имя, род. и дат. имени, именем, имени, мн. имена, имён, именам, ср.
1. Отличительное название, обозначение человека, даваемое при рождении. Дать кому-нибудь имя. Как его зовут по имени? «Как вас по имени-отчеству?» Достоевский. Колхозница, по имени Ольга, по фамилии Иванова. Окликнул его по имени. Имя и фамилия.
2. только ед. Известность, популярность (окружающая человека с большими общественными заслугами; книж.). Человек с именем, с большим именем. Ученый с европейским именем. Он приобрел имя открытиями в области физики.
| Репутация, общественная оценка кого-нибудь. Доброе имя.
• во имя кого-чего (книж.) - в честь, ради кого-чего-нибудь. во имя нашей дружбы сделайте это. от имени кого (офиц.) - по поручению кого-нибудь, ссылаясь на кого-нибудь, на чей-нибудь авторитет, на чьи-нибудь распоряжения, как основание каких-нибудь действий. Скажите ему от моего имени. «позвольте мне от имени совнаркома приветствовать ваше совещание.» ленин. «от имени бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия.» ленин. «поутру пришли меня звать от имени пугачева.» пушкин. на имя кого (офиц.) - 1) адресовав кому-нибудь. Почту посылайте на мое имя. Заявление на имя директора завода. Счет написан на мое имя. 2) предоставляя кому-нибудь какие-нибудь фактические или фиктивные права и обязанности. Купил дом на имя жены. Только по имени - только формально, внешне, номинально. Он начальник только по имени, а распоряжаются другие. Именем кого-чего (офиц.) - властью или силой, принадлежащей кому-чему-нибудь. Именем закона арестую вас. Имени кого-чего (офиц.) - посвященный кому-нибудь, названный в честь кого-нибудь. Клуб имени муж. Горького. Завод имени 15-ой годовщины Октября.
1) Общее название существительных, прилагательных и числительных, объединенных грамматической категорией падежа и тем самым противопоставляемых как знаменательные части речи глаголу и наречию (местоимение, представлявшее в прошлом богатый класс указательных слов, сохранилось как часть речи в виде пережитков — предметно-личных местоимений).
2) То же, что существительное (ср. противопоставление имя — глагол). И м я собственное. Имя нарицательное. Имена конкретные. Имена собирательные.
Старославянское – имя.
Слово образовалось от общего индоевропейского корня, однако остается неясным, каким образом оно попало в русский язык. В древнерусском языке появилось в употреблении с XI в., будучи заимствованным из старославянского. Слова с тем же индоевропейским корнем находим в древнепрусском (emmeus), а также ирландском (ainm) языках.
В современном русском языке это слово имеет несколько значений:
1. Личное название человека;
2. Семейное название (фамилия);
3. Репутация, известность;
4. Название предмета, явления.
Родственными являются:
Болгарское – име.
Польское – imien.
Производные: именной, именовать, наименование.
Без имени (и) овца баран - то, что не имеет наименования, не названо, нельзя или трудно определить
Называть вещи своими именами - говорить прямо, не подыскивая смягчающих слов, выражений
Сделать (или составить) себе имя - добиться известности
Только по имени - только формально, внешне, номинально
право на ИМЯ является личным правом каждого гражданина. ИМЯ включает фамилию, имя и отчество. Сведения об имени, отчестве и фамилии, индивидуализирующие человека, заносятся в запись о рождении.
