(Иосип, Осип и Есип)
Богом приумноженный (евр.).
В Неделю (т. е. воскресенье) по Рождеству Христову (переходящее празднование) – и ИАКОВ, брат Господень => праведный Иосиф Обручник.
27 (14) января – преподобный Иосиф Аналитин, Раифский.
4 февраля (22 января) – преподобный Иосиф Освященный.
8 февраля (26 января) – святитель Иосиф, епископ Солунский.
17 (4) февраля – мученик Иосиф, Алеппский.
15 (2) марта – праведный Иосиф.
13 апреля (31 марта) – праведный Иосиф Прекрасный.
17 (4) апреля – преподобный Иосиф Песнописец и преподобный Иосиф, многоболезный, Печерский (Рус.).
В понедельник Страстной седмицы (переходящее празднование) – праведный Иосиф Прекрасный.
В Неделю (т. е. воскресенье) жён-мироносиц (переходящее празднование) – праведный Иосиф Аримафейский.
24 (11) мая – священномученик Иосиф, митрополит Астраханский (Рус.).
2 июня (20 мая) – преподобный Иосиф.
30 (17) июня – преподобный Иосиф пустынник.
6 июля (23 июня) – преподобный Иосиф Заоникиевский (Рус.).
13 августа (31 июля) – праведный Иосиф Аримафейский.
10 сентября (28 августа) – преподобный Иосиф многоболезный, Печерский (Рус.).
22 (9) сентября – преподобный Иосиф, игумен Волоцкий (Рус.).
4 октября (21 сентября) – преподобный Иосиф Заоникиевский (Рус.).
31 (18) октября – преподобный Иосиф Игумен Волоцкий (Рус.).
12 ноября (30 октября) – святитель Иосиф, патриарх Константинопольский.
16 (3) ноября – мученик Иосиф, пресвитер.
3 декабря (20 ноября) – священномученик Иосиф, епископ Персидский.
(прибавление, присовокупление) — имя нескольких лиц: Быт 30:23 и др. — старший из двух сыновей патриарха Иакова и брат Вениамина, от его любимой жены Рахили, родившийся в Месопотамии в 2256 г. до Р. Х. Иосиф в первый раз упоминается в кн. Бытия, когда ему было еще только 17 лет от роду. Иаков особенно любил его за его невинность и простосердечие, и, в отличие от братьев, сделал ему богатую, разноцветную, одежду. Название этой одежды означает длинное платье. Такие длинные верхние одежды носили царские дочери-девицы, как, например, Фамарь, дочь Давида. Пася стада своего отца вместе со своими братьями и видя иногда легкомысленное поведение их, Иосиф, несомненно, доводил об этом до сведения своего отца. За это и за предпочтение, оказываемое отцом Иосифу перед прочими детьми, братья возненавидели его. Ненависть их еще более усилилась по случаю двух снов, виденных Иосифом и предвещавших, что его братья будут ему кланяться. «Вы слушайте, — говорил он им однажды, — сон, который я видел. Вот мы вяжем снопы посреди поля, и вот мой сноп встал и стал прямо, и вот ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу». — «Неужели ты будешь царствовать над нами?» — сказали ему на это братья. «Я видел, — рассказывал Иосиф в присутствии отца — второй свой сон: вот солнце, луна и одиннадцать звезд поклоняются мне». — «Что это за сон, который ты видел? — заметил на это с неудовольствием отец, — неужели я, и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?» Посему-то братья Иосифа решились, было, убить его, но затем тайно продали его, как раба, за 20 сребреников случайно проезжавшему мимо каравану измаильских купцов, везших с собою стираксу, бальзам и ладан для продажи в Египет. За тем они закололи козленка, омочили в крови его снятую с него одежду и возвратились к Иакову со словами: «мы это нашли; посмотри, сына ли твоею эта одежда, или нет?» Иаков тотчас же узнал ее. «Это одежда сына моего, — воскликнул он, — хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф» и, разодравши свои одежды, облекшись во вретище, безутешно плакал многие дни. На все утешения сыновей и дочерей он отвечал словами: «с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» (шеол). В Египте Иосиф был продан начальнику телохранителей Фараона Потифару (см. Потифар). Этот царедворец сначала сделал молодого еврейского невольника слугою в своем доме, а потом, увидав его честность, прямодушие и деятельность, доверил ему управление всем домом. И действительно, все, что ни делал Иосиф, оканчивалось