1.
кадр1, кадра, муж. (франц. cadre).
1. Постоянный состав войсковых частей, пополняемый в военное время призывом из запаса (воен.).
2. только мн. Дисциплинированный и вполне пригодный для активной работы состав той или иной социальной, профессиональной группы. Кадры революционных рабочих. Борьба за кадры. Воспитать кадры работников политпросвета.
2.
кадр2, кадра, муж. (франц. cadre) (кино). Отдельный снимок на кинопленке.
| Участок кинофильмы, занятый отдельной сценой, какой-нибудь деталью картины (неол. кино-арго). Вставить, вмонтировать интересный кадр. Монтажный кадр.
Французское – cadre (оправа, рамка).
Латинское – quadrum (четырехугольник).
Существительное заимствовано русским языком из французского в начале XIX в. Во французском языке словом «cadre» обозначали состав воинских частей.
Производные: кадровый, кадровик.
величие, высокая степень. Так называется одна из ночей месяца Рамадан. Это самая священная и возвышенная ночь, когда пророку Мухаммаду стали ниспосылаться первые откровения. Также в эту ночь на землю спускаются ангелы и предопределяются жизни людей.
Поиск ночи Кадра является богоугодным делом, потому что она является ночью величия, добродетели и превосходства. Мусульмане верят, что в эту ночь Аллах принимает все молитвы. Про эту ночь в Коране сказано:
«Мы повелели снизойти Корану в ночь аль-Кадра
Как изъяснить тебе, что значит ночь аль-Кадра?
Дороже тысячи месяцев она!
В ночь эту ангелы и Дух
Нисходят с неба с Божьего соизволения,
Чтобы вершить все повеления Его.
И в эту ночь до появления зари
Мир воцаряется!» (Коран, 97).
Таким образом, в исламской традиции, совершение молитв и добрых дел в эту ночь лучше, чем их совершение на протяжении тысяч месяцев. Пророк Мухаммад сказал об этой ночи следующим образом: «Тому, кто совершит поклонение Богу в ночь Кадра, с искренней верой в Аллаха и с ожиданием вознаграждения от Него, прощаются все его прошлые грехи». (Хадис передан со ссылкой на Абу Хурайру и приводится в сборниках Бухари, Абу Давуда, Тирмизи и Насаи). Однако точная дата ночи Кадра неизвестна. Считается, что она приходится на нечетные дни последней декады Рамадана, так как пророк Мухаммад сказал: «Ищите ночь аль-Кадра в один из нечетных дней последних десяти дней месяца Рамадан» (Хадис передан со ссылкой на Абу Саида аль-Худри всеми передатчиками хадисов). Однако в сборнике хадисов Тирмизи есть упоминание о том, что ночь аль-Кадра приходится на двадцать седьмую ночь месяца Рамадан. Там приводятся следующие слова «Клянусь Аллахом! Ибн Масуд знал, что ночь Кадра приходится на двадцать седьмую ночь Рамадана, но он не говорил вам, дабы вы не теряли бдительность (Хадис передал Тирмизи). В сборнике хадисов Ахмада ибн Ханбаля также приводится хадис о 27 дне: «...тот, кто ищет ночь Кадра, пусть ищет ее в двадцать седьмую ночь». В связи с этими данными, мусульмане в качестве ночи Кадра официально почитают 27 день месяца Рамадан, хотя всем известно, что все-таки точная дата неизвестна и необходимо все дни Рамадана, а в особенности последнюю декаду проводить в усердном служении Аллаху. «Кадром» называется 97-я сура Корана, которая состоит из 5 аятов. Эта сура была ниспослана в Мекке, после суры «Абаса».
