Эйитиро Исида (1903-1968)
япон. этнолог и фольклорист, основатель япон. культурной антропологии. В 1924-26 учился на экон. ф-те ун-та в Киото, к-рый был вынужден покинуть из-за левых убеждений и участия в полит. деятельности. В 1937—39 на этнологич. отделении филос. ф-та Венского ун-та изучает этнологию под руководством патеров В. Шмидта и В. Копперса, виднейших представителей венской школы, сторонников Диффузионизма и теории культурных кругов. Проф. Токийского ун-та (1951). В 1955 основывает и возглавляет отделение культурной антропологии и географии человека на пед. ф-те Токийского ун-та. Президент Япон. этнологич. ассоциации (1960) и Япон. этнограф. об-ва (1968). Был членом Амер. антропол. ассоциации, Япон. антропол. об-ва, Япон. социол. ассоциации.
И. проводил полевые исследования среди айнов, в разл. районах Японии и Вост. Азии (среди тунгусов, монголов и др.). На первом этапе научной деятельности И. находился под сильным влиянием своих венских учителей-диффузионистов. Он исследовал особенности япон. культуры как части единого Восточноазиат. культурного ареала, используя культурно-компаративистские методы учения о культурных кругах. Наиболее известно из работ этого периода исследование о каппа — фантастич. существах-вампирах (1948); работа носила сравнит. характер, основывалась на поиске аналогов в мифологиях разл. восточноазиат. народов.
Поздний этап научной деятельности И. связан с попыткой теор. обоснования тесной связи между материалистич. взглядом на историю и об-во и антропол. концепцией культуры в ее понимании неоэволюционистской школой, т.е. с попыткой соединения социальной истории и антропологии. Этот этап отмечен влиянием амер. этнопсихол. школы, хотя И. не вполне принимал ее культурно-релятивистские позиции. И. предложил классификацию евразийских культур и религий; в ее основе мировоззренч. различия между скотоводч. и пастушескими народами пустынно-степного пояса (народы Европы и Бл. Востока) и земледельч. народами юж. и вост. части материка. Религии 1-й группы — иудаизм, христианство, ислам; религии 2-й группы — индуизм, буддизм, даосизм, синтоизм. Осн. мировоззренч. представления пастушеских и скотоводч. народов таковы:
1) мир сотворен;
2) монотеизм, вера в Божественный Абсолют;
3) в мире доминирует рациональность;
4) "ориентированная на небо идеология";
5) мужской принцип;
6) нетерпимость;
7) бескомпромиссность, конфронтация.
В мироощущении земледельцев доминируют следующие представления и черты:
1) мир существует как данное;
2) политеизм;
3) иррациональность;
4) "ориентированная на землю идеология";
5) женский принцип;
6) толерантность;
7) компромисс, адаптация (1965).
В опубликованной посмертно работе "Япон. культура" (1969) И., в противоположность уникалистским концепциям япон. культуры, акцентировал внимание на роли культурных контактов и обмена в становлении культуры своей страны, используя для подтверждения своих мыслей методы междисциплинарного исследования с использованием антропол., археол., лингвистич. и этнологич. данных.
Соч.: Исида Эйитиро дзэнсю (ПСС Эйитиро Исида). Т. 1—8. Токио, 1970—72; Каппа комахики ко (Исследование о каппа). Токио, 1948; Тодзай се (Восток и Запад). Токио, 1965; Нихон бунка рон (Япон. культура). Токио, 1969; The Kappa Legend // Folklore Studies. 1950. N 9; Japanese Culture: A Study of Origins and Characteristics. Tokyo,1974.
M.H. Корнилов.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
египетское божество материнства, сестра и супруга Осириса, владыки мертвых и бога плодородия. Со временем восприняла черты богини случая - Тихе, богини плодородия - Деметры и богини Луны - Гекаты (покровительницы колдунов). Почиталась, как управляющая человеческой судьбой, имела характер мистического культа. В древнейшее время изображалась с иероглифом ее имени - тронообразным венцом - на голове, а с эллинистической эпохи чаще с коровьими рогами и лунным диском между ними.
Иси́да - см. Изи́да.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
римское понятие. Культ Исиды возник в Египте и впоследствии распространился по всей империи. Исида считалась повелительницей неба и земли, богиней пшеницы и ячменя, отождествлялась с добром и очищением от грехов. Этот культ вошел в моду, когда в 45 г. до н. э. египетская царица Клеопатра побывала в Риме и провела в нем целый год. В этом культе римлян особенно привлекала его древность. Церемонии в честь Исиды были очень торжественными и таинственными.
(Изида) - в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеской верности, богиня мореплавания. Исида была дочерью Геба и Нут. сестрой и супругой Осириса, она помогала мужу в обучении людей. Она подарила людям пчел и научила бортничеству. Женщин она научила жать, прясть и ткать, лечить болезни, создала свадебные обряды
(Изида), в древнеегипетской мифологии супруга и сестра Осириса, мать Гора, олицетворение супружеской верности и материнства; богиня плодородия, воды и ветра, волшебства, мореплавания, охранительница умерших. Изображалась женщиной с головой или рогами коровы.
в древнеегипетской мифологии одна из наиболее почитаемых богинь, культ которой впоследствии широко распространился и за пределами Египта (в Малой Азии, Сирии, Греции, Италии, Галлии и др.). Супруга и сестра Осириса , мать Гора , И. считалась олицетворением супружеской верности и материнства. Почиталась также как богиня плодородия, воды и ветра, волшебства, охранительница умерших, позднее ≈ как богиня мореплавания. Изображалась женщиной с головой или рогами коровы. Сохранившееся изображение И. с младенцем Гором на руках повлияло на иконографию богоматери.
(егип.) — богиня плодородия, воды и ветра, покровительница мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса, сестра Нефтиды и Сета, мать Гора. Изображалась в виде женщины с коровьими рогами на голове или в виде коровы, ее атрибутами были колосья, змея, лотос. Культ И. тесно связан с почитанием Осириса, убитого Сетом, который разбросал части тела Осириса по всему свету. И. собрала части тела мужа, погребла его и родила сына Гора, зачатого от мертвого Осириса. Вырастив Гора, И. явилась с ним на суд богов и потребовала царский трон для своего сына. По настоянию Сета ее отстранили от участия в судебном разбирательстве, проходившем на Внутреннем острове, но И. подкупила перевозчика и тайно пробралась на суд в образе прекрасной девушки. Там она рассказала Сету историю о том, как чужеземец ограбил сына пастуха, лишив его стад умершего отца. Возмущенный Сет воскликнул, что чужеземца следует побить палкой, и этим невольно осудил себя, признав незаконность такого поступка.