25 ноября 2024
450 тысяч слов
+11 за сегодня

Рифмы к слову казань

по алфавиту
по длине
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Значение слова казань

Католическая Энциклопедия:

город в РФ, осн. в 1177; нас. 1089,9 тыс. чел. (1996). Был столицей Казанского ханства, в 1552 завоеван Вел. княжеством Московским (Иван IV Грозный); с 1708 — губернский город; в 1920–90 — столица Татарской АССР, с 1990 — Республики Татарстан.

Первые католики в К. появились во 2-й пол. XVII в. после русско-польской войны; в осн. это были поляки, которые создали в К. национальную общину, насчитывавшую ок. 180 чел. С XVIII в. в К. также жили католики нем. происхождения. Сохранилось свидетельство о том, что катол. священник был в К. с 1824 (ходатайство свящ. Остиана Галимского от 1856). После присоединения к России части терр. Польск. Королевства (1772) число католиков стало быстро расти; после восстания в Польше 1830–31 резко увеличилось число ссыльных католиков (в 1833 — ок. 400 чел.). В 1833 имп. Николай I предписал учредить при штабах округов Внутр. стражи должности римско-катол. капелланов. В воинских частях 4-го округа, охватывавшего Казанскую, Вятскую, Нижегородскую, Пермскую и Симбирскую губернии, было ок. 2 тыс. военнослужащих-католиков; катол. храм в К. считался воен. объектом. Первым воен. капелланом 4-го округа стал в 1835 свящ.-францисканец (OFMObs) Виктор Усаковский. В губерниях округа проживало ок. 2 тыс. гражданских ссыльных католиков; в Симбирске, Шадрине, Соликамске, Вятке, с. Оса Пермской губ., с. Слободское Вятской губ. открывались часовни и совершались богослужения. Катол. священники, служившие в этих населенных пунктах, были приписаны к казанскому приходу, и воен. капеллан О. Галимский совершал регулярные визитации. В самой К., согласно переписи 1855, было ок. 550 католиков мужского пола (без учета детей), в т.ч. 6 генералов, 140 офицеров и чиновников, 350 солдат. В числе католиков, проживавших в то время в К., был О.М. Ковалевский (1801–78), автор монгольско-русско-франц. словаря, член-корреспондент петерб. Академии наук, в 1855–60 бывший ректором Казанского университета.

1.11.1858 в К. был освящен катол. храм во имя Воздвижения Креста Господня, постройка которого началась в 1856. В 1859 из Рима по благословению Папы Пия IX туда был прислан ковчег с частицей Креста Господня. Участок для римско-катол. кладбища был отведен на Арском поле указом Дух. консистории в 1858 (до того католиков хоронили на лютеранском кладбище). В 1885 у юж. ограды кладбища для отпевания покойных была выстроена часовня Страстей Господних.

С 1864 4-й округ Внутр. стражи был преобразован в Казанский воен. округ. Его новый капеллан, свящ. Иоанн Пукень в 1864 был назначен также и настоятелем Казанского катол. прихода, который с 1865 вошел в состав Могилёвской епархии. До 1884 к Казанскому приходу относились Казанская, Вятская, Нижегородская, Пермская и Симбирская губ., а также военнослужащие-католики, находившиеся на терр. Саратовской губ.; в 1873 в приходе числилось более 20 тыс. прихожан.

С 1884 в Казанский приход входило только гражданское население К. и Казанской губ. (в т.ч. ссыльные), а настоятели его совмещали руководство приходом с должностью капеллана Казанского воен. округа, прихожанами которого были военные-католики вышеперечисленных губ. Должность воен. капеллана была упразднена с 1897. В 1897 в Казанской губ. проживало более 2 тыс. католиков (без учета детей), в т.ч. ок. 1760 чел. — в самой К. (1,2% нас.). В этом году в К. было основано катол. Об-во пособия бедным, при котором в 1903 был открыт детский приют, действовавший до 1910. Приходскую 4-летнюю школу открыли в 1907; здание для нее было построено по проекту арх. Л.К. Хрщоновича.

С началом Первой мировой войны число католиков в Казанской губ. стало расти: в Казанском гарнизоне было ок. 6 тыс. католиков; в 1914 в Казанской губ. были поселены более 1000 интернированных герм. и австр. католиков; летом 1915 в К. было ок. 12 тыс. военнопленных катол. вероисповедания.

После Октябрьской революции 1917 здание и имущество катол. храма в К. были национализированы, но отданы в пользование верующим; катол. община К. была зарегистрирована органами сов. власти, и в храме продолжались службы. Последний настоятель прихода свящ. В. Францкевич покинул К. в сент. 1918 вместе с частями Белой армии, и после 1918 постоянного священника в катол. приходе К. не было. В 1925–29 администратором прихода был свящ. А. Дземешкевич (1891–1937). В 1922 были конфискованы церк. ценности, в 1927 здание храма отобрано у катол. общины К. Большим разрушениям подверглось катол. кладбище.

Казанский катол. приход Воздвижения Креста Господня был возрожден 7.08.1995 декретом архиеп. Тадеуша Кондрусевича, служение в приходе поручено священникам из монаш. Ин-та Воплощенного Слова. В авг. 1995 член этой конгр. свящ. Хуан Карлос Сакк был назначен первым настоятелем возрожденного прихода. С марта 1996 в приходе работают монахини Ин-та служительниц Господа и Пресв. Богородицы. В дек. 1996 городские власти вернули приходу здание катол. часовни на Арском кладбище К., и после реставрации она была освящена в сент. 1998 еп. Клеменсом Пиккелем. С сент. 1997 настоятелем Казанского катол. прихода является свящ. Диогенес Уркиза.

В наст. время Казанский катол. приход относится к епархии Св. Климента и насчитывает ок. 300 чел. В катол. общине К. проводится катехизация детей, молодежи и взрослых, занятия хора, уроки иностр. яз., устраиваются театральные представления; действуют благотворительный фонд «Каритас» и движение «Легион Марии», работает приходская библиотека. Для прихожан периодически проводятся духовные упражнения. Городские власти отвели место для строительства нового катол. храма.

Лит-ра: Липаков Е.В., Нугманова Г.Г. История католического прихода в Казани. Казань, 1997; Новиньский Ф. Казань глазами ссыльных поляков // Сибирь в истории и культуре польского народа. М., 2002, с. 59–74.

О. Квирквелия, М. Афанасьева

Все значения

Предложения со словом казань

  • Самым значительным здесь было переселение с территории булгарской метрополии между Камой и Самарской лукой на земли Заказанья.
  • Исследуя историю Казани и Заказанья, Марджани закладывает и основы истории региона.
  • Ученые считают, что слово «казань» происходит от названия одного из тюркских племен – каз, когда-то давно жившего в бассейне реки, впоследствии именовавшейся Казанкой.