успешно, и благословение Господне видимо почивало над всем, что имел египтянин в доме и поле. «Иосиф же был красив станом и красив лицом», — замечает свящ. бытописатель (Быт 36:6), и вот его красота и молодость прельстили сладострастную жену Потифара. Но Иосиф не поддался соблазну: «как я сделаю сие великое зло и согрешу пред Богом?» — говорил он. Не успев склонить Иосифа на преступление, она оклеветала его в покушении на его честь. Разгневанный Потифар заключил Иосифа в темницу, где содержались царские узники (гл. 39). В самом начале заключение для Иосифа было очень строго и тяжело. «Стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его» (Пс 104:18), — замечает по поводу сего Псалмопевец, — «но и в темнице Господь был с Иосифом, и со всем, что он делал. Господь давал успех» (39:23). Своим поведением он приобрел такую доверенность темничного начальника, что он отдал под его надзор всех узников, содержавшихся в темнице. Устроением Божественного Промысла, чудесно истолковав сны виночерпия и хлебодара, заключенных царем в темницу за провинности, Иосиф, наконец, был освобожден из заточения, продолжавшегося более двух лет, и затем, когда снова по Божественному внушению, объяснил Фараону (царю династии Гиксов) два виденные им знаменательных сновидения о семи тучных и семи тощих коровах, о семи полных и семи тощих колосьях, то Фараон, признав, что Иосифом говорит Дух Божий, сделал его правителем всего Египта и дал ему имя: Цафнав-панеах (открывающий сокровенное). В то же время, желая сблизить Иосифа с высшим сословием в государстве, он выдал за него в замужество Асенефу, дочь жреца Илиопольского, от которой он имел двух сыновей — Манассию и Ефрема. Иосифу в это время было тридцать лет. Весьма замечательны подробности, сообщаемые бытописателем о почестях, оказанных в означенное время Фараоном Иосифу. «И снял Фараон перстень свой с руки своей, — говорит он, — и надел его на руку Иосифу; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему: велел везти его на второй из своих колесниц, и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! и поставил его над всею землею египетскою» (41:42-43). Первым делом Иосифа, в новом высоком звании было обозрение всей земли египетской (ст. 46). В продолжение семи лет изобилия Иосиф собирал хлеб и складывал оный в городах. По прошествии семи плодородных годов наступили семь лет голода. В окрестных странах сделался ощутительным большой недостаток в хлебе; тогда Иосиф отворил для нуждающихся и голодающих все хлебохранилища, и стал продавать хлеб египтянам сначала на серебро, а когда денежные суммы истощились, то в продолжение целого года продавал оный за домашний скот, за лошадей, за стада волов, овец и ослов и, наконец, за поля и земли египтян, так что они все постепенно переходили в собственность Фараона. Таким образом, Иосиф купил всю землю египетскую для египетского царя, и доставлял народу хлеб для пропитания в остальные голодные годы; по прошествии же оных дал им семена для посева, и с этого времени навсегда постановил законом: пятую часть полевых, произведений отдавать Фараону за право пользования царскою землею. От этой подати были изъяты только земельные участки жрецов, не продавших своих полей, но получавших в голодные годы безвозмездное содержание от Фараона (Быт 41:46-49, 53-56 и др.). Наконец, голод, постигший Египет, коснулся и земли Ханаанской, и вот Иаков узнал, что в Египте продают хлеб, и послал всех своих сыновей, кроме Вениамина, в Египет купить хлеба. Это было их первое путешествие в землю египетскую. В Египте они были представлены Иосифу. Желая испытать их, Иосиф показал вид на первый раз, будто не знает их, и обошелся с ними сурово и даже обвинял их в шпионстве; когда же братья в свое оправдание сообщили ему подробные сведения об их отце и меньшем брате Вениамине, то Иосиф хотя и отпустил их из Египта, но оставил у себя заложником Симеона, пока они не приведут к нему Вениамина (Быт 42). Между тем хлеб, привезенный ими к отцу, был съеден, а голод все еще продолжался. Иаков вторично повелел своим сыновьям ехать в Египет за покупкою хлеба, почему они, согласно с приказанием Иосифа, просили отца отпустить с ними и меньшего своего брата Вениамина. — «Не пойдет сын мой с вами, — говорил на это Иаков, — потому что брат его умер, и он один остался. Если случится с ним несчастие на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб» (42:38). Иуда сказал ему на это: «отпусти отрока со мною…, я отвечаю за него; от моих рук потребуешь его. Если я не приведу его к тебе, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни». Иаков на этот раз уступил; он велел своим сыновьям взять с собою в дар правителю Египта плодов земли Ханаанской: бальзама, меду, стираксы, ладану, фисташков и миндальных орехов, равно как и серебро для новой закупки хлеба, вместе с прежде найденным в отверстии мешков при первом их возвращении из Египта, и в конце концов отпустил с ними и возлюбленного сына своего Вениамина. «Бог же всемогущий, — сказал он при этом, — да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина. А мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным» (43:14). По прибытии в Египет, явившись к Иосифу, братья его поклонились ему до земли и поднесли свои дары. Осведомившись об их здоровье, Иосиф спросил: «здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?» Они отвечали: «здоров раб твой, отец наш; еще жив». — «Благословен человек сей от Бога!» — сказал Иосиф, и преклонились они. Увидав Вениамина, единоутробного брата своего, Иосиф спросил: «это брат ваш меньший, о котором вы мне сказывали?» и сказал: «да будет милость Божия с тобой, сын мой». Во время обеда братья были посажены по старшинству и сообразно с числом лет своих. Вениамину он посылал со своего стола впятеро более чем прочим. После обеда он приказал своему домоправителю наполнить мешки их хлебом, в отверстия же мешков их тайно положить серебро, а в мешок Вениамина кроме того положить еще и серебряную чашу. На другой день их отпустили в обратный путь; но не успели еще они далеко отъехать от города, как управляющий, по приказанию Иосифа, догнал их и укорял их в краже. Когда остановились и сделали общий обыск, начиная со старшего, то чаша нашлась в мешке Вениаминовом. Тогда они разодрали одежды свои и возвратились обратно в город. Явившись снова пред лицо Иосифа, они умоляли его оставить всех их в рабстве вместо Вениамина, а его отпустить к отцу. Иосиф не соглашался. — «Нет, я этого не сделаю; — говорил он, — тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом». Тогда подошел к нему Иуда и рассказал ему все обстоятельства, предшествовавшие их двукратному путешествию в Египет и о том, как он принял Вениамина на свою ответственность пред Отцом. «Итак, — заключил Иуда, — пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего: а отрок пусть идет с братьями своими». — «Ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? Я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего» (44:33-34). Так испытаны были братья Иосифа! Теперь он не мог более сдерживать себя и, приказав всем удалиться, за исключением братьев, громко зарыдал и сказал: «Я Иосиф, жив ли еще отец мой? Я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египте. Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, потому что Бог послал меня пред вами для сохранения вашей жизни. Ибо теперь два года голода на земле; остается еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут… Идите скорее к отцу моему… скажите ему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели; и приведете скорее отца моего сюда. И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. И целовал всех братьев своих, и плакал обнимая их». Фараон, узнав о случившемся, не только не противодействовал желанию Иосифа, но еще назначил для отца и братьев его лучшую землю в Египте, именно: землю Гесем, и дал свои колесницы для переселения их сюда. «Довольно (сего для меня); — воскликнул Иаков, услыхав от прибывших к нему сыновей в землю Ханаанскую