Indra
"властитель". Имя раджи богов в эпической период. Громовник, аналогичен Зевсу греков.
И́ндра - в древнеиндийской мифологии бог-громовержец, царь богов, предводитель божественного войска.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
в ведической религии наиболее почитаемое божество, предводитель, царь богов, громовержец и устроитель мира.
— индусский бог неба и атмосферы. В ведах это наиболее популярный бог, призываемый чаще других. Он имеет отца (могучего бога) и мать (героиню-женщину) в противоположность другим, не сотворенным богам. Его формы бесконечны, он может принимать любой вид. Он едет в сияющей золотой колеснице, влекомой двумя бурыми или красными конями с развевающимися хвостами и гривами; в правой руке у него громовая палица; кроме того, он действует стрелами, большим крюком и сетью, в которую ловит врагов. Сок сомы (см.) — его любимый напиток. Он управляет погодой и посылает дождь, гром и молнию. В своем воздушном царстве он вечно воюет, освобождая Воды и Коров, супруг богов, захваченных демонами. Опьяненный сомой, он поражает своей палицей змея Аги, сушителя Шушну, демона Вртру, разбивает пещеру Валы (укрывателя) и похищает у хитрых Пани украденных ими коров (см. M. Br éal, "Hercule et Cacus; étude de mythologie comparé e", П., 1863). В этих боях ему иногда помогают и другие боги: Сома, Агни, Вишну, Маруты, но чаще он борется один, так как сила его безгранична и не нуждается в помощи. Страбон сообщает, что индусы почитают Юпитера Плювия (очевидно — И.). Индра — национальный патрон; он дает арьям победу над дасью (черными врагами, туземцами) и нередко сам разбивает их укрепления. Ведийские индусы поэтому всегда призывают его на помощь против дасью. Во многих местах Ригведы ему приписываются функции и свойства высочайших богов. Как бог неба и властелин дождя и вёдра, он также и податель всех благ, творец и охранитель всякой жизни. Одной и той же рукой он наполняет вымя коров молоком и удерживает солнечное колесо на скате небосвода, проводит речные пути и утверждает без подпорок своды небес. Он неизмерим; землю он держит в своей горсти; он владыка и царь всего. У него есть жена Индрани и преданные спутники или дружинники: Маруты — боги ветров, бог грозы Парджанья, Вишну, боги ветра и бури — Ваю и Рудра. Перед его дыханием дрожат оба мира; он утвердил колеблющуюся землю и горы; измерил воздушное пространство; производит огонь между небом и землей; создал солнце и утреннюю зарю; направляет воды, повелевает конями и коровами, войсками и колесницами; его призывают стоящие друг против друга, готовые к бою войска и бойцы в битве, ибо без помощи его, потрясающего даже неподвижной твердью, нельзя победить. Преступника он пронзает своим копьем, прежде чем тот это заметит; злых он сокрушает; перед ним преклоняются небо и земля, и горы содрогаются от его дыхания. Даже верховный ведийский бог Варуна (см.) отчасти затмевается им. Оба часто призываются вместе, как неразрывная пара И. — Варуна. Другие такие пары: И. — Ваю, И. — Агни, И. — Пушан, И. — Брхаспати, И. — Вишну, И. — Сома. В позднейшей мифологии (средн. веков) И. теряет часть своего прежнего значения. Он ниже Вишну, Шивы, Брахмы, но господин над прочими богами. Он все еще управляет атмосферой и, кроме того, охраняет восточную страну света (Локапала); ведет прежнюю войну с демонами, но уже должен нередко прибегать к помощи других, даже земных героев и царей, которых привозит на своей колеснице. Как бы в вознаграждение за утраченное значение И. получает небесное царство — Сварга, где живет по-царски, окруженный огромной свитой, в которой, кроме старых друзей Марутов, являются новые члены — разные гении и духи: Гандхарвы, Апсарасы, Сиддха, Садхья, Чарана и т. д. Резиденция его — на небесной горе Амаравати, на которой находится и чудная роща Нандана (радость, блаженство). Дворцы И. из золота, колонны из бриллиантов; в садах плещут фонтаны и не прекращается музыка и пляски, цветут и приносят плоды небесные деревья и царствует вечная радость и блаженство. Сюда попадают герои и воины, павшие в боях. Некоторые черты ведийского И. являются усиленными: склонность к Соме граничит уже с пьянством, а чувственность превратилась в крайнюю похотливость. В целом ряде разных любовных похождений И. играет роль главного героя. Не довольствуясь собственными игривыми приключениями, он часто посылает нимф смущать покой святых отшельников. Но иногда он сам попадает в затруднительное положение: убив демона Вртру, который сделался брахманом, И. должен искупить это преступление жертвами. Нередко он даже терпит поражение от своих врагов, как, напр., от демона Раваны, разбившего и привезшего его с собой на о-в Ланку (Цейлон), как описывает это Рамаяна. Брахме и др. богам пришлось выкупать его из плена, кот. явился наказанием ему за обольщение Агальи (жены мудреца Гаутамы). См. A. Holtzmann, "Indra nach den Vorstellungen des Mah âbhâ rata" (в "Zeitschr. d. Deutsch. Morgenl ä nd. Gesellschaft", т. XXXIII). В позднейшие времена И. изображается молодым человеком, едущим на слоне, четвероруким, с телом, покрытым 1000-ю глаз (наказание за обольщение Агальи; первоначально это были не глаза..., но боги смилостивились и заменили первичный рисунок глазами). По преданию, И. был также первым инд. грамматиком; от него носит название целая школа инд. грамматиков, так называем. Аиндра (т. е. происходящий от И.).
С. Булич.