В глубокой древности Израильтяне именем новорожденному выражали мысль о замечательных обстоятельствах, окружавших появление на свет младенца, или мысль об особенных телесных его свойствах, или выражали свои пожелания соединявшиеся с мыслию о младенце и его будущности (Быт 25:25, 29:32-34, 30:18-24, 35:18, 1 Цар 1:20, 4:21, Исх 2:22). В позднейшие времена, когда язык еврейский заключал в себе уже достаточное количество готовых личных имен, Иудеи при наречении новорожденному имени выбирали только из известных имен отца, деда, или других наиболее уважаемых сродников (Тов 1:9, Лк 1:59,61). Хотя наречение того или другого имени зависело от родителей младенца, но имели свое влияние на это также родственники и друзья (Руф 4:17, Лк 1:59-61). В Новом Завете слово «имя» часто означает характер, веру или учение Христово (Деян 5:41, 8:12, 9:15). Выражение «на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих» (От 19:16) указывает на древний обычай восточных народов украшать верхнюю одежду князей, сановных лиц и героев различными надписями, выражавшими их отличие. «Свято имя Его» (т. е. Господа), — сказала Пресвятая Дева Мария в хвалебной песни при встрече со своей родственницей Елисаветой (Лк 1:49).
Во имя кого-чего (книжн.) - в честь, ради кого- чего-н.
► Во имя нашей дружбы сделайте это.
От имени кого (офиц.) - по поручению кого-н., ссылаясь на кого-н., на чей- н. авторитет, на чьи- н. распоряжения, как основание каких- н. действий.
► Скажите ему от моего имени. Поутру пришли меня звать от имени Пугачева. А. Пушкин.
На имя кого (офиц.)
1) адресовав кому-н.
► Почту посылайте на мое имя. Заявление на имя директора завода.
2) предоставляя кому-н. какие- н. фактические или фиктивные права и обязанности.
► Купил дом на имя жены.
Только по имени - только формально, внешне, номинально.
► Он начальник только по имени, а распоряжаются другие.
Именем кого-чего (офиц.) - властью или силой, принадлежащей кому- чему- н.
► Именем закона арестую вас.
♦ Диодор Крон называл своих рабов союзами и предлогами (Alia men…), полагая, что они в обществе недостаточно самозначимы.
♦ Датского киноактера Вальд. Псиландера в русском прокате называли Гаррисон; дочь Эола Канаку ("хорошее имя, от kanache, "вихрь"", соглашался Зелинский) тот же Зелинский в "Героидах" переименовал в "Эолину", чтобы не звучало как "каналья"; автомобилю "Жигули" при экспорте к арабам дали другое имя; что делают с китайскими словами в русской транскрипции, знают все китаеведы. Так Пушкин переименовал Матрену Кочубей в Марию.
♦ Сыну приснился человек по имени Кузьмич Соломонович.
♦ (Расск. Л. М.) "Был вечер Окуджавы, ответы на записки, "как вы относитесь к критике?" — "К добросовестной хорошо, к доносам плохо — вот, например, на последний роман в Комиздате была рецензия, что это сионистская пропаганда и что о русской истории можно писать только русским. Иногда рецензенты скрывают имена, но этот назвался: Ю. Скоп" Потом пришла записка: "я вас еще больше уважаю за то, что вы назвали мерзавца мерзавцем"; он ответил: "А мерзавцем я никого не называл"".
♦ Селение Сново-Здорово — было упомянуто в газете.
♦ Булгарин был Фаддей в честь Костюшки (Греч).
♦ Покойного Г. М. Фридлендера звали Георг-Гастон-Эдгар Михайлович — так написано было в его заявке в РФФИ.
♦ Когда в бурсе, чтобы согреться, устраивались драки стенка на стенку, то становились по фамилиям: с одной стороны на -ов ("веди-ер"), с другой на -ский, а редкие на -ин присоединялись к -ским (Гиляров-Платонов, I, 227).
♦ Восп. М. Слонимского: Тынянов написал на него рецензию, "под рассказом "Актриса" подписался бы Куприн", но оказалось, что Слонимский уважает Куприна; тогда Тынянов исправил "подписался бы Потапенко", Слонимский обиделся, но поздно.
♦ Ю. Минералов говорил о современной поэзии: фамилий много, с именами — осечка.