о владычестве Иосифа над всею землею египетскою, и увидав колесницы, присланные Фараоном, — довольно сего для меня, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру». И вот уже в глубокой старости он предпринял далекий и трудный путь. Услыхав об его приближении, Иосиф выехал к нему навстречу в Гесем, и, увидав его, пал на шею его и долго плакал. И сказал Израиль Иосифу: «Умру я теперь, увидав лицо твое, ибо ты еще жив» (46:30). После того он вместе со всем домом своим поселился в плодоносной земле Гесемской. Из истории Иосифа видно, что он жил 110 лет (50:22), видел своих потомков до третьего рода (ст. 23), и, умирая, взял от своих братьев клятву — погрести его кости в земле Обетования (ст. 24-25), доказывая этим свою веру, которою руководствовался неизменно во всю свою жизнь. Потому-то ап. Павел и свидетельствует о нем в следующих словах: «Верою Иосиф при кончине напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих» (Евр 11:22). Набальзамированное тело его, положенное в ковчег (ст. 26), оставалось в Египте до самого выхода Евреев из оного. Моисей перенес тело Иосифа в землю Ханаанскую и похоронил в Сихеме. По местному преданию, среди египтян сохранилось живое воспоминание о еврейском правителе Египта, оказавшем столько услуг этой стране, сохранилось особенно в названии одного из египетских каналов — канал Иосифа. Многие обстоятельства из жизни Иосифа, по объяснению св. отцов Церкви, служили прообразом некоторых событий земной жизни Господа Иисуса Спасителя нашего. Чис 13:7 — отец Игала, одного из соглядатаев земли Обетованной. 1 Пар 15:2-9 — из сынов певца Асафа, в царствование Давида. 2 Пар 19:20, 3 Цар 11:28. В означенных цитатах под домом Иосифа разумеются колена Ефремове и Манассиино. 1 Езд 10:42 — Израильтянин, сын Вания, женатый на иноземке и оставивший ее. В 2 Езд 9:34 он значится из сынов Езора. Неем 12:14 — из священников дома Шевании, во дни Иоакима. Иудифь 8:1 — предок Иудифи. 1 Мак 5:18, 56:6 — еврейский военачальник, разбитый Горгием, во времена Иуды Маккавея. 2 Мак 8:22 — лицо, упоминаемое в числе братьев Иуды Маккавея, вероятно вместо Иоанна. Лк 3:30 — один из предков Господа Иисуса по плоти, упоминаемый в Его родословии, сын Иоаннов, современник Охозии. Лк 3:26 — также из предков Господа, сын Иуды, потомка Зоровавеля. Мф 1:16 и др. — обручник Пресв. Девы Марии Богоматери, сын Иакова (1:16), из рода Давидова (1:20, Лк 1:27), муж праведный и благочестивый, но живший в Назарете в бедности и снискивавший себе пропитание своими трудами. Он был древодел, или плотник. По-видимому, умер до вступления Господа Иисуса Христа в общественное служение. При распятии Господа его уже не было в живых. Память его совершается Церковью 26 декабря. Деян 1:23 — Иосиф, называемый Варсавою и прозванный Иустом, вынимал жребий вместе с Матфием, в присутствии апостолов, для замены Иуды предателя. Жребий, как известно, выпал Матфию. Он принадлежал к числу 70 апостолов. Память его 4 января. Мф 27:57- 59, Мк 15:43, Лк 23:50-53, Ин 19:38-42, Ис 53:9 — Иосиф Аримафейский, так названный по происхождению из города Аримафеи, или Рамы, находившегося недалеко от Иерусалима. Он был членом синедриона и тайным учеником Господа Иисуса. При распятии Господа Иосиф просил тело Иисусово у Пилата, и с его помощью жены мироносицы, служившие Господу при жизни, погребли тело Его в новом гробе, высеченном в скале, приготовленном собственно для самого Иосифа и находившемся в его саду. В Евангелии Марка (15:43) и Лк (23:50) он называется членом совета, человеком добрым и правдивым, ожидавшим царствия Божия. Предание, по которому Иосиф Аримафейский будто бы первый проповедовал Евангелие в Англии, мало правдоподобно. По другому преданию он был одним из 70 апостолов. Местонахождение его сада очевидно примыкало к Голгофе. Трогательна и умилительна стихира, воспеваемая в память его в великую субботу после отпуска утрени: «Придите, ублажим Иосифа приснопамятного». Память его празднуется Церковью 31 июля и в неделю Св. Мироносиц.
