22 ноября 2024
450 тысяч слов
+44 за сегодня

Разборы слова калининград

все
по составу
морфологический
фонетический

Морфологический разбор слова калининград

  1. имя существительное, означает географический объект: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, именительный падеж, единственное число
Обратите внимание: морфологический разбор слова "калининград" произведён по специальному машинному алгоритму и он может быть неточным.

Фонетический разбор слова калининград

Ударение, транскрипция: калинингра́д→[кал’ин’инграт]
В слове «калинингра́д»: слогов—3 (ка-ли-нин-град), букв—11, звуков—11
Возможные переносы: ка-ли-нин-град

Разбор по буквам:

  • к: [к]:согласный, глухой парный, твёрдый
  • а: [а]:гласный , безударный
  • л: [л’]:согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , мягкий
  • и: [и]:гласный , безударный
  • н: [н’]:согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , мягкий
  • и: [и]:гласный , безударный
  • н: [н]:согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , твёрдый
  • г: [г]:согласный, звонкий парный, твёрдый
  • р: [р]:согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , твёрдый
  • а: [а]:гласный , ударный
  • д: [т]:согласный, глухой парный, твёрдый
Обратите внимание: фонетический разбор слова "калининград" произведён по специальному машинному алгоритму и он может быть неточным.
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Значение слова калининград

Католическая Энциклопедия:

(до 1946 — Кёнигсберг, Königsberg) — город в РФ, центр Калининградской обл.; нас. 422,1 тыс. чел. Основан в 1255 рыцарями Тевтонского ордена как крепость в ходе покорения земель пруссов, вскоре стал важным портовым городом. После секуляризации Тевтонского ордена в 1525–1618 стал резиденцией прус. герцогов, с 1618 — в составе Бранденбургско-Прусского гос-ва, с 1701 — Королевства Прусского (лПруссия). В период Семилетней войны 1756–63 взят рус. войсками в 1758 и до 1762 был центром рос. генерал-губернаторства Вост. Пруссия. С 1871 вошел в состав Германской империи. Во время Второй мировой войны был взят сов. войсками 9.04.1945 и по решению Потсдамской конференции 1945 К. вместе с прилегающей терр. (1/3 бывшей Вост. Пруссии) отошел к СССР. В 1946 переименован в честь сов. гос. деятеля М.И. Калинина. Христианизацию терр. Вост. Пруссии начал во 2-й пол. X в. Адальберт Пражский. На дальнейшую миссион. деятельность повлияло признание этих земель со стороны Свящ. Рим. империи сферой польск. влияния. В нач. 1009 проповедовать Евангелие сюда отправился Бруно Кверфуртский, однако, как и Адальберт Пражский, он погиб мученической смертью. Спустя 100 лет его дело продолжили польск. цистерцианцы. 4.09.1210 Папа Иннокентий III в булле Coelestis agricola поручил пастырскую опеку над терр. Пруссии (до назначения там собственного епископа) Гнезненскому архиепископу. 18.02.1216 еп. Пруссии был назначен Христиан. Племена язычников-пруссов совершали нападения на неофитов-христиан и миссионеров Вост. Пруссии, а также набеги на соседние польск. земли. Папа Гонорий III призвал весь христ. мир защитить новообращенных пруссов в крестовом походе против язычников, который состоялся в 1222 и был повторен в 1223. В то же время возник план христианизации Пруссии силами рыцарских орденов. