интуиция, итуиции, жен. (лат. intuitio - созерцание) (книж.).
1. Непосредственное познание, восприятие действительности (филос.). Чувственная интуиция. Интеллектуальная интуиция. Художественная интуиция.
2. Непосредственное чутье, подсказывающее истинную сущность, проницательность. По интуиции он разгадал намерения своего противника. Обладать интуицией. Человек большой интуиции.
(ср.-век. лат. intuitio, от intueor пристально смотрю)
постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного схватывания («озарения») или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей.
(от лат. intuitus — взгляд, вид; intueri — пристально, внимательно смотреть) — непосредственное постижение истины без обоснования с помощью логических, математических или др. доказательств, «откровение, развивающееся изнутри человека» (Гете); чутье, проницательность.
(от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть)
знание, возникающее без осознания путей и условий его получения. И. трактуется и как специфическая способность (например, художественная или научная И.), и как "целостное охватывание" условий проблемной ситуации (чувственная И., интеллектуальная И.), и как механизм творческой деятельности (творческая И.). Научная психология рассматривает И. как необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы стереотипов поведения и, в частности, логических проблем поиска решения задачи. Т.н. непосредственное интуитивное знание обычно опосредовано опытом практической и духовной деятельности человека, что позволяет говорить о профессиональной И. как необходимой составляющей профессионального творчества.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 108)
♦ Можно читать на неизвестном языке, подставляя под звуки и буквы чужих слов похожие из своего языка. В "Вестник древней истории" самоучка прислал расшифровку этрусского языка: этруски значит "это русские" (как же иначе), поэтому их греческие буквы нужно читать, как русские; надпись на вазовом рисунке (буквы: хи, коппа, дигамма, эта, пси, йота…) читается: "хрен жили русы". (И редакция должна была подробно объяснять, почему это не может быть напечатано). Когда я смотрю на дерево, или здание, или стихотворение без подготовки и пытаюсь понять их интуитивно, мне все время кажется, что это я его толкую на манер "хрен жили русы". Когда я читаю деконструктивистский анализ — тоже.
Рассказывал Ю. Шичалин. На вступительном экзамене девочка изумительно прочла "Пророка". "А кто такой серафим?" — "Херувим". (Я бы удовлетворился). "А что такое зеница? десница?" Не знает. Ш. обращается к ожидающим очереди: "Есть ли кто-нибудь, кто знает, что такое десница?" Мрачное молчание и из угла унылый голос: "Я знаю, только объяснить не могу".
Интуиция
♦ Intuition
В переводе с латыни глагол intueri означает «смотреть» или «видеть». Отсюда интуиция – это своего рода мысленный взор со всеми свойственными ему особенностями – непосредственностью, моментальностью, простотой, но и сомнительностью. Обладать интуицией значит чувствовать или предчувствовать что-то, не будучи в состоянии внятно объяснить или доказать правоту своих предчувствий. Интуиция предшествует рациональному мышлению, однако ум, начисто лишенный интуиции, был бы слеп. Он просто потерял бы способность рассуждать.
В философском словаре термин «интуиция» имеет великое множество значений, однако все они группируются вокруг трех основных понятий, предложенных соответственно Декартом, Кантом и Бергсоном.
По Декарту, интуиция это «понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем» («Правила для руководства ума», III). Это просто умственный взор, обращенный на что-то очень простое; очевидное признание очевидного. «Таким образом каждый может усмотреть умом, что он существует, что он мыслит, что треугольник ограничен только тремя линиями, а шар – единственной поверхностью». В этом смысле интуиция обратна дедукции или умозаключению, хотя именно она делает возможным то и другое. Существуют как бы цепочки мыслей, в которых интуиция видит каждое звено, благодаря чему всю цепочку можно охватить мыслью, проследовать по ней «нигде не прерывающимся движением мысли», освещая каждый ее член ясным светом интуиции. Чтобы понять, пишет Декарт, что два плюс два составляют в сумме столько же, сколь три плюс один, необходимо интуитивно сознавать не только то, что два плюс два равняется четырем и три плюс один также равняется четырем, но и то, что первое с непреложностью следует из двух последних. Таким образом, интуиция может обходиться без рациональной деятельности, но рациональная деятельность без интуиции не обходится.
