01 ноября 2024
450 тысяч слов
+9 за сегодня

Значения слова исповедь

все
Словарь Ушакова
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Этимологический Словарь Русского Языка
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Православие. Словарь-справочник
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Православный энциклопедический словарь
Словарь церковных терминов
Русская Философия. Энциклопедия
Православная энциклопедия
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Вестминстерский словарь теологических терминов
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

исповедь

исповедь, исповеди, жен.

1. В христианской церкви - покаяние в своих грехах перед священником; обряд отпущения священником грехов после опроса кающегося (церк.). Во время исповеди. Быть на исповеди.

2. Искреннее и полное признание в чем-нибудь, покаянное,откровенное изложение чего-нибудь (книж.). Авторская исповедь. «Исповедь горячего сердца.» Достоевский.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

исповедь

Покаяние

одно из семи таинств в католич. и православной церквах. Сущность и. заключается в раскаянии верующего в своих проступках и получении прощения грехов от имени Иисуса Христа через посредство священника, совершающего обряд. В период античности и. была публичной. В Раннем Средневековье публичная и. была вытеснена индивидуальной (тайной) и., содержание которой священнику раскрывать не разрешается. В зап. христианстве большую роль в распространении тайной и. сыграли ирл. монахи. К концу Высокого Средневековья и. в католич. церкви стала одним из главных таинств. IV Латеранский собор (1215) установил обязательность ежегодной и. перед Пасхой. Результатом и. может быть наложение священником на согрешившего епитимьи — практика, широко распространенная в Средневековье.

Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994.

Этимологический Словарь Русского Языка

исповедь

Греческое – exomologesis (покаяние, признание).

Слово встречается в русских письменных памятниках, датируемых XI в.

В русский язык пришло из старославянского, в котором оно образовалось путем калькирования греческого слова.

Исповедь – религиозный термин, означающий раскрытие всех своих грехов перед Богом через священнослужителя.

Производные: исповедующий, исповедовать, исповедальня, исповедаться.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

исповедь

   см. Покаяние.

Православие. Словарь-справочник

исповедь

   Таинство Православной Церкви, иначе называемое Таинством Покаяния. Во время исповеди человек, исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов. Принимает исповедь священник или архиерей.

   См. Таинства Православной Церкви.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

исповедь

, и, ж.

   1. Обряд покаяния в грехах перед священником и получения от него отпущения грехов.

   * [Мцыри:] Ты слушать исповедь мою Сюда пришел, благодарю. Все лучше перед кем-нибудь Словами облегчить мне грудь. // Лермонтов. Мцыри // *

   2. Откровенное признание в чем-либо, чистосердечное изложение чего-либо.

   * Исповедь Руссо имеет уже тот недостаток, что он читал ее своим друзьям. // Лермонтов. Герой нашего времени // *

Православный энциклопедический словарь

исповедь

видимая, обрядовая часть таинства покаяния, состоящая в том, что христианин перед Богом, в присутствии свидетеля-священника, исповедует свои грехи. По окончании исповеди священник возлагает на голову кающегося епитрахиль и читает особую молитву, а кающийся целует крест и Евангелие. Только после исповеди верующий может быть допущен к причастию.

Словарь церковных терминов

исповедь

таинство православной церкви, иначе называемое таинством покаяния. Во время исповеди человек, исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает раз решение и оставление грехов. Принимает исповедь священник или архиерей. Чинопоследование исповеди: начало обычное, 50 пс., тропари, иерейские молитвы и обращение к кающемуся "Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое...", собственно исповедь. По окончании исповеди священник возлагает край епитрахили на голову кающемуся и читает разрешительную молитву. Кающийся целует Евангелие и крест. В церковной практике исповедь принято совершать перед литургией, т.к. миряне к причащению допускаются после исповеди.

