интервал, интервала, муж. (intervallum).
1. Промежуток, перерыв, расстояние между чем-нибудь (книж.). Заниматься работой с большими интервалами.
| Дистанция между рядами войск или между войсковыми частями (воен.). Полк шел в колоннах с интервалами в сто шагов.
2. Разность по высоте между двумя одновременно или последовательно произведенными звуками (муз.).
1) расстояние по фронту между военнослужащими, орудиями, машинами, ЛА, кораблями, а также подразделениями и частями в строю, в предбоевом, боевом и походном порядке;
2) И. веера разрывов — расстояние по фронту между соседними точками падения (разрывами) снарядов соседних орудий;
3)- временная пауза между пусками зенитных управляемых ракет, в пределах которой станция наведения ракет способна захватить очередную ракету и управлять её полётом, а также между пусками торпед (при залповой стрельбе);
4) безопасный временной И. — минимальный промежуток времени между пролётом одной и той же точки (рубежа) двумя следующими один за другим самолётами (вертолётами), исключающий нх опасное сближение. Устанавливается при полётах ночью, пробивании облаков, наборе высоты и снижении
Немецкое – Intervall.
Латинское – intervallum (промежуток между кольями).
В России слово начало употребляться в начале XVIII в. Позже слово распространялось со значением музыкального термина.
Интервал – промежуток между чем-либо; временной промежуток.
Производные: интервальный, интервальчик.
заполненный чем-либо участок
1) расстояние по фронту между военнослужащими, орудиями, машинами, кораблями и т. п.
2) Промежуток времени между какими-либо событиями (пусками ракет, торпед при залповой стрельбе)
(от лат. intervalhim — расстояние) — соотношение двух звуков по высоте. Нижний звук интервала называется его основанием, верхний — вершиной. Последовательно звучащие звуки образуют мелодический интервал, одновременно — гармонический. Название интервала определяется количеством входящих в него ступеней звукоряда (см. Количественная величина интервала), а его качество измеряется количеством тонов и полутонов (см. Качественная величина интервала). По акустическим признакам интервалы делятся на консонансы (см.) и диссонансы (см.).
Syn: сфера, диапазон, расстояние, промежуток, пропуск, пробел, зазор
(от лат. intervallum - промежуток, расстояние),
ИНТЕРВАЛ [тэ], а, м.
1. Промежуток, расстояние между чемн.; перерыв. И. между строчками (в наборе машинописи). С интервалом в 5 минут.
2. В акустике, музыке: соотношение двух звуков по высоте (спец.).
| прил. интервальный, ая, ое.
(муз.) — музыкальный термин, обозначающий отношение (по высоте) одного звука к другому. Звуки, или ступени, диатонической мажорной гаммы образуют следующие И.: унисон, или прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Названия их связаны с числом крайних ступеней И. и ступеней, находящихся между ними. Ноты читаются от нижней к верхней. Названия количественных величин И. следующие: прима чистая (до-до); секунда большая, или целый тон (до-ре), состоящий из двух соседних ступеней диатонической гаммы, между которыми лежит одна ступень хроматической (до-диез); секунда малая, или диатонический полутон (ми-фа), состоящий из двух соседних ступеней диатонической гаммы; большая терция (до-ми), крайние ноты которой отстоят на два тона; малая терция (ми-соль) — крайние ноты отстоят на 1 1/2 тона; чистая кварта (до-фа) — крайние ноты отстоят на 2 1/2 тона; увеличенная кварта (фа-си), или тритон — на 3 тона; чистая квинта (до-соль) — на 3 1/2 тона; уменьшенная квинта (си-фа) — на 2 тона и два полутона; большая секста (до-ля) — на 4 1/2 тона; малая секста (ми-до) — на 3 тона и два полутона; большая септима (до-си) — на 5 1/2 тонов; малая септима (ре-до) — на 4 тона и два полутона; чистая октава (до-до) — на 5 тонов и два полутона. Каждый И. расширяется от повышения в нем с помощью хроматического знака верхней ноты на 1/2 тона или понижения нижней. И. суживается от понижения верхней ноты или повышения нижней. Энгармонические И. — те, которые одинаково звучат, хотя различно пишутся и называются. Есть еще составные И., выходящие из пределов октавы: нота (8-ва + 2-да), децима (8-ва + 3-я), ундецима (8-ва + 4-та), дуодецима (8-ва + 5-та), терцдецима (8-ва + 6-та), квартдецима (8-ва + 7-ма), квинтдецима (8-ва + 8-ва). Чистая прима, октава, квинта, кварта, большие и малые терции и сексты считаются консонансами (см.), остальные И. — диссонансами (см.). При перемещении в основном И. нижнего звука на октаву или больший И. вверх или верхнего звука на такие же И. вниз происходит обращение и изменение И. (см. Обращение).
H. С.