ирмос, ирмоса, муж. (греч. eirmos) (церк.). В православной церкви - род богослужебного песнопения.
(греч. «связь»)
первая строфа песни канона. В византийских канонах ирмос служит музыкальной, метрической связкой и образцом для последующих тропарей песни. Все тропари должны в смысле ударения, количества слогов и напевов быть приставленными в ряд к данному ирмосу, быть на него нанизанными. Авторы наших церковных песнопений были не только поэтами, но и композиторами. Творя свое поэтическое произведение, такой автор писал и соответствующую мелодию для него, вполне ему отвечающую. При этом авторы старались выдержать свои поэтические творения в строгой зависимости от правил метрики и ударения. Соблюдалось количество слогов, качество их (длина или краткость) и соответственная мелодия. При переводе песнопения с греческого на другие языки (арабский, славянский и пр.) исчезает это строгое соответствие метрики и мелодии. Кроме того, ирмос представляет собой более или менее близкое воспроизведение стиха библейской песни. Тем самым, ирмос является смысловым связующим звеном между библейской песнью и тропарями песни канона.
(греч. - связь, ряд) - разновидность тропаря, являющаяся образцом (моделью). По его мелодической формуле строятся икосы.
(греч. irmos — связь) — в византийских гимнах строфа, соединяющая библейскую песнь с христианскими гимнами иного стихосложения, устанавливая для них метрику напева ирмос. Тематика ирмос заимствовалась из библейских песен. В VII в., после появления канона, ирмос стали называть первый тропарь в каждой песне канона.
(греч. связь) - первая строфа песни канона. В византийских канонах ирмос служит мелодическим образцом для последующих тропарей песни. Ирмос является также смысловым связующим звеном между библейской песнью и тропарями песни канона.
одна из песен канона. Обычно первый ирмос является образцом для распева последующих песен – третьей, четвертой и т. д. Кроме того, ирмос – это связующее звено между смыслом библейской песни и остальными тропарями канона.
(от греч. heirmos, букв. - сплетение), в византийском певческом искусстве первоначально строфа, соединявшая библейскую песнь с христианскими гимнами силлабического сложения. С 8 в. - 1-я строфа каждой из 9 песен канона, мелодико-ритмическая модель ее тропарей. Также жанр древнерусской церковной музыки.
м.
Начальная строфа каждой из девяти песен канона, мелодико-ритмическая модель ее
тропарей, соотносящаяся с определенной песнью канона Ветхого Завета.
(Έίρμως — связь) — название богослужебной песни, входящей в состав утреннего канона (см.) и служащей в нем связью между песнями св. Писания и тропарями (см.). Обыкновенно И. находится в каноне перед первым тропарем каждой из песен канона.