инвеститура, инвеституры, жен. (лат. investitura) (ист.). В средние века - сопровождавшийся особой церемонией ввод вассала во владение леном или передача земельного имущества во владение духовному лицу (епископу, аббату).
(от лат. investio — облачение).
1) И. светская — символич. акт, церемония введения вассала во владение феодом посредством вручения вассалу предмета (кольцо, посох, перчатки, знамя, горсть земли, даже пучок соломы), который символизировал недвижимое имущество или право на него.
2) И. церковная — назначение и церемония введения епископа или аббата в должность. Сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизирующих духовную власть, и передачей земельного владения (церк. бенефиция) и скипетра — символа светской власти. До конца XI в. право церк. и. фактически принадлежало светской власти (императору или королю). В конце XI в. с притязаниями на исключительное право церковной и. выступило папство. Результат этой борьбы — Вормсский конкордат 1122 г.
(позднелат. investitura от лат. investio — облачаю, облекаю)
В средневековой Европе юридический акт передачи земельного владения или должности, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся передачей какого-либо символического предмета (кома земли, посоха, кинжала, перчатки и т. д.) от сеньора к вассалу. Обряд передачи совершался после оммажа и принесения клятвы верности. Символический смысл процедуры заключался в переходе обладания предметом от одного лица к другому. Обычай восходит к обряду дарения, известному у примитивных народов, когда акт вручения подарка подразумевает в будущем получение ответного дара и устанавливает, таким образом, связь между двумя лицами. Инвеститура в этом смысле представляет собой акт отдаривания со стороны сеньора, который вручает вассалу собственность, в обмен на клятву вассала в верности.
Особым видом инвеституры была церковная инвеститура, состоявшая в назначении на церковные должности и введении в сан. Она сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизирующих духовную власть, и передачей скипетра — символа светской власти. До кон. XI в. право церковной инвеституры фактически принадлежало императорам Священной Римской империи. Церковные сановники являлись одновременно крупными светскими феодалами и в этом качестве находились в вассальных отношениях с императорами. Однако усиление Папства в сер. IX в. привело к попыткам церкви отстоять своё исключительное право в назначении прелатов. Первый открытый конфликт, известный как «Борьба за инвеституру», разразился между папой Григорием VII (1073—1085) и императором Генрихом IV (1056—1106). В 1075 папа запретил императору вручать инвеституру. В ответ император собрал своих епископов, которые объявили о низложении папы. Тогда папа отлучил Генриха от церкви и освободил его подданных от вассальной верности. Немецкие князья немедленно воспользовались этим, объявив, что отказываются подчиняться императору. У разбитого Генриха не осталось другого выхода, как признать своё поражение. В январе 1076 он совершил тяжёлый переход через Альпы и встретился с папой в североитальянском замке Каносса. Сняв с себя королевские регалии, в одежде кающегося грешника, босой и голодный, он три дня ждал соизволения на встречу и предстал перед папой на коленях. Однако успех папы оказался временным. Вскоре император усмирил мятежных вассалов и вторгся в Италию для свержения соперника. Понтифику пришлось бежать, он закончил свою жизнь в изгнании (1085). Однако после смерти Генриха Италия вышла из-под контроля императоров, и столкновения продолжались с переменным успехом ещё несколько десятилетий. Они закончились заключением в 1122 компромиссного Вормского конкордата. По его условиям избранные прелаты получали духовную инвеституру от папы, а светскую (право на землевладение) от императора. В Германии обеспечивалось участие императора в избрании прелатов, которым сразу же давалась светская инвеститура, в Италии и Бургундии император был лишён участия в избрании и вручал инвеституру лишь по прошествии 6 месяцев.
(от лат. investio - облачаю), в средние века в Зап. Европе юридический акт введения вассала во владение феодом. Инвеститура духовных лиц, кроме этой светской инвеституры, включала также утверждение епископа, аббата в духовном сане (духовная инвеститура). В 11-12 вв. за право инвеституры происходила борьба между императорами "Священной Римской империи" (осуществлявшими с Оттона I инвеституру епископов и аббатов) и римскими папами, претендовавшими на это право, конец которой положил Вормсский конкордат 1122.