♦ Консула 169 г. звали: Кв. Помпей Сенецион Росций Мурена Секст Юлий Фронтин Силий Дециан Гай Юлий Еврит Геркуланий Луций Вибулий Пий Августин Альпин Беллиций Соллерт Юлий Апр Дуцений Прокул Рутилиан Руфин Силий Валент Валерий Нигер Клавдий Фуск Сакса Урутиан Сосий Приск (Фридд, р. п. 114).
♦ А "своенравное прозванье" Настасьи Львовны, о котором Баратынский написал небесные стихи, было "Попинька". Ср. у Вяземского в эпиграмме: "Его не попинькой, а Пыпинькой зовут".
♦ А у молодого Уайльда была пьеса из жизни русских нигилистов, где действовали Царь Иван, Принц Петрович, Алексей Иванасьевич, Полковник Котемкин и Профессор Марфа.
♦ Прокофьев в детстве сказал матери: "Мама! я написал рапсодию-Листа". Федр озаглавливал свои стихи: "Эзоповых басен книга такая-то". А у Шенгели есть четверостишие под названием "Стихи Щипачева" (РГАЛИ):
Вот дуб. На нем могла б сидеть ворона,
Приподымая черный лоб.
Однако не сидит. Так в чем же суть закона?
Не все бывает, что могло б.
’имя — в библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого (Быт.17:5,15; 1Пар.22:9 ; Иер.20:3 ; Деян.13:8 ; Фил.2:9 -10; Евр.1:4 ; Евр.7:2). Теперь имя человеку и предметам зачастую дается как метка, знак, с целью отличить их от других без учета значения того слова, которое становится именем (в этом смысле можно было бы присваивать, напр., и просто номера), но совсем не так было в древности (и особенно в еврейском языке). И это очень важно для правильного понимания Священного Писания. Тогда имя выбиралось не по красоте звучания, но всегда было характеристикой человека или предмета, напр.:
Авраам (отец множества),
Бенони (сын скорби),
Вениамин (сын счастья),
Галгал (колесо, круг),
Иаков (держащий за пяту),
Исав (волосатый),
Мессия (Помазанный),
Мицпа (наблюдение),
Моисей (спасенный из воды),
Рама (высота) и т.д.
В этом же смысле Адам «дал имена» всем животным — охарактеризовал их (Быт.2:20).
Иногда имя выражало ожидание или каким-то образом предопределяло судьбу (но, ·возм., было дано позже?), напр.:
Гаал (непринятие, бунт),
Гедеон (срубающий),
Гоморра (потопление, погружение),
Давид (возлюбленный),
Дина (суд),
Евтих (удачливый),
Иаков (вытесняющий, выживающий),
Идифун (восхваляющий),
Исаак (он будет смеяться),
Ханаан (подвластный) и т.д.
Именно в этом характеристичном и судьбоносном смысле Иаков обратился к Ангелу Божию: «Скажи имя Твое» (Быт.32:29, ·срн. Суд.13:17); также и мы, когда говорим «Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого», имеем в виду не название Бога, а Его значение для нас, Его полноту (·срн. Иоан.3:18).
Поскольку имя в древнем еврейском языке несло характеристику, значение именуемого, оно зачастую является единственным ключом для понимания многих событий. Не случайно, поэтому, что при переводе Священного Писания, многие характеристики людей и местностей переведены как имена собственные (напр., см. следующие):
| Авимелех,а | Манахаф,а
| Амелсар | Мени
| Апарсы | Менуха
| Асир,г | Меонним
| Асор,в | Мефег-Гаама
| Афарим | Мизгав
| Баит | Милло
| Беф-Мерхат | Мифоар
| Битрон | Мицпа
| Гагедолим | Мицфа
| Гад,в | Море,а
| Галменюхот | Овил
| Гаммифкад | Рабсак
| Гараккахим | Рабсарис
| Гарми | Регем-Мелех
| Гацорфий | Самгар-Нево
| Гоим | Севина
| Горенгаатад | Села-Гаммахлекоф
| Даги | Ситтим,б
| Дума,в | Соферийцы
| Емек | Сур,б
| Иарев | Тавифа
| Иекев-Зив | Тартан
| Иеминий | Фарурим
| Иесод | Фирия,а
| Иефер,г | Фихол
| Изреель,д | Харашима
| Иосафата долина | Хен
| Ир-Мелах | Хозай
| Иудия | холм (см. тж Цоан, Шафир; исключение: «венец дома Иоава»).