По Канту, интуиция – это способ, каким познание непосредственно соотносится с тем или иным объектом; то, посредством чего мы воспринимаем объект как данность («Критика чистого разума», «Трансцендентальная эстетика», § 1). Но человек не обладает ни интеллектуальной, ни творческой интуицией. Его интуиция носит чувственный и пассивный характер, она есть восприимчивость чувственности (и являет собой только «способ, каким мы затронуты объектами»), а ее чистыми формами являются пространство и время. Интуиция противостоит понятийному познанию, которое не интуитивно, но дискурсивно: «Мысли без содержания пусты; созерцания без понятий слепы» («Критика чистого разума», «Трансцендентальная логика», Введение, I).
По Бергсону, интуиция есть прежде всего метод, позволяющий обнаружить истинные проблемы и истинные различия (носящие сущностный, а не степенной характер), перемещаясь «внутрь объекта в поисках совпадения с тем, что есть в нем уникального и, следовательно, невыразимого», в частности с его собственной длительностью и сущностной мобильностью. Мыслить интуитивно значит мыслить в длительности и движении. В этом смысле интуиция противостоит анализу (как выражению вещи в качестве «функции того, чем она не является») или интеллекту (который отталкивается от неподвижного) так же, как метафизика противостоит научному знанию (признающему только пространство), а абсолютное противостоит относительному («Мысль и подвижность», II и IV; см. также Делез «Бергсонизм», 1966, глава I).
Как видим, во всех трех случаях определение интуиции позитивно, хотя и имеет заметные различия. Интуиция есть условие всякого мышления (Декарт), всякого познания (Кант), наконец, всякого понимания абсолюта, который есть дух, длительность, чистое изменение (Бергсон). Интуиция делает мысль очевидной (Декарт), обеспечивает ей объект (Кант) или абсолютность (Бергсон). Общим у всех трех авторов является такая черта интуиции, как непосредственность. Ее и можно взять за основу для общего определения. Итак, мы будем называть интуицией всякое непосредственное познание, если, конечно, допустить, что оно действительно познание.
, -и, ж.
Безотчетное, стихийное проникновение в суть предмета, явления, подсказывающее . правильное его понимание.
* Доверять интуиции. *
♦ (ENG intuition)
(лат. - созерцание)
внечувственное познание ч.-л. Нек-рые считают, что при помощи И. люди, созданные "по образу Божию" (Быт. 1:16-28), получают знание о Боге.
Syn: инстинкт, чутье
Ant: сознание
(ср.-век. лат. intuitio, от intueor - пристально смотрю), постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного схватывания ("озарения") или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей.
ИНТУИЦИЯ, и, ж.
1. Чутьё, тонкое понимание, проникновение в самую суть чегон. Богатая и. Человек большой интуиции.
2. Непосредственное, без обоснования доказательствами постижение истины (спец.).
| прил. интуитивный, ая, ое.
(от лат. intuеrе — глядеть) — непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно доброго или прекрасного. Противополагается рефлексии. Отрицать И. как факт невозможно, но было бы неосновательно искать в ней высшую норму философского познания, перед которой рефлексирующее мышление теряло бы свои права. Такая точка зрения (интуитивизм), в сущности, отнимает raison d' ê tre y самой философии, задача которой — все данное во внешнем и внутреннем восприятии проводить отчетливо через рефлексию разума, отбрасывая случайные и исключительные свойства явлений и оставляя в результате смысл всего, т. е. всеобщее и необходимое содержание целого опыта. Интуитивность или интуитивное отношение к предметам занимает преобладающее, хотя и не исключительное место в художественном творчестве (см. Эстетика). Об отношении И. к нравственному созерцанию см. последнее.
Вл. С.