инкрустация или мозаика из дерева разных цветов, распространенная в Италии в эпоху Ренессанса.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
|
* * *
Инкрустация из кусочков дерева, неодинаковых по цвету и текстуре.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
|
* * *
(ит. intarsio - инкрустация) вид декоративно-прикладного искусства, при котором изображение выполняется врезанными в дерево пластинками дерева других цветов, иногда с добавлением иных материалов (кости, перламутра и др.) Одна из разновидностей ИНКРУСТАЦИИ - ИНТАРСИЯ в XVII в. вытесняется более быстрой техникой наклейки на простое дерево фигурной фанеры из цветных древесных пород - "наборное дерево", МАРКЕТРИ.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
(от итал. intarsio - инкрустация), вид инкрустации на мебели и других деревянных предметах; фигурные изображения или узоры из пластинок дерева, разных по текстуре и цвету, врезанных в деревянную поверхность.
ж.
Инкрустация на мебели и других деревянных предметах.
— художественно-промышленное производство, состоящее в том, что в дерево вделываются куски дерева же, но другого цвета, после чего общая поверхность фона и этих кусков состругивается вгладь и отполировывается. При изготовлении таких деревянных мозаик вначале употреблялось дерево двоякого сорта — темное и светлое: первое служило для фона, второе для вставок в него, или же наоборот; но впоследствии стали пускать в дело и дерево, подкрашенное в различные цвета. Эта отрасль декоративного искусства возникла, по-видимому, в Италии и достигла там высокого совершенства в XV ст., в раннюю пору Возрождения, от которого дошло до нас много прекрасных итальянских И., украшающих преимущественно хоровые седалища в церквах, напр. в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции. В это время столяры-интарсиаторы воспроизводили почти исключительно мотивы линейного или растительного орнамента. С XVI в. И. стала употребляться для украшения кресел, столов, шкафов, ларцов и др. роскошной мебели и, не ограничиваясь орнаментом, стала изображать также фигуры человека и животных, ландшафты и архитектурные виды. Такого рода И. мастерски изготовлялась в Аугсбурге, Нюрнберге, на Рейне и в Голландии. Во Франции вкус к И. распространился особенно сильно при Людовике XIV. Здесь она получила название маркетрии (marqueterie) и достигла удивительного изящества в мастерской парижского столяра Шарля Буля (1642-1732), мебель которого благодаря богатству и вкусу своей орнаментации и тонкости отделки в большом почете у любителей искусства и редкостей. Производство И. продолжало процветать во Франции и в последующее время, при Людовиках XV и XVIII; его не убило наступившее затем пристрастие к античным образцам, и в мебельных изделиях стиля империи мы находим, наряду с бронзовыми украшениями, также и деревянно-мозаичную выкладку. Ныне лучшие произведения маркетрии выходят по-прежнему из Франции, хотя они превосходно исполняются и в Англии.
А. С-в.