| Кедумим |
В Священном Писании в коротком имени часто заложен широкий смысл. Так, именем сынов патриархов зачастую обозначаются не только имена их ближайших отпрысков, но и названия земель, которые населяли их потомки. В Быт.10:4 Иаван означает Грецию; Киттим — Кипр; Фарсис — далекие страны, Испанию; в Быт.10:6 Мицраим означает Египет; Ханаан — Палестину и т.д. (·срн. Иез.27:13). Также и в Быт.25:2,13-14; 1Пар.1:13 -15 (·срн. народы древней Палестины).
Именем одного человека в Священном Писании часто обозначается целая группа людей — род, семья, поколение (напр., см. Хареф, Хашум). Так, в ·Неем.3 почти каждое имя — это группа (·срн. ·ст. 18), также и в ·Неем.10 — среди приложивших печати есть много имен людей, живших задолго до Неемии, но их именем обозначен их род. Также и в 1Пар.9:11 сказано: «поселился Азария», хотя он был первосвященником при Иоакиме, а поселились в Иерусалиме его потомки (см. тж Шевуил,а). В Суд.8:2 Гедеон назвал себя (то есть весь свой народ) именем своего предка — Авиезером (Суд.6:11), а всех остальных израильтян — Ефремом. Израилем в Библии называются все израильтяне, а Адамом — весь род человеческий.
Отсюда легко понять то обстоятельство, что в древности некоторого человека могли назвать именем его отца или предка — напр., в 3Цар.15:6 именем Ровоам назван его сын Авия, а псалмы 73; 78; 79 названы псалмами Асафа, хотя были написаны после него (см. Асаф,б). То же, по-видимому, можно сказать и о некоторых псалмах Давида (см. тж Ахимелех,а; Екклесиаст, Иодай,а).
Имя по закону человеку давалось на восьмой день после его рождения (Лук.1:59 ; Лук.2:21), но в дальнейшем могло меняться (Руф.1:20 ; Иер.20:3 ; Иоан.1:42), поэтому, видимо, многие люди называются в Библии разными именами: Азария — Озия, Ана — Мааха, Мемфивосфей — Мериббаал, Гедеон — Иероваал и т.д.
Имя можно восстановить (Руф.4:5,10), имя можно и изгладить (Пс.9:6 ; Отк.3:5). Словом имя, поэтому, в Отк.11:13, по-видимому, названа не отдельная личность, а целая линия потомков.
Имя Господа было предсказано задолго до Его рождения (Ис.7:14 ; Ис.8:8 ; Ис.9:6 ; Иер.23:6) и сказано Иосифу перед самым Его рождением (Мат.1:21). (см. Адонаи, Библия, Ваал,а; Мелех, сын, язык)
(в логике) — выражение языка, обозначающее некоторый предмет, понимаемый в самом широком смысле — как все, что мы хотим назвать, а не только материальный объект. В логической семантике обычно рассматривается так называемый "семантический треугольник": 1) имя; 2) предмет, обозначаемый им (денотат, или десигнат); 3) смысл имени (см. "Значение и смысл"). В отличие от обычного словоупотребления совр. логика рассматривает в качестве имен не только термины (слова), но и предложения. Денотатом термина считается обозначаемый им объект, смыслом термина — выражаемое им свойство. Денотатом предложения считается его значение истинности (т.е. истина или ложь), смыслом — выражаемое им суждение (Филос. словарь).