Русская Философия. Энциклопедия

исповедь

   религиозно-философский трактат Толстого, написанный в 1879–1881 гг. Готовилась публикация в 1882 г. в журн. "Русская мысль", но была запрещена духовной цензурой. Впервые напечатан в Женеве в журн. "Общее дело" в 1882–1884 гг. В отличие от произв. Августина и Ж. Ж. Руссо с таким же названием в "И." Толстого нет биографических сведений. Его предшественники описали эволюцию своей жизни и духа, Толстой же показал скорее дух человека, к-рый ищет твердую опору в жизни. В его "И." поставлено всего два важнейших вопроса: в чем смысл жизни человека? в чем смысл его веры? Отвечая на них, Толстой выказывает свои сомнения, противоречия, заблуждения. Выступая с подобным анализом своего "Я", он предстает перед читателями как философ, решающий фундаментальные проблемы бытия: смысл жизни и смерти, преодоление зла, истина и заблуждение, Бог и религиозная вера. Лейтмотив "И." - духовный кризис индивида, потерявшего веру. Отпадение от веры произошло у Толстого из-за разных причин: во-первых, из-за неучастия религиозной веры в делах жизни; во-вторых, из-за ложности веры в предназначение искусства, т. к. художник учит народ "бессознательно", сам не зная чему; в-третьих, из-за ложности веры в прогресс, потому что она пренебрегает человеком; в-четвертых, из-за того, что вера в собственное благо и благо своей семьи не уничтожает внутреннего беспокойства и не решает вопроса о смысле жизни. Задавая вопросы: зачем вера? зачем богатство? зачем слава? зачем благо народа? - Толстой не находит ответа. Он приходит к выводу, что жизнь есть бессмыслица, что "можно жить только, покуда пьян жизнью; а как протрезвишься, то нельзя не видеть, что все это - только обман, и глупый обман!". Ни опытная, ни умозрительная наука (наряду с юридической, исторической, психологической Толстой относит к ней и философию) не могут, по его мнению, решить вопроса о смысле жизни. Первая - потому, что не рассматривает конечной причины бытия и принципиально не может рассматривать это, т. к. бытие бесконечно; вторая - потому, что "устраняет совершенно вопросы о последовательности причинных явлений и рассматривает человека только по отношению к конечной причине". Не помогают решить эти вопросы и великие мудрецы человечества: Сократ, Шопенгауэр и др. Соломон со своим знаменитым"… суета сует, суета сует - все суета" окончательно ставит точку в сомнениях Толстого. Писатель приходит к выводу о бессмысленности жизни и даже об оправданности самоубийства. Впрочем, он сомневается и в этом выводе, обнаружив противоречия во взглядах тех, кто к нему приходит. Во-первых, если допустить существование высшего разума, то он есть творец жизни и в то же время плод жизни. Но как разум-творец может отрицать самую жизнь, не отрицая самого себя? Во-вторых, если жизнь есть бессмыслица, то зачем живет все человечество? Значит, оно все-таки понимает смысл жизни. В-третьих, отдельный человек - дитя человечества, его создание и продукт, и если человечество осознает смысл жизни и живет согласно с ним, то и отдельный человек не может не осознать то, что признает человечество, частью к-рого он является. Все эти рассуждения приводят Толстого к главному выводу: "Я" даже вместе с великими мудрецами прошлого еще не есть все человечество. Только миллиарды людей, его составляющих, могут знать смысл жизни. Ответ на вопрос о смысле жизни может дать не разум, а неразумная вера, требующая слепого следования закону жизни. И здесь рождается еще одно рассуждение: "По вере выходило, что для того, чтобы понять смысл жизни, я должен отречься от разума, того самого, для которого нужен смысл". Парадоксальный характер мысли автора придает ей особую достоверность и реализм, соответствующий самой жизни, полной противоречий. Средствами парадокса решается и главный вопрос, поставленный в "И.". Смысл жизни найдешь не разумным знанием, а лишь религиозной верой. Знание пытается понять бесконечность мира и тайну его, опираясь на принципы детерминизма, механистически. Религиозная вера решает вопрос через отношение конечного к бесконечному, т. е. через отношение человека к таким понятиям, как Бог, рай и т. п. Опыт человечества подсказывает Толстому: где жизнь, там и вера. Вера и жизнь - одно и то же. Если человек"… не видит и не понимает призрачности конечного, он верит в это конечное; если он понимает призрачность конечного, он должен верить в бесконечное. Без веры нельзя жить". Толстой различает три веры: паразитических сословий, трудящихся людей и богословскую, т. е. официально защищаемую церковью, веру. Первую он считает шутовской и ложной. Вторая подкрепляется пониманием смысла жизни, а также суевериями и обычаями, вплетающимися в саму жизнь. Богословская вера не подтверждается ни образом жизни самих богословов, ни историей церкви. Она допускает насилие над людьми иной веры, войну для оправдания ложного патриотизма и потому отвергается Толстым. Вопросы о смысле жизни и веры объединяет понятие Бога, к-рое для Толстого имеет универсальное значение. Под Богом он понимает причину всего сущего, творца жизни и человека, спасителя страждущих, мирового судью, мыслящий разум, источник духовной жизни. Бог - "то, без чего нельзя жить. Знать Бога и жить - одно и то же. Бог есть жизнь". Т. обр., вера в Бога для Толстого обретает такой же смысл, как вера в жизнь, вера в природную необходимость. Естественность религиозной веры, ее закономерное появление в жизни людей подтверждается чувством, к-рое Толстой называет исканием Бога. Это не поиски Бога с помощью разума, а потребность сердца (см. Сердца метафизика). Именно она приводит к подлинному пониманию смысла жизни и смысла веры, к-рое состоит в том, чтобы жить по-божьи: "Задача человека в жизни - спасти свою душу; чтобы спасти свою душу, нужно жить по-божьи, а чтобы жить по-божьи, нужно отрекаться от всех утех жизни, трудиться, смиряться, терпеть и быть милостивым". Этот существующий в народе образ жизни божеской, преодолевающей смерть и забвение, становится убеждением Толстого, достигнутым в результате духовного перелома, отображенного в "И.". Несмотря на запрет цензуры, "И." печаталась гектографированным способом и расходилась в большом количестве экземпляров в разных слоях об-ва. Интриговало публику и то, что в подзаголовке "И." стояли слова: "Вступление к ненапечатанному сочинению". Они давали понять, что у Толстого есть др. религиозно-философские идеи, к-рые он и изложит в дальнейшем в религиозно-философских трактатах. Реакция на "И." была неоднозначной. Интеллигенция увидела новые идеи Толстого, сочувствовала им, приняла критику церкви и богословия, но не приняла учения Толстого в целом.

