. И. едва ли не впервые в христианской литературе звучит идея равенства всех народов. Исключение составляют только иудеи, возвеличившие свое превосходство и застывшие в рабском состоянии законности. Вторая часть "Слова" всецело посвящена отечественной истории, к-рая рассматривается как ответвление мирового процесса. Здесь утверждается право молодого славянского народа "быть новыми мехами для старого вина" и отрицаются претензии Византии, присвоившей себе монополию на "благодать" и рассматривавшей "молодые народы" как лишенных собственной истории варваров, как объект миссионерства. И. выражает глубоко патриотическую мысль о великом предназначении своего народа, его праве и способности творить великие свершения, причем здесь отсутствует притязание на первенство. В "Слове" равно осуждаются как национальная замкнутость иудеев, так и стремление к национальному превосходству греков. Рус. народ, как и др. народы, проходит в своем развитии два этапа - дохристианский и христианский. На смену "идольскому мраку" приходит "благость". Между "идольским мраком" и "законом" не ставится знака равенства в силу того, что законность отождествляется с национальным эгоизмом. Парадоксальным образом апология православия соединяется И. с гордостью за языческое прошлое своей страны, чему уделено много внимания в заключительной части "Слова". Идейно-смысловая вершина его - Похвала князю Владимиру и всему роду предков, в к-рой действие "благодати" как бы распространяется на дохристианское прошлое Руси. В прославлении настоящего через прошлое четко очерчена национальная идея. С одной стороны, рус. история - это часть мировой, с другой - богатое собственными, достойными памяти событиями прошлое. "Слово" И. - это доктрина национальной независимости и исторического оптимизма. В онтологическом плане она строилась на сближении божественного и земного. В ней заключена также опирающаяся на "смысленный разум" гносеология, открывающая возможность творческого познания Бога, об-ва, истории. Эти установки позволили И. глубоко осмыслить действительность и открыть перед потомками смысл давно прошедших событий. Заключенные в его творчестве идеи и в последующие времена давали импульсы рус. духовности, искавшей в рамках православия собственных путей самовыражения.
◘ Л и т.: Памятники духовной литературы времен великого князя Ярослава I // Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе. М., 1844. Ч. 2. С. 1–91; Розов Н. Н. Синодальный список сочинений Илариона - русского писателя XI века // Slavia. 1963. Roc. 31. Р. 141–175; Аалугш* Ф. Г. Иларион митрополит Киевский и его церковно-учительные произведения // Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Спб., 1894. Вып. 1. С. 47–85; Жданов И. Н. Слово о законе и благодати и Похвала кагану Владимиру // Соч. Спб., 1904. Т. 1.С. 1-80; Молдаван А. М. Слово о законе и благодати Илариона. Киев, 1984; Идейно-философское наследие Илариона Киевского. М., 1986. Ч. 1–2; Замалеев А. Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI–XVI вв.). Л., 1987. С. 109–116; Живой памятник русской литературы // Альманах библиофила. Вып. 26; Тысячелетие русской письменной культуры (988-1988). М., 1989. С. 23–135; Русская идея. М., 1992. С. 18–36; Кузьмин А. Г. Первый митрополит русин Иларион // Великие духовные пастыри России. М., 1999. С. 44–64; Ужанков А. Н. Из лекций по истории русской литературы XI - первой трети XVIII в.: "Слово о Законе и Благодати" Илариона Киевского. М., 1999; Мильков В. В. Осмысление истории в Древней Руси. Спб., 2000. С. 116–133.
В. В. Мильков
(в миру Троицкий Владимир Алексеевич) (1886, село Липицы Каширского уезда Тульской губернии — 1929, Ленинград), архиепископ, православный богослов и церковный историк. Родился в семье священника, два его брата также стали священниками — Даниил (1867—1934), впоследствии архиепископ Брянский, и Алексей (1895—1937). После окончания Тульской духовной семинарии он в 1906 поступил в Московскую духовную академию, остался в ней профессорским стипендиатом (1910), в 1912 защитил магистерскую диссертацию «Очерки из истории догмата о Церкви». В 1913 принял монашеский постриг с именем Илариона; в том же году стал архимандритом и инспектором Московской духовной академии (самый молодой архимандрит и профессор в России). В 1907—17 издал более 100 печатных работ, посвященных раскрытию православного учения о Церкви. Участвовал в Поместном соборе 1917—18, его речь в защиту патриаршества произвела громадное впечатление на членов собора; был одним из кандидатов на патриарший престол. После переезда Московской духовной академии из Сергиева Посада в Москву архимандрит Иларион — наместник Сретенского монастыря; поселился на улице Рождественка, 29. Став ближайшим помощником патриарха Тихона, выполнял самые ответственные его поручения. В эти годы проявился проповеднический талант Илариона; по свидетельству архиепископа Антония Храповицкого, «он всюду собирал вокруг себя огромную аудиторию, особенно из молодых людей». В марте 1919 арестован и заключён в Бутырскую тюрьму, где пробыл три месяца. 25 мая 1920 в храме Троицкого Патриаршего подворья рукоположен патриархом Тихоном в сан епископа Верейского — викария Московской епархии. За первый год своего епископского служения произнёс более 320 проповедей; современники называли его «любимцем церковной Москвы».
В марте 1922 был арестован вторично, в июне сослан в Архангельск на год. После возвращения из ссылки Иларион стал активным проводником политики патриарха Тихона, восстановил церковную организацию в Москве. В середине ноября 1923 вновь арестован, с января 1924 находился в Соловецком лагере. В октябре 1929, после окончания очередного срока заключения, приговорён к трём годам ссылки в Алма-Ату. На этапе Иларион заболел тифом и скончался в тюремной больнице.
(II в.)
митрополит Киевский, первый русский митрополит на Руси (до него были иностранцы), автор знаменитого "Слова о законе и благодати", являющегося восторженным гимном православной вере. Ему же принадлежат: "Исповедание веры", "Поучение о пользе душевней ко всем христианам" и "Слово к брату-столпнику".