инструментовка, инструментовки, жен.
1. только ед. Приспособление музыкального произведения для исполнения оркестром на инструментах (муз.).
2. Музыкальное произведение, приспособленное таким образом (разг.).
3. Отдел теории музыки, изучающий технику и художественное свойство отдельных инструментов и принципы их сочетания в оркестре (муз.).
4. перен. Эвфонический подбор, художественное построение звуков в стихе (лит.).
изложение музыкального произведения для определенного инструментального или вокально-инструментального состава, напр., симфонического оркестра (духового, камерного и т. д.) или камерных ансамблей (трио, квартетов и т. д.). Процесс инструментовки завершается созданием партитуры (см.).
изложение музыки в виде партитуры для камерного ансамбля (дуэт, трио, квартет, квинтет и др.) или оркестра (симфонического, духового, народных инструментов и др.). Переложение для оркестрового сочинения, написанного для другого исполнительного состава, часто называют оркестровкой.
ИНСТРУМЕНТОВКА, и, ж. (спец.).
1. Изложение музыкального произведения для исполнения оркестром, камерным ансамблем, а также хором.
2. Раздел теории музыки, посвящённый принципам такого изложения и изучающий свойства инструментов.
3. Фоническая организация стиха.
или оркестровка — искусство пользоваться сочетаниями инструментов для наиболее выгодной звуковой окраски музыкального произведения. Подробная и точная запись инструментального сочинения, в которой выписаны сопоставленные партии инструментов, исполняющих это сочинение, называется партитурой. И. называется тоже учение об отдельных инструментах и их соединении. В И. изучают объем, техническую способность, характер инструментов, силу звучности их регистров. Благодаря И. приобретается умение соблюдать равновесие между сочетаемыми инструментами. Инструментовать — значит перекладывать музыкальное сочинение на оркестр. До Монтеверде (XVII ст.) оркестр служил преимущественно для сопровождения хора; обращалось внимание только на объем инструментов, способных поддерживать тот или другой хоровой голос. Позднее, в особенности с Гайдна (XVIII ст.), началось более сознательное сочетание инструментов, основанное на их характере и на эффекте при их соединении (колорит).
H. C.