империализм, империализма, мн. нет, муж. (франц. impèrialisme).
1. Капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами (определение Ленина). Эпоха империализма начинается во второй половине 19 века. «Империализм есть последняя ступень в развитии капитализма.» Ленин.
2. Захватническая внешняя политика (полит.). Империализм царской России.
(франц. imperialisme), в широком смысле - государственная политика, направленная на завоевание территорий, колоний, установление политического или экономического контроля над другими государствами. Термин получил распространение со 2-й пол. 19 в., особенно после выхода работы английского экономиста Дж. Гобсона "Империализм" (1902). В марксизме (работы О. Бауэра (Австрия), Р. Гильферлинга, Р. Люксембург (Германия), В. И. Ленина, Н. И. Бухарина и др.) обозначение высшей стадии развития капитализма - монополистического капитализма.
ИМПЕРИАЛИЗМ, а, м. Высшая стадия капитализма, характеризующаяся господством крупных монополий во всех сферах жизни, борьбой между капиталистическими странами за источники сырья и рынки сбыта, за чужие территории.
| прил. империалистический, ая, ое.
м.
Высшая стадия монополистического капитализма, сформировавшаяся в ведущих
капиталистических странах в начале XX в.
— политическая система, будто бы представляющая собой сочетание принципа народовластия с учреждениями единичного правления. Первый образец подобной системы установлен был Юлием Цезарем, вследствие чего ей дается еще название цезаризма. Цезарь был главой демократической партии, благодаря ей он достиг власти и прямо никогда не отрекался от демократических основ своей власти; будучи уже неограниченным государем, он заботился об улучшении положения беднейших классов и оставлял, по-видимому, неприкосновенными как суверенитет народа, так и прежние республиканские учреждения. Его всемогущество покоилось, главным образом, на том, что он исполнительную власть сделал независимой от сената, значительно ее расширил и усилил и в своих руках сосредоточил все высшие должности республиканского устройства. Новостью явилась лишь должность императора, которая отчасти соответствует понятию главы исполнительной власти, так как основной чертой римского imperium'a было полномочие издавать распоряжения под угрозой уголовной репрессии за несоблюдение их. Ко всему этому присоединилось, наконец, право назначать себе преемника во всех своих должностях и полномочиях. Наряду с этой властью, основанной на сосредоточении всех должностей в одних руках, народное собрание официально продолжало считаться носителем суверенитета, а плебисцит — выражением верховной государственной воли; созывавшиеся императором комиции рассматривались как органы законодательной власти и устанавливали основы государственного строя. Фактически эти народные собрания были послушным орудием в руках цезаря, а законодательная власть их парализовывалась тем основным принципом римского государственного права, по которому административные распоряжения до тех пор сохраняли безусловно обязательную свою силу, пока издавшее их должностное лицо оставалось в должности. Цезарь же, сосредоточив в своих руках все высшие должности, которые были предоставлены ему пожизненно, фактически превратил свои полномочия издавать административные распоряжения в неограниченную законодательную власть. Детище демократии, Цезарь должен был, конечно, вступить в борьбу с аристократическими элементами республики: он низвел сенат на степень совещательного учреждения, пытался удалить из него членов консервативного и аристократического образа мыслей и наводнил его своими креатурами. В связи с этим находилось стремление создать новый патрициат, который затмил и вытеснил бы древнюю знать. Все эти начала и приемы, пущенные в ход Цезарем с большим искусством и легшие в основу государственного устройства Римской империи за первое время ее существования, служили образцом для всех узурпаторов, которые, пользуясь демократическими движениями, захватывали в свои руки верховную власть. В наиболее широких размерах осуществил систему И. Наполеон I, а его племянник Наполеон III в своей прокламации к франц. народу от 14 января 1852 г. возвел ее на степень теоретической доктрины. В этой прокламации Наполеон III основным принципом государственного устройства признает начало народного самодержавия, которое он понимает в том смысле, что все власти, существующие в государстве, и прежде всего глава государства, суть не что иное, как делегаты народа, от него заимствующие свои полномочия. Делегат народа, глава государства должен быть и ответственен перед народом. Но где ответственность, там должна быть и власть; поэтому главе государства должна быть предоставлена полная свобода действий. Министры суть простые исполнители распоряжений ответственного главы государства, действуют по его указаниям и потому никакой ответственности перед представительными собраниями не несут. Глава же государства, получая свои полномочия от всего народа, перед ним одним несет и ответственность. Этот принцип получил свое выражение в конституции 1851 г., которая гласила, что президент республики ответственен перед народом, к которому он должен всегда апеллировать. Всенародное голосование (плебисцит) должно подтверждать или отвергать все важные политические меры, которые бы задумал провести глава государства. Таким образом, существенная черта И. заключается в номинальной ответственности главы государства и в безответственности министров. В связи с этим народному представительству отводится в системе И. совершенно ничтожная роль. При Наполеоне III (см.) законодательный корпус не имел законодательной инициативы, не имел права предлагать поправок к предложенному ему законопроекту, не мог делать запросов министерству, а бюджет должен был вотировать без права вносить изменения в отдельные статьи. Наконец, Наполеоны изобрели новое учреждение, так назыв. сенат. Как по конституции 179 9 г., так и по конституции 1852 г. сенат призван был охранять конституцию и развивать ее далее. Эта вторая функция сената, служившего послушным орудием в руках Наполеонов, давала им возможность облекать всякое произвольное расширение своей власти формой законности. Таким образом, И. по справедливости назван был "призрачным конституционализмом". Ср. Roscher, "Umrisse der Naturlehre des C ä sarismus" (Лпц., 1888); Градовский, "Государственное право важнейших европейских государств" (СПб., 1886).
Syn: капитализм
♦ (ENG imperialism)
контроль одного государства над другим. В теологии освобождения -экономический и идеологический контроль одной социальной группы над другой.
(франц. imperialisme)
в широком смысле - государственная политика, направленная на завоевание территорий, колоний, установление политического или экономического контроля над другими государствами. Термин получил распространение со 2-й пол. 19 в., особенно после выхода работы английского экономиста Дж. Гобсона «Империализм» (1902). В марксизме (работы О. Бауэра (Австрия), Р. Гильферлинга, Р. Люксембург (Германия), В. И. Ленина, Н. И. Бухарина и др.) обозначение высшей стадии развития капитализма - монополистического капитализма.
общественный строй, форма капитализма; характеризуется, судя по названию, наличием империй - государств, имеющих много колоний, то есть управляемых ими, как правило, инокультурных территорий; коммунистическими идеологами объявлялся последней формой капитализма, однако в действительности существовал на ранней стадии капитализма и на заключительной стадии советского режима (именно империя СССР распалась последней); термин применяется и как инвектива, для обозначения экспансии действительной или мнимой:
* "Империализм, видя неизбежную гибель, которую несла ему история, пытался увлечь за собой все человечество". - Астронавты *
* Такой техногенный английский империализм в Интернете может иметь последствием в недалеком будущем негативную реакцию на насаждение английского силой. - Мегабитовая бомба. Риск Интернета (ВЯ) *