(ум. 1652)
Патриарх Московский и всея Руси в 1642-1652 гг. При патриархе Иосифе, так же как и при его предшественниках, издавались богослужебные и церковно-учительные книги. Кроме нескольких изданий богослужебных книг впервые были изданы Жития русских святых (прпп. Сергия и Никона Радонежских, прп. Саввы Сторожевского), творения святых отцов и учителей Церкви, «Слова» прп. Ефрема Сирина, «Лествица» прп. Иоанна Лествичника, «Поучения» аввы Дорофея, «Толкования на Четвероевангелие» блж. Феофилакта, архиепископа Болгарского. Издавались также книги апологетические и полемические – против латинян и протестантов. Были напечатаны «Грамматика Славянская» Мелетия Смотрицкого, «Кормчая» – сборник церковных законов и правил. Всего же при патриархе Иосифе за 10 лет было издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались.
Большое внимание уделял патриарх Иосиф делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 г. в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре – так называемое «Ртищевское братство» (по имени боярина Феодора Ртищева, пригласившего ученых монахов из Киева).
Патриарх Иосиф скончался 15 апреля 1652 г., погребен в Успенском соборе, рядом с гробницей первого патриарха Московского Иова, на месте, которое сам указал незадолго до своей кончины.
И’осиф (прибавление) —
а) предпоследний из двенадцати сыновей Иакова (Израиля), последний, родившийся в Месопотамии до ухода Иакова от Лавана. Матерью его (как и последнего сына Вениамина) была Рахиль, любимая жена Иакова (Быт.30:23 -24). В 17 лет из-за злобной зависти братьев он был продан ими в рабство в Египет (едва избежав смерти). Там, после многих трудов и лишений, он оказался в положении второго после фараона человека во всем царстве (Быт.41:38 -46). В Египте у Иосифа родились два сына — Манассия и Ефрем, которых старый Израиль перед своей смертью усыновил и особо благословил, дав им два удела между братьями. Их колена иногда называются именем Иосифа (Чис.13:12 ; Чис.36:5 ; Втор.33:13 -17; Суд.1:22 -23; 3Цар.11:28 ; Отк.7:8), но в некоторых местах этим именем назван весь израильский народ (2Цар.19:20 ; Пс.76:16 ; Пс.79:2 ; Пс.80:6 ; Ам.5:6 ; Авд.1:18), или только одно северное царство (Пс.77:67 и др., см. Ефрем). Умер Иосиф в возрасте 110 лет, был набальзамирован по египетскому обычаю, но позже, в соответствии с его завещанием, Моисей вынес его кости и похоронил их в Сихеме (Исх.13:19 ; Нав.24:32); (см. колена Израилевы)
б) (Чис.13:8) — отец (предок) Игала;
в) (1Пар.25:2,9) — левит из сыновей Асафа, глава первой чреды певцов;
г) (Езд.10:42) — ·аналог. Адаия,е;
д) (Неем.12:14) — ·аналог. Адна,в;
е) (Мат.1:16,18-20,24; Мат.2:13,19; Лук.1:27 ; Лук.2:4,16,33,43; Лук.3:23 ; Лук.4:22 ; Иоан.1:45 ; Иоан.6:42) — сын Иакова (Илии) из колена Иудина, потомок царя Давида, муж Марии, от которой родился Господь Иисус Христос. Как говорит предание, он женился в преклонном возрасте (·срн. Иаков,а) и ко времени выхода Господа на служение, его уже, видимо, не было в живых (в Писании он к этому времени нигде не упоминается);
ж) (Мат.27:57,59; Мар.15:43,45; Лук.23:50 ; Иоан.19:38) — богатый человек из Аримафеи, член синедриона и тайный ученик Христа, снявший (вместе с Никодимом) тело Иисуса с креста и похоронивший Его в гробе, который, видимо, был приготовлен для него самого и находился недалеко от места казни;
з) (Лук.3:24,26,30) — ·аналог. Авиуд,г (три);
и) (Деян.1:23) — называемый также Варсавою или Иустом, один из двух, постоянно находившихся с Апостолами во время всего земного служения Христа, и поэтому предложенных, чтобы выбрать из них замену отпавшему Иуде.
