казачок, казачка, муж.
1. уменьш.-ласк. к казак (разг. фам.).
2. В старинном дворянском быту - мальчик-слуга, одетый в казакин или черкеску. «Князь Шаликов, газетчик наш печальный, элегию семье своей читал, а казачок огарок свечки сальной в руках со трепетом держал.» Пушкин и Баратынский (совместно).
3. Украинский танец с постепенно ускоряющимся темпом, в размере 2/4.
короткий женский жакет в талию.
I.
, а, м.
Мальчик-слуга в дворянском доме, одетый в казакин или черкеску.
* ► Князь Шаликов, газетчик наш печальный, Элегию семье своей читал. А казачок огарок свечки сальной Перед певцом со трепетом держал. // Пушкин. Стихотворения //; Александра Павловна, подозвав своего казачка, велела ему войти в неё [избушку] и спросить о здоровье хозяйки. // Тургенев. Рудин // *
II.
и КОЗАЧОК, а, м.
Народный танец с постепенно ускоряющимся темпом; музыка к этому танцу.
* ► Толпа чем далее росла; к танцующим приставали другие, и нельзя было видеть без внутреннего движения, как все отдирало танец самый вольный, самый бешеный, какой только видел когда-либо свет, и который, по своим мощным изобретателям, назван козачком. // Гоголь. Тарас Бульба // *
КАЗАЧОК 1, чка, м.
1. см. казак.
2. В старинном дворянском быту: мальчик-слуга.
КАЗАЧОК 2, чка, м. Народный танец ускоряющегося ритма, а также музыка в ритме этого танца [первонач. у казаков]. Плясать казачка.
— казацкий танец в скором движении, в 2/4. Художественную обработку К. получил у Даргомыжского, Серова, Чайковского и у др. русских композиторов.
народный танец (украинский К., кубанский К., терский К. и др.). Музыкальный размер 2/4. Наибольшее распространение получил украинский К. ≈ живой, весёлый танец импровизационного характера. К. исполняется парами. Первая музыкальная обработка К. приписывается польскому лютнисту и композитору С. Дусяцкому (1-я четверть 17 в.). В рус. рукописных сборниках мелодия К. встречается со 2-й половины 18 в. К. появляется во французских балетах и особую популярность приобретает в 1820-х гг. (после пребывания русских войск в Париже). В начале 19 в. в России К. исполнялся как бальный танец. А. С. Даргомыжский написал для симфонического оркестра «Малороссийский казачок» (1864).