— германское юридическое понятие, означающее: а) древнейший способ передачи недвижимостей, состоявший сперва в фактической передаче проданного имущества из рук старого в руки нового владельца; стороны в присутствии определенного числа свидетелей (от 3 до 12) и с таким же числом мальчиков отправлялись на уступаемый участок земли, где покупатель уплачивал деньги, а продавец передавал ему в знак уступки власти над участком перчатку (символ власти над вещью, откуда и название И. — manus vestit a, по-немецки Gewere), ветвь, срезанную с одного из деревьев, глыбу земли, при передаче зданий — дверной косяк, при передаче церкви — алтарную пелену, ее бахрому или веревку от колокола, затем сам он торжественно оставлял участок, отказываясь от власти над ним посредством бросанья на землю палки (симв. копья, festuca); мальчики, присутствовавшие при передаче, в память случившегося получали по пощечине, их драли за уши, и обряд оканчивался. С распространением римского способа приобретения собственности путем передачи грамоты, документа продажи, фактическая или "реальная И." уступает место символической: стороны не ходят уже на уступаемый участок, а с него приносятся символы И. в суд, кладутся на составленную грамоту и передаются вместе с последней новому приобретателю; формальный выход из владения также переходит в торжественный акт отказа (см.) от владения, совершаемый перед судом, реальная же передача владения постепенно теряет свое юридическое значение. — б) Способ установления или передачи ленного права (см.). Согласно двоякого рода характеру ленных отношений, при которых, с одной стороны, устанавливается личный союз верности, а с другой — зависимая поземельная связь, акт ленной И. распадался на два: установление этой личной связи, совершаемой рядом символических действий (акт коммендации или рекомендации, см.), и передачу владения участком земли. Последняя происходила путем передачи различных символов (знамени, скипетра, перчатки, шляпы, глыбы земли и т. п.) и заявления о том, что ленный владелец должен иметь на лен право пользования. С дальнейшим развитием права символический элемент теряет свое значение, и И. обращается в юридическую сделку ("вещный договор", см. Передача) и передачу ленной грамоты. В таком виде оно сохраняет значение в Германии и до сих пор, поскольку сохраняют свое значение здесь ленные отношения. — в) Передачу епископского посоха королем вновь назначенному епископу. Отсюда право И. (о нем ниже). — Свод новейших данных об И. см. Schr öder, "Deutsche Rechtsgeschichte"; Heusler, "Institutione n des deutsch. Privatrechts", и Stobbe, "Handbuch des deutschen Privatrechts" (т. 2, 2-е изд. 1883).
В. Н.
В католическом церковном праве под И. разумеется утверждение избранных общинами или клиром епископов. В первые века христианства выбор и назначение епископов принадлежали самим общинам верующих, потом решающий голос в выборе епископов приобрели митрополиты, а впоследствии императоры стали утверждать новых епископов (см. соотв. статью). С падением Западной Римской империи германские короли постепенно приобретали все более и более влияния на выбор епископов. По мере накопления в руках церкви недвижимых имуществ епископы стали владетелями крупных ленов, в которых они пользовались теми же правами, какие имели светские феодалы, и по владению которыми они должны были становиться в вассальные отношения к королю, который стал передавать новому епископу, в знак утверждения его, кольцо и посох. Известна продолжительная и упорная борьба между германской императорской властью и папской, вышедшая из стремлений папства поставить и в этом отношении представителей церкви в более независимое от мирской власти положение (см. статьи о Григории VII, Генрихе IV и V). По Вормскому конкордату, заключенному в 1122 г. между папой Калликстом II и императором Генрихом V, император возвратил церкви свободу епископских выборов и отказался от И. кольцом и посохом, но сохранил право инвеституры скипетром как знаком пожалования леном, что он должен был сделать еще до посвящения. В XIII в. церковь вернула себе свободу выборов также в Арагонии, Англии и Франции. С усилением монархической власти папство рядом конкордатов снова должно было уступить светским государям право назначения епископов. В странах, подчиненных протестантским государям, выбор католических епископов принадлежит капитулам, но светская власть имеет возможность устранить неугодного ей кандидата. Вновь избранный подтверждается папой, до получения подтвердительной буллы которого не может вступить в свою новую должность. В протестантских странах под И. разумеют обряд торжественного ввода нового духовного лица в должность. См. Католическая церковь (в России).