каббалистика, кабалистика, каббалистики, мн. нет, жен.
1. Средневековые магические, таинственные науки, знания и связанные с ними обряды (книж., ист.).
2. перен. Что-нибудь загадочное, таинственное. «У тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней ее кабалистики?» Пушкин.
3. То же, что каббала во 2 знач. (разг.). Ничего не пойму, кабалистика какая-то.
(графомантия; от евр. קבלה «предание») – буквально «гадание при помощи письменных знаков». Графомантия предопределяет знаки алфавита как сложившуюся цельную систему, соотнесенную с космическим принципом гармонии. Графемы напрямую связываются с числами и являются (каждая в отдельности) определенным проявлением Божества как высшей силы.
Важнейшим свойством графомантии считается ее практическая ценность. Буквой или их комбинацией можно воздействовать на конкретного человека или на событие. А также на основании букв имени (или какого-либо слова), путем подсчета букв, их перестановки, их числового и других значений делаются далеко идущие выводы.
Из всех национальных графомантических направлений, в Европе наиболее известна «Каббала/Предание», впитавшая течения неоплатонизма и гностицизма. Не ранее З в. появилась «Книга Творения/Сефер Иецира», написанная неизвестным под псевдонимом Авраам. Позже на арамейском языке Моисеем де Леоном (1250 – 1305) была написана книга «Зогар/Сияние». В отличие от пифагореизма в Каббале вместе с десятью числами обожествляются и 22 буквы еврейского алфавита. В Каббале разработаны методы числовых и буквенных подстановок и перестановок:
а. Гематрия. Соответствующие буквам имени (или слова) числа складываются. Сумма этих чисел далее могла разлагаться на новые буквы, из которых складывалось новое слово. Например, для русского письма: Исус=10+19+21=50=5+0=5
б. Нотарикон. Слово представляется как аббревиатура (См.) каждая буква которого есть начала новых слов или даже целых предложений, связанных определенным смыслом. Например, Иисус=Истинный свет усмиренных страстей и т.д.
в. Тамура. Строится на методе анаграмм – буквенных перестановок. Напр.: Христос=стих рос.
Каббалисты относились к Библии как зашифрованному тексту и изобретали множество методов его дешифровки. Каббалистическими методами живо интересовались итальянский гуманист Пико делла Мирандола и немецкий ученый Рейхлин, а также европейские оккультисты Агриппа Неттесгеймский, Парацельс, Вильгельм Постель, Роберт Флуд, Генрих Мор и Мишель Нострадамус. Каббалистика оказало влияние на взгляды Е. Блаватской, организовавшей Теософическое общество.
Следует также отметить египетский герметизм как один из источников Каббалы. Бог Тот (Джехути), соотносимый с римским Гермесом по преданию создал «Книгу дыхания и «Книгу мертвых».
Мистическое учение пифагореизма о 10 числах дошло до нас лишь в косвенных источниках и большей частью известно по афоризмам Пифагора (древнегреческого философа вероятно этрусского происхождения, жившего в 6 в. до н. э.) типа «Миром правят числа», «Всякое учение ровно на столько научно, на сколько в нем присутствуют числа». Пифагор делил числа на счастливые (нечетные) и зловещие (четные), ввел понятие «фигурных чисел», заложил основу нумерологии (науки о числах).
Неожиданно развитая графомантическая традиция проявилась на севере Европы. В первую очередь это скандинавские руны. 24 руны имеют свои названия, которые можно подразделить на 4 группы: скот, имущество, деревья, стихии и боги. Руны, обозначающие стихии (град, лед, нужда) считаются особо зловещими. Рунический алфавит делится на 3 равных отдела по 8 рун в каждом. Первый отдел посвящен богу плодородия Фрейру, второй – Хаглю, третий – богу неба Тюру. Уже в 1 в. руны вырезали на деревянных прутьях, которые затем кидали наземь и так пророчествовали.
Довольно близка рунической традиции древнеирландская графомантия. Друидический алфавит «огам» состоял из 20 знаков (федов, что значит «деревьев»), которые делились на 4 группы («айкме» – растения). Знаки огама имели названия деревьев (береза, ольха, ива, ясень и т.д.). Наиболее известен в Европе т.н. гороскоп друидов.
Из чисто азиатских графомантических систем наиболее упорядочена и откомментирована китайская. ВЗападном Китае на материале земледельческого фольклора к 7 в. до н.э. создается «И-Цзин» (Книга Перемен). И-Цзин связана с древнейшими китайскими гаданиями на панцире черепахи и на бараньих костях. По преданию Фу-Си создал первые 8 символов (триграммы ба-гуа), состоящие из трех прерванных либо сплошных линий, как воплощение извечной борьбы света и тьмы, нечета и чета. Триграммы вопреки норм китайского письма пишутся снизу-вверх. В более позднее время Вэнь-Ван, Чжоу-Гун и Конфуций наложили триграммы друг на друга и создали 64 гексаграммы (люшисы-гуа). Каждая гексаграмма «И-Цзин» выражает определенную жизненную ситуацию, развернутую во времени и с учетом ее постепенного развития. Особенность китайской графомантии в том, что здесь в технику гадания привлечено движение и изменчивость. (Сравните теорию вероятности и дифференциальное исчисление). Непосредственно гадание по «И-Цзин» основано на случайном выпадении четных и нечетных чисел.
Работой, развивающей идеи «И-Цзин» является «И-Линъ» (Лес Перемен) Цзяо-Хуна эпохи Хань. Здесь каждая гексаграмма рассматривалась по отношению к себе самой и всем остальным гексаграммам и содержала 64 стиха-толкования. Как подражание «И-Цзин» можно назвать «Тайсюаньи-ицзин» (Книга Великой Тайны) Ян-Сюна. Здесь фигуры составляются в 4 яруса из черт трех видов: целой, прерванной и дважды прерванной. Всего было 81 фигура (34=81). «И-Цзин большое влияние оказала на конфуцианство (и меньшее на даосизм и буддизм) а также на философскую мысль в целом (математику, политику, стратегию, теорию живописи, декоративное искусство и музыку)
Неявным подражанием «И-Цзин» является также древнетюркская шаманская «Книга гадания» (Ырк-Битиг), известная тувинцам, хакасам, алтайцам с 10 в. Книга содержит 65 стихов, которые иногда пытаются связать с орхоно-енисейскими рунами.
Собственная графомантическая традиция имеется в индийском тантризме, засвидетельствованном письменно с 8 в. Однако тантрическая (агамическая) графомантия плохо изучена современной наукой. (См. Философия и письмо). Наиболее интересны в данном контексте трактаты «Тантрасара», «Мантрика-ньяса» и «Джанарнава-Тантра».
В тантризме особенно тщательно разравотано понятие «мантры» – набора специально составленных звуков, которые подобно заклинанию могут воздействовать как на человека, так и на природу. (Подобные проблемы изучаются в знаковой теории языка, как слова, подменяющие действия). Наиболее известна мантра «ом мани падме хум».
Графическим отображением мантры считается «янтра» – магическая диаграмма, частным случаем которой является «мандала» (фигура, построенная при помощи кругов и квадратов). Свойствами янтр живо интересовался психолог К.-Г. Юнг. С мантрой и янтрой часто бывают соотнесены «мудры» (особые жесты пальцев рук).
ж.
То же, что: кабалистика.