КАДР (кинокадр) (франц. cadre, от итал. quadro, осн. значение - рама)
1) отдельный фотографич. снимок (кад-рик) на киноплёнке, на к-ром зафиксирована одна из последоват. фаз движения снимаемого объекта или его статич. положения. Восприятие экр. изображения, ограниченного рамкой К., существенно отличается от непосредств. зрительного восприятия объектов съёмки. Заключение снимаемых объектов в пространств, границы, отделяемые рамкой, т. е. выбор обреза изображения (кадрирования), является одним из важнейших факторов первичного отбора объектов съёмки и представляет собой первый этап творч. организации материала в определённой изобразит. композиции. Задаче наиболее полного раскрытия идеи и содержания снимаемой сцены или события подчинены все элементы зрительной формы К.: особенности его линейного построения, пространств., тонального и колористич. решения, характера освещения, оптич. рисунка, выбора точек зрения и ракурсов, а также обреза изображения и границ пространства, отображаемого в К. Изобразит, композиция К. определяется не только конкретным содержанием каждого отдельного монтажного куска или эпизода, но и всем постановочным замыслом фильма.
2) Монтажный К. (отдельный монтажный кусок) - составная часть ф., содержащая тот или иной момент действия, снятый с помощью неподвижного или перемещающегося во время съёмки киносъёмочного аппарата. Каждый монтажный К. по своему содержанию, сюжетной последовательности, композиц. и ритмич. построению должен быть органически связан с др. смежными с ним и снятыми в разное время, с разл. точек зрения монтажными К. Путём их соединения при монтаже ф. в единое целое создаются логическая последовательность и непрерывность происходящего на экране действия.
3) Сценарный К. (в постановочном сц. ф.) - изложение содержания и подробное описание каждого отдельно снимаемого К. и происходящего в нём действия. В этом изложении даётся раскрытие идейно-худож. замысла снимаемой сцены, её изобразит, трактовки и намечаются методы постановочного решения.
А. В. Гальперин.
Syn: план
КАДР 1, а, м.
1. Отдельное ограниченное определёнными размерами изображение на фото- или киноплёнке, на теле- или киноэкране, отдельный фотографический снимок. Удачный, неудачный к. Оказаться в кадре, за кадром.
2. Отдельный эпизод, сцена в кинофильме. Мультипликационные кадры. Захватывающие кадры вестерна.
• За кадромо том, что осталось вне поля внимания или оказалось неизвестным, скрытым.
| прил. кадровый, ая, ое (к 1 знач.). Кадровое окно кинокамеры.
КАДР 2, а, м. (разг. шутл.). Об отдельном человеке как работнике. Ценный к.
(воен.) — Слово это в военной терминологии означает: 1) мирный состав от дельных войсковых частей и 2) постоянный состав таких частей (напр. учебные части, военно-тюремные заведения и проч.), которые имеют еще другой состав — переменяющийся. Вся современная военная организация определяется комбинацией двух прямо противоположных факторов: военного и экономического. Первый требует выставления, в случае войны, возможно большей, в численном отношении, армии; второй не допускает содержания армии, в мирное время, в том составе, какой необходим для войны. Поэтому являются две системы военной организации мирного времени: милиционная — когда все или некоторые части армии в мирное время вовсе не содержатся, и кадровая — когда все части армии содержатся и в мирное время, но в уменьшенном составе. Обе имеют свои достоинства и недостатки. Милиционная ложится меньшим бременем на население, но не дает достаточно подготовленных и сплоченных войсковых единиц и требует значительного времени для приведения войск на военное положение. Кадровая система, наоборот, тяжелее для населения, но в интересах военного дела предпочтительнее. Ныне всеми континентальными государствами Европы принята кадровая система, в общем почти везде одинаковая. Размер К., т. е. соотношение между составом мирного времени и военного, видоизменяется по родам войск и родам оружия. По родам войск наибольшие К. содержатся в войсках полевых или действующих, затем в резервных, еще меньшие — в запасных и в командах вспомогательного назначения. По родам оружия, численность кадров определяется степенью трудности подготовки людей для службы в том или ином роде оружия: наименьшие К. в пехоте, затем в инженерных войсках, затем в артиллерии, наибольшие — в кавалерии, содержимой постоянно почти в полном составе военного времени. Общая численность кадров составляет не более 1/4 . и даже 1/5 всех вооруженных сил государства.
К.-К.