(ум. 1652)
Патриарх Московский и всея Руси в 1642-1652 годах.
(?—1652, Москва), патриарх Московский и Всея Руси с 1642. Архимандрит Симонова монастыря в Москве. В бытность патриархом способствовал расширению деятельности московского Печатного двора; при нём были впервые изданы Жития русских святых, «Грамматика» М. Смотрицкого, «Кормчая книга» и др. Содействовал Ф.М. Ртищеву в основании школы при Андреевском монастыре. На Земском соборе 1651 выступил за воссоединение Украины с Россией.
А. Сын Иакова от Рахили
1. Его жизнь в Ханаане
♦ его рождение:
Быт 30:24
♦ имя значит "пусть он добавит":
Быт 30:24
♦ любимец Иакова, ненавидимый братьями:
Быт 37:3,4
♦ его сны:
Быт 37:5-11
♦ продан братьями Измаильтянам:
Быт 37:12-36
2. Его жизнь в Египте
♦ слуга Потифара:
Быт 39:1-19
♦ брошен в тюрьму:
Быт 39:20-23
♦ истолковал сны слуг фараона:
Быт 40:1-19
♦ истолковал сны фараона:
Быт 41:14-40
♦ назначен правителем Египта:
Быт 41:41-57
♦ отец двоих сыновей:
Быт 41:50-52
♦ сурово обошелся с братьями во время голода:
Быт 42:6-24
♦ приказал возвратить деньги своим братьям:
Быт 42:25-28
♦ ел вместе со всеми своими братьями:
Быт 43:26-34
♦ приказал подкинуть серебрянную чашу в мешок Вениамина:
Быт 44:1-13
♦ открылся своим братьям:
Быт 45:1-15
♦ пригласил свою семью жить в Египте:
Быт 45:16-28
♦ привез Иакова и братьев в Египет:
Быт 46:1-47:12
♦ управление Иосифа:
Быт 47:13-26
♦ Иаков благословил Ефрема и Манассию:
Быт 48:1-22
♦ благословлен Иаковом:
Быт 49:22-26
♦ его смерть:
Быт 50:22–26; Евр 11:22
♦ останки вынесены в Ханаан:
Нав 24:32
3. Племя разделилось между Ефремом и Манассией,
Втор 33:13-17
♦ см. Ефрем, Манассия
♦ одно из племен 144 000:
Откр 7:8
Б. Муж Марии, матери Иисуса:
Мф 1:16; Лк 1:27
♦ хотел отпустить Марию:
Мф 1:18,19
— явился Ангел Господень:
Мф 1:20-24
♦ пошел в Вифлеем во время переписи:
Лк 2:1-5
♦ дал имя "Иисус" сыну Марии:
Мф 1:25
♦ обрезал Иисуса, представил Его в храм:
Лк 2:21-24
♦ бежал с Марией и Иисусом в Египет:
Мф 2:13-15
♦ вернулся и поселился в Назарете:
Мф 2:19-23
♦ ходил в Иерусалим на Пасху:
Лк 2:41-51
В. Богатый человек из Аримафеи:
Мф 27:57
♦ член совета:
Мк 15:43
♦ не был согласен с распятием Иисуса:
Лк 23:51
♦ тайный ученик Иисуса:
Ин 19:38
♦ с Никодимом приготовил к погребению тело Иисуса:
Ин 19:36-40
♦ положил тело Иисуса в своей гробнице:
Мф 27:58–60; Мк 15:43–46; Ин 19:41,42
Г. Спутник Павла см. Варнава