(ок.485—?) — готский историк VI в. Родился во Фракии, происходил из знатного готского рода, имел духовный сан (в некоторых источниках именуется епископом). Главный труд И. — «О происхождении и деяниях гетов» («Гетика»), написанный в 551 г., накануне победы Византии над остготами. Будучи кратким изложением «Истории готов» Кассиодора (труда, не сохранившегося до нашего времени), соч. И. вместе с тем содержит сведения, которые он привел как очевидец событий. И. раскрывает историю готов от их переселения из Скандинавии вплоть до войны остготов с Византией. Только у И. записаны древние сказания готов, относящиеся ко временам переселения их из Германии к Черному морю. «Гетика» содержит также ценнейшие сведения о др. племенах и народах.
И. принадлежит еще одно ист. произведение компилятивного характера — «О сумме времен или происхождении и деяниях римского народа», написанное вскоре после «Гетики».
Лит.: Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica. М., 1960; Люблинская АД. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955; Смирнов В.В. Готский историк Иордан // Ученые зап. Казанского гос. пед. ин-та. Вып. 11. М., 1956.
По назв. реки Иордан.
15 (2) февраля – мученик Иордан.
(течение, ниспадение; Быт 13:10, Ис.Нав. 1:2, Мф 3:5, Мк 1:5, 9, Лк 3:3, Ин 1:28 и др.) — эта священная для всех христиан библейская знаменитая река, протекающая вдоль всей Палестины и разделяющая ее на две половины, в первый раз упоминается в Быт 13:10. Начало Иордана относят к различным потокам, текущим с г. Ермон и Антиливана, но есть два или три особенных потока, которым обыкновенно приписывают образование Иордана. Один из них течет в Тель-Эль-Кади на з. от Баниаса. Воды большого источника, находящегося на западном конце означенной местности, выходят из берегов, и образуют сначала маленькое озеро, а затем, выливаясь из оного, составляют быстро текущую реку по направлению к ю. По замечанию Д. Портера это несомненно самый большой источник в Сирии и один из обширнейших в Азии. Близ него находится меньший источник, на коротком протяжении, соединяющийся с вышеозначенным. Этот источник, находящийся в 4 англ. милях к с. от Тель-Эль-Кади, также доставляет значительную массу воды. Третий источник находится близ Хасбеи, в 12 англ. милях к с. от Тель-Эль-Кади (холм судей). В той же самой местности, несколько далее к с. и з., существует еще несколько и других источников. Потому-то в действительности р. Иордан берет свое начало не из двух только источников, как полагают многие, а из нескольких, которые, соединяясь один с другим в нескольких милях выше озера Мерома, дают начало самому Иордану. Пройдя около двух миль и приняв в себя соседние истоки, Иордан впадает в небольшое болотистое и мутное озеро Маррон или Самохонитское (ныне Эль-Гуле), и воды его, доселе чистые и прозрачные, делаются мутными. За этим озером Иордан течет по узкому каменистому руслу, и воды его снова очищаются, усиливаются многими притоками и составляют самую реку глубиною в 2 локтя и длиною в 3 мили. В 3/4 часах пути, ниже озера Маррон, через Иордан, как увидим ниже, построен мост из базальтовых камней с арками. В этом месте, по верованию туземцев, патриарх Иаков переправился через реку, возвращаясь из Месопотамии. Через три мили затем Иордан вливается в Геннисаретское озеро. Выступив из него и имея уже в ширину от 12 до 13 миль, он течет с постоянно усиливающеюся быстротою в некотором отдалении от гор. Вследствие чего по берегам образуется прекрасная равнина (см. Иорданская долина), понижающаяся к самой реке; наконец, вблизи Иерихона Иордан впадает в Мертвое море. Впрочем, вследствие больших затруднений, сопряженных с переходом через Иордан, исследования течения этой реки не отличаются особенною точностью и подробностями. В некоторых местах она течет очень быстро, в других же нередко встречаются мелководье и броды; к тому же она совсем не судоходна для путешественников и потому, что не представляется возможности проплыть безостановочно всю реку вдоль берегов ее. Самое подробное исследование касательно течения Иордана принадлежит перу лейтенанта Линча, сделанное им в 1848 г. Над рекою к ю. от озера Гуле построен мост, называемый арабами: мост дочерей Иакова (Дшизрбени, Якуб или Бенат), но, как кажется, он позднейшего происхождения, по крайней мере, в настоящем своем виде. Мост находится на большой дороге между Галилейским морем и Дамаском. Ниже Иордан перекрещивается несколькими бродами и переправами. Несколько к ю. от Тивериадского озера видится другой полуразрушенный мост, называемый Джизр-Меджамия и очевидно, что в самом начале он был первоначально построен сарацинами, или даже во времена римлян. Ниже оного в различных местах находится несколько переправ или бродов, из которых главным считается Сокхофский, еще ниже в нескольких милях, где впадает в Иордан поток Зерка или Иаввок, находятся следы еще третьего моста. Последние нижние броды находятся несколько к с. от Мертвого моря. Указания на р. Иордан в Свящ. Писании очень часты. Эта река была известна Аврааму и Иакову, Иосифу и Моисею (Быт 13:10, 32:10, Чис 13:29). Она упоминается в Иов 40:18. Иордан был чудесно перейден Ис. Навином и Евреями (Нав 3:4), и затем название