   Л и т.: Громека М. С. Последние произведения графа Л. Н. Толстого. М., 1884; Грот Н. Я. Нравственные идеалы нашего времени. М., 1893; Гусев А. Ф. Граф Л. Н. Толстой, его "Исповедь" и мнимоновая вера. М., 1890;Лолимпсестов И. У. Отповедь "Исповеди" графа Л. Н. Толстого. Спб., 1886; Энгельмей-ер П. К. Критика научных и художественных учений гр. Л. Н. Толстого. М., 1898; Квитко Д. Ю. Философия Толстого. М., 1930; Козлов Н. С. Лев Толстой как мыслитель и гуманист. М., 1985; Рачин Е. И. Философские искания Льва Толстого. М., 1993; Мелешко Е. Д. Христианская этика Л. Н. Толстого. М., 2006; История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М., 2007. С. 271–284; Maude A. Tolstoy and his problems. N. Y., 1904; Spence G. W. Tolstoy the ascetic. Edinburg; L., 1967. E. И. Рачин

Православная энциклопедия

исповедь

   основное таинство Христианской церкви, совершаемое перед таинством причащения. Иначе ее называют таинством покаяния. Во время исповеди мирянин с раскаянием рассказывает священнику о своих грехах и получает их отпущение. При этом последний накрывает голову кающегося епитрахилью и произносит разрешительную молитву. Затем кающийся должен поцеловать Крест и Евангелие. Обычно таинство исповеди совершают перед литургией, чтобы после ее окончания допустить прощенных к принятию Святых даров.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

исповедь

 Исповедь

 ♦ Confession

   Признание вины в надежде получить прощение. Следовательно, исповедь всегда подразумевает корыстный интерес, а потому выглядит подозрительно.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

исповедь

   , -и, ж.

   1. Обряд покаяния в грехах перед священником и получения от него отпущения грехов.

   * Ты слушать исповедь мою сюда пришёл, благодарю (М. Лермонтов). *

   2. Чистосердечный рассказ, откровенное признание.

   * Авторская исповедь *

   || прил. исповедальный, -ая, -ое.

   * Исповедальное помещение. *

Вестминстерский словарь теологических терминов

исповедь

 ♦ (ENG confession)

 (лат. confitery - осознание)

   акт признания человеком своего греха и выражение этого признания в словесной форме.

Энциклопедический словарь

исповедь

(покаяние), в христианстве таинство: раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения ("отпущение грехов") именем Христа.

Словарь Ожегова

исповедь

ИСПОВЕДЬ, и, ж.

1. У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние. Быть на исповеди.

2. перен. Откровенное признание в чёмн., рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах (книжн.). Авторская и.

| прил. исповедный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

исповедь
  1. ж.
    1. Обряд покаяния в своих грехах перед священником (у христиан).
    2. перен. Откровенное признание кому-л. в чем-л.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

исповедь

— см. Покаяние.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово исповедь может быть

Предложения со словом исповедь

  • Так знай же, что исповедь твоя бывает пуста, бездельна, недействительна и даже оскорбительна для Господа, если ты идешь на исповедь без всякой подготовки, не испытав своей совести, исповедуешься формально, холодно, механически.
  • Внутренний протест против Бога как против человека жестокого, которого боишься, которого трепещешь только потому, что тебе придется отвечать за свои ошибки, не дает человеку возможности исповедовать свои грехи, даже если он часто приходит на исповедь.
  • Назначенный на этот день иеромонах читает положенные перед исповедью молитвы, затем перечисляет наиболее часто совершаемые грехи, напоминая кающимся то, что могло ускользнуть от их внимания при подготовке к исповеди.
  • Если ребенок воспитывается с младенчества как православный христианин, духовники отца и матери хорошо знают его семейную ситуацию, оба достойные в духовном отношении люди, то и тот и другой вполне могут принять у него исповедь.

Цитаты со словом исповедь

  • Отпущение грехов дает нам не священник, а сама исповедь.
    Оскар Уайльд, "Портрет Дориана Грея"
  • Совет — это всегда исповедь.
    Андре Моруа