25 ноября 2024
450 тысяч слов
+17 за сегодня

Значения слова индивидуализм

все
Словарь Ушакова
Педагогический терминологический словарь
Словарь антонимов русского языка
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Вестминстерский словарь теологических терминов
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

индивидуализм

индивидуализм, индивидуализма, мн. нет, муж. (книж.). Философское направление, считающее, что целью и содержанием исторического процесса является всестороннее развитие индивидуальной личности и освобождение ее от принудительных общественных связей (филос.).

| стремление к яркому выражению личности, независимому от подчинения воле коллектива; поведение, воплощающее это стремление.

Педагогический терминологический словарь

индивидуализм

(лат. individuum - индивидуум, особь)

   понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над коллективным интересом, а также признание его блага, свободы и личностного развития в качестве высшей цели, по отношению к которой социальные институты и группы являются средством или условием её достижения. Как жизненная позиция и мировоззрение И. возникает в результате обособления индивида от семьи, рода или социальной группы, осознания им своей индивидуальной определённости в отношении природы, божества, сообщества и в процессе осмысления ценности индивида самого по себе как рационального, автономного и самоопределяющегося существа. Элементы духовно-практического опыта, соответствующего И., встречаются в глубокой древности, в частности в переживании человеком своего личного отношения к Богу. Однако с расцветом капиталистических отношений И. получает развитие как социально-нравственный феномен, как идеология, противостоящая феодальному абсолютизму и сословному корпоративизму. В просветительской и постпросветительской мысли формулируется идея, с наибольшей полнотой выраженная в утилитаризме, о том, что противоречия между общими и индивидуальными интересами снимаются в условиях такого социального порядка, при котором удовлетворение общих интересов осуществляется индивидами, сориентированными в своей деятельности на реализацию частных интересов. На рубеже 18-19 вв., по-видимому, и возникает термин "И.", призванный обозначить спокойное и взвешенное стремление человека как гражданина к автономии.

   В отличие от эгоизма смысл И. заключается в том, что человек в своих действиях ориентируется на самого себя. В этом плане И. противостоит коллективизму и конформизму. Так что в нормативном и ценностном отношении И. амбивалентен и может проявляться различным образом: как в эгоизме, анархизме, так и альтруизме.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 104-105)

Словарь антонимов русского языка

индивидуализм

коллективизм

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

индивидуализм

 Индивидуализм

 ♦ Individualisme

   Стремление ставить индивидуума выше вида или общества, а то и вообще выше всего на свете (например, выше Бога или справедливости). Однако возникает вопрос: какого именно индивидуума? Если себя, то индивидуализм следует понимать как эгоизм, только под другим, не столь уничижительным, именем. Если же речь идет о любом индивидууме, точнее, о любом человеческом существе, то индивидуализм – другое, менее патетическое, название гуманизма. Сам термин испытывает постоянные колебания между этими двумя полюсами и популярностью обязан в первую очередь возникающей при этом расплывчатости.

Вестминстерский словарь теологических терминов

индивидуализм

 ♦ (ENG individualism)

   забота в гораздо большей степени об интересах и правах личности, чем о таких же интересах и правах группы людей. Феминистские теологи указывают на развитие позитивных ценностей в условиях, когда женщины способны осознавать свою индивидуальность, а не только зависимость от более могущественных мужчин.

Энциклопедический словарь

индивидуализм

тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу. Индивидуализм включает широкий диапазон ориентаций - от принципов свободного развития личности до эгоизма и анархического нигилизма.

Словарь Ожегова

индивидуализм

ИНДИВИДУАЛИЗМ, а, м.

1. Нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества.

2. Стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности.

| прил. индивидуалистический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

индивидуализм
  1. м.
    1. Нравственный принцип, согласно которому интересы отдельной личности, индивидуума, противопоставляются интересам коллектива, общества.
    2. Стремление к выражению своей индивидуальности, противопоставлению себя коллективу.
    3. Поведение, выражающее стремление к выражению своей индивидуальности, противопоставлению себя коллективу.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

индивидуализм

— 1) теоретический (метафизический) — признание самостоятельного и пребывающего существования индивидуальных психических единиц, не поглощаемых и не упраздняемых общим мировым единством в той или другой его форме. Типичным представителем такого воззрения в философии следует считать Лейбница, с его монадологией (см. Лейбниц). — 2) И. практический — вообще утверждение и отстаивание человеческой индивидуальности против различных естественных и исторических групп и учреждений, могущих ее подавлять (см. Индивидуальность). В более тесном смысле практический И. означает сознательное стремление (возводимое в более или менее последовательную доктрину) к тому, чтобы единичные человеческие существа стали безусловными господами своей жизни, с освобождением их от всяких принудительных общественных связей. В этом смысле И. противополагается с одной стороны традиционному строю церковному, государств. и национальному, а с другой стороны — тем коммунистическим учениям, которые хотят заменить этот традиционный строй иным, более рациональным, но столь же (а в иных сферах и еще более) принудительным. Об этом последнем противоположении см. Коммунизм; относительно же первого И. имеет относительное, историческое оправдание именно в тех случаях, когда данная часть человечества духовно переросла налагаемые на нее извне принудительные связи. Но в принципе отрицательный И. основан на недоразумении. Общественность есть неотъемлемое свойство человека как такого; люди никогда не существовали и не могут существовать в виде отдельных изолированных единиц, а с другой стороны прогресс человечества состоит в том, что первоначальные инстинктивные связи (в диком или естественном состоянии), превратившись сперва в принудительные учреждения (внешняя цивилизация), затем все более и более приближаются к идеалу внутреннего единства по нормам правды и добра (царство нравственного порядка). Таким образом, нет никакого основания противополагать в принципе индивидуальный элемент общественному, как два враждебные и исключающие друг друга начала. Единичное лицо имеет в меру своего собственного внутреннего содержания высшее право против общественной неправды, но не против общества как такого, без которого само это лицо не могло бы существовать и всякое его право лишено было бы смысла. В нормальном состоянии человечества, к которому идет история, индивидуальный и общественный элементы совмещаются в сознательной нравственной солидарности, не ограничивая, а восполняя друг друга.

Вл. С.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово индивидуализм может быть

Предложения со словом индивидуализм

  • Я хочу только сказать, что такой именно дух проникает доктрину Руссо, и что его мнимый социализм – не что иное, как первая, очень несовершенная и, если угодно, очень опасная формула индивидуализма, который совсем не отрекается от государства, а, напротив, призывает его на помощь для обеспечения более благоприятных, удобных и надежных условий развития личности.
  • При противопоставлении же коллективизма и индивидуализма как двух главных способов общественного устройства слово «коллективизм» приобретает негативную оценочную окраску (особенно, когда речь идет о современном коллективизме), в то время как слово «индивидуализм» начинает сопрягаться с позитивной оценкой (в частности, когда речь заходит о современном индивидуализме – либерально-демократическом обществе).
  • В методологическом плане их исследовательские установки вполне корреспондируют с подходами Гидденса и Бхаскара и, фактически, базируются на синтезе микро- и макросоциологических подходов, на сочетании холизма и индивидуализма без принудительного выбора в качестве первоосновы одного из них.
  • Исходная точка зрения этики может быть только индивидуалистической, нравственная проблема есть проблема индивидуализма, проблема личности, но индивидуализм нужно метафизически преодолеть и придти к универсализму, вернее, индивидуализм и универсализм должны гармонически соединиться в одном мировоззрении.