(от лат. impedio — препятствовать)
1. В акустике — понятие комплексного сопротивления, вводимое при рассмотрении акустических систем, иначе — сумма активного и реактивного сопротивлений.
2. В вокальной педагогике — главный критерий эффективности певческой техники. Наилучшие условия для фонации возникают тогда, когда в надсвязочном пространстве образуется значительное сопротивление порциям воздуха, прорывающимся во время раскрытий голосовой щели. Общее сопротивление, создаваемое при этом рото-глоточным каналом и колеблющимся в нем столбом воздуха, определяет величину импеданса. Вокальная техника с сильным импедансом обеспечивает наилучшие условия для пения, неутомляемость и выносливость голосового аппарата, в то время как вокальная техника со слабым импедансом. позволяет петь «не слишком высоко, несильно, недолго и нечасто» (Р. Юссон). Импеданс является переменной величиной, не поддающейся численному измерению, и определяется по ряду косвенных признаков (положению гортани, степени раскрытия рта и т. д.), а также по конечному акустическому результату — качеству певческого звука. Подбор наиболее выгодной величины импеданса для каждого певца является ключевой проблемой процесса постановки голоса.