реки Иордан, или просто реки, неоднократно встречается в последующей Библейской истории, как, например, во времена Судей. Аод, Гедеон, Иеффай одерживали свои победы при Иордане над врагами Израиля — Моавитянами, Мадианитянами и другими. Воды Иордана некогда чудесно разделились, и через него, как по суху, прошли пр. Илия и Елисей; омывшись в водах Иорданских, исцелился от проказы Нееман Сириянин (4 Цар 2:8-14, 5:14). Но что всего важнее и священнее для всего христианского мира — это то, что в Иордане близ Вифавары, принял рабское крещение от руки Иоанна Крестителя Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира. На Иордане же в земле иудейской крестил Господь и Его ученики (Ин 3:22). «А Иоанн также крестил в Еноне близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились» (ст. 23). Так много великого, священного и достопримечательного представляет река Иордан для всякого Христианина, и сама по себе и по важным событиям, происходившим на оной. Сколько священных воспоминаний от времен патр. Авраама и до времен самого Господа нашего Иисуса Христа возбуждает она в каждой душе христианской! Сколько и в последующие времена доставлял Иордан, как доставляет даже доселе, и облагорожения духа, и сердечного успокоения, и нравственного настроения каждому благочестивому поклоннику святых мест своим известным течением, чистыми струями своих вод, своими густыми и тенистыми береговыми кустарниками и цветущими растениями, безмолвием окружающей оный дикой пустыни, и самим видом с оного возвышающихся голых восточных гор Аравийских! Широта Иордана в различные времена года бывает неодинакова. Самая большая широта оного доходит до 3/4 версты, а самая меньшая равняется, выражаясь библейски, «вержению камени». Глубина летом бывает от семи до восьми футов, а зимой от частых дождей р. Иордан нередко выступает из своих берегов. Вода Иорданская имеет вкус приятный; летом она прозрачна, но осенью, зимою и весною делается мутною, по причине наносимой в оную быстрым течением глинистой земли. Температура воды по различию времени года также различна, именно от 10 и до 20 градусов по Реомюру. В январе она имеет около 10 град. Некоторые находят такую температуру воды слишком холодною, чтобы можно было в это время погружаться в нее, но доселе еще тысячи пилигримов и богомольцев купаются здесь в праздник Крещения Господня или накануне оного, и при том без всякого вреда для своего здоровья.
Иорд’ан — главная река Палестины, берущая начало из нескольких источников на склоне горы Ермон, протекающая через маленькое, полуболотистое озеро Мером (ныне — Гуле), Галилейское (Геннисаретское) озеро и впадающая в Мертвое море. Эта река своеобразна во многих отношениях. От истока до устья она имеет огромный перепад высот — почти 800 м, течет по очень извилистому руслу и, начиная от озера Мером, лежит ниже уровня Средиземного моря (Мертвое море — самое низкое место на земле, его поверхность находится на отметке -390 м). У истоков Иордана преобладает альпийская природа, а в его нижнем течении — невыносимая жара субтропического климата. Иордан несудоходен на всем своем протяжении и на его берегах нет ни одного города. Судя по Быт.13:10 можно предположить, что Иордан в древние времена протекал значительно дальше на юг и был много живописнее, но после поражения Богом Содома и Гоморры постепенно образовалось то море, которое нынче называется Мертвым (или Асфальтовым). Иордан является великим символом для каждого христианина, ибо, перейдя через него, народ Божий вошел в обетованную землю, и в его водах наш Господь Иисус Христос принял крещение от руки Иоанна Крестителя. (см. восточное море, Галилейское море)
♦ река, текущая из Галилейского озера в Мертвое море
А. Во времена патриархов
♦ хорошо орошаемая равнина, где поселился Лот:
Быт 13:10,11
♦ Иаков пересек его по пути в Ханаан:
Быт 32:10
♦ сыновья Иакова оплакали там его смерть:
Быт 50:10,11
Б. Во времена Моисея и Иисуса Навина
♦ Израильтяне остановились на его берегу:
Чис 22:1
♦ исчисление происходило там:
Чис 26:1-4
♦ некоторые Израильтяне получили землю на восточном берегу:
Чис 32:1-33; Чис 34:10-15
♦ Израильтяне перешли Иордан:
Нав 3:1-17; Пс 113:3,5
♦ двенадцать камней из Иордана были сложены как памятник:
Нав 4:1-9
♦ цари Аморрейские и Ханаанские испугались, когда узнали о переходе:
Нав 5:1
В. Во времена судей и царей
♦ контролировать Иордан важно во время войны:
Суд 3:28; Суд 7:24,25; Суд 12:5,6
♦ Давид бежал от Авессалома через Иордан:
2Цар 17:21,22
♦ Илия чудесным образом пересек Иордан:
4Цар 2:7,8
♦ Елисей чудесным образом пересек Иордан:
4Цар 2:13,14
♦ Нееман исцелился, окунувшись в Иордан:
4Цар 5:9-14
♦ топор всплыл в Иордане:
4Цар 6:1-7
Г. В Новом Завете
♦ Иоанн Креститель крестил там:
Мф 3:6; Мк 1:5; Лк 3:3
♦ Иисус был крещен в Иордане:
Мф 3:13–17; Мк 1:9-11; Лк 3:21,22
♦ Иисус служил за Иорданской стороной:
Мф 19:1; Мк 10:1; Ин 10:40-42
ИОРДАН, и, ж. Место на реке, где производится освящение воды, отмечаются нек-рые церковные праздники [по названию реки Иордана, в к-рой по евангельскому сказанию крестился Иисус Христос]. Зимняя и. (прорубь и место на льду, приспособленное для освящения воды, для крещения верующих).
| прил. иорданный, ая, ое.