Имя
♦ Nom
Слово, обычно обозначающее нечто более или менее стабильное, – вещь, индивидуума, субстанцию (отсюда – имя существительное, substantif), состояние, абстрактное понятие и т. д. Действия, движение и процессы легче выразить с помощью глаголов. Нам возразят, что «действие», «движение» и «процесс» суть имена. Это так, но в качестве существительных они выражают абстрактные понятия. Слово «действие» действием не является (это имя, выражающее идею действия), мы начинаем действовать, когда произносим слово или что-либо делаем (а это уже глаголы).
Фрэнсис Вольф в своем капитальном труде («Выразить мир», 1997) сконструировал мир языка, состоящего из одних имен. Это мир разделенных и неподвижных сущностей, никогда не меняющихся индивидуумов, субстанций без акциденций, вещей без событий, существ без становления. Примерно таким мог бы быть мир Парменида, будь он возможен, или невнятный мир Платона, существуй он на самом деле. Однако такой мир являл бы собой ничто или почти ничто – мир абстракций, или абстракцию мира.
, имени, ср.
1. Название, которое дают человеку при рождении.
* Её сестра звалась Татьяна... Впервые именем таким страницы нежного романа мы своевольно освятим (А. Пушкин). *
2. Личное название человека вместе с его отчеством и фамилией.
* Имя его Акакий Акакиевич (Н. Гоголь). *
3. Известность; репутация.
* Учёный , с мировым именем. *
4. Об известном, знаменитом человеке.
* Известные имена. *
5. Название предмета, явления.
* Имя Пушкинского Дома в Академии наук (А. Блок). *
6. грамм. Разряд склоняемых слов.
* Имя существительное. *
♦ Во имя. Ради кого-, чего-н.
в грамматике – склоняемое слово, т.-е. слово, изменяющееся по падежам. По значению и употреблению падежных форм категория И. делится на классы 1. существительных (см.) и 2. прилагательных (см.). Грамматики классических яз. отличали имя (nomen) от местоимения (pronomen), обозначая как И. существительные и прилагательные только в тех случаях, когда они являлись словами-названиями, т.-е. обозначали предмет или признак предмета независимо от их отношения к речи, и называя местоимениями те существительные и прилагательные, которые являлись словами местоименными (см. местоимение). Это деление основано на неграмматических признаках.
А. Имя человека
1. Чтобы дать имя, надо было обладать властью:
Быт 2:19; Быт 41:45; 4Цар 23:34; Дан 1:7
2. Библейские имена могли выражать
♦ чувства матери при рождении ребенка:
Быт 4:1,25; Быт 29:31–35; Быт 30:4-24
♦ чувства отца при рождении ребенка:
Быт 35:16–18; Быт 41:51,52
♦ обстоятельства зачатия ребенка:
Быт 17:17,19; 1Цар 1:20
♦ обстоятельства рождения ребенка:
Быт 25:24–26; Быт 38:27–30; Исх 2:10
♦ историческую обстановку в момент рождения:
1Цар 4:19–22; Ис 8:1–4; Ос 1:6-9
♦ дальнейшую жизнь человека:
Быт 3:20; Быт 27:36; 1Цар 25:25; 1Пар 22:9; Мф 1:21
♦ имя, непосредственно данное Богом:
Лк 1:13,60
3. Изменение имени означало новую роль
♦ от Аврама к Аврааму:
Быт 17:5,6
♦ от Сары к Сарре:
Быт 17:15,16
♦ от Иакова к Израилю:
Быт 32:28
♦ от Симона к Петру:
Ин 1:42
♦ обетование новых имен для нас:
Ис 62:2; Откр 2:17
4. Имена верующих
♦ христиане:
Деян 11:26
♦ известные Христу:
Ин 10:3,4
♦ признанные перед Отцом:
Мф 10:32; Откр 3:5
♦ вписанные в книгу жизни:
Лк 10:20; Флп 4:3; Откр 20:15
Б. Имена Бога и Христа
1. Имя Божие описывает Его
♦ идентично с ним:
2Цар 7:5,13; Пс 98:6
♦ определяет Его сущность:
Ис 9:6
♦ означает Его силу:
Евр 1:4
2. Имя Бога имеет силу
♦ освобождает нас:
Исх 3:13-15
♦ спасает нас:
Пс 53:3; Мф 1:21,23; Деян 4:12
♦ дает нам жизнь:
Ин 20:31
♦ оправдывает нас:
1Кор 6:11
♦ освящает нас:
1Кор 6:11
♦ защищает нас:
Притч 18:11
♦ помогает нам:
Пс 115:3,4; Ин 14:13,14
3. Наше отношение к имени Бога
♦ славить его, превозносить, петь ему:
Пс 67:5; Пс 98:3; Пс 105:47
♦ восхвалять его:
Пс 85:12; Пс 104:3
♦ превозносить его:
Пс 33:4
♦ молиться на него:
Мф 6:9
♦ радоваться ему:
Пс 88:17
♦ любить его:
Ис 56:6
♦ благословлять его:
Пс 112:2
♦ уповать на него:
Пс 32:21; Пс 51:11
♦ страшиться, бояться его:
Пс 85:11; Ис 59:19
♦ призывать его:
Пс 115:4; Иоил 2:32
♦ возвещать его:
Пс 21:23
♦ жить, отражаясь в нем:
Втор 28:9,10; Рим 2:21-24
♦ не упоминать его всуе:
Исх 20:7; Мал 1:6
4. Наше отношение к имени Христа
♦ преклоняться перед ним:
Флп 2:10,11
♦ верить в него:
Ин 2:23; 1Ин 3:23
♦ исповедовать его:
Рим 10:9; Евр 13:15
♦ креститься в нем:
Деян 10:48
♦ призывать его:
1Кор 1:2
♦ молиться на него:
Ин 14:13,14; Ин 16:23,24
♦ благодарить его:
Еф 5:20
♦ собираться во имя Его:
1Кор 5:4
♦ проповедовать его:
Деян 8:12; Деян 9:27,28
♦ жить, отражаясь в нем:
2Фес 1:12
♦ творить чудеса с ним:
Мк 16:17; Деян 3:16; Деян 4:30
♦ быть готовым пострадать за него:
Деян 5:40,41; Деян 9:16; Откр 2:3
Syn: наименование, название
ИМЯ, имени, мн. имена, имён, именам, ср.
1. Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. Собственное и. Его и. Иван. И. и отчество. Звать по имени когон. Имена античных богов. Как Ваше и.? Дать и. коню, кошке, щенку. Обезьянка по имени Яшка.
2. Фамилия, семейное название. На стеле имена погибших героев.
3. Личная известность; репутация. Учёный с мировым именем. Приобрести и. Порочить чьён. честное и. Доброе и.
4. Известный, знаменитый человек. Крупные имена.
5. Название предмета, явления. Растение алоэ известно под именем «столетник». Называть вещи своими именами (перен.: говорить прямо, не скрывая истины).
6. В грамматике: разряд склоняемых слов. И. существительное. И. прилагательное. И. числительное.
7. имени кого-чего, в знач. предлога с род. п. В память, в честь кого-чегон. Театр имени Вахтангова. Музей имени Пушкина. Канал имени Москвы.
8. именем кого-чего, в знач. предлога с род. п. На основании власти, полномочий, предоставленных комун. (офиц.). Действовать именем республики. Требовать именем закона.
• Во имя кого-чего, предлог с род. п. (высок.) ради кого-чегон., в интересах кого-чегон. Сражаться во имя славы Родины. Действовать во имя дружбы.
На имя кого-чего, в знач. предлога с род. п. предназначая, адресуя комун. Заявление на имя директора. Ордер на имя главы семьи.
От имени кого-чего, в знач. предлога с род. п. по поручению, ссылаясь, опираясь на кого-чтон. Говорить от имени общественности.
| прил. именной, ая, ое (к 6 знач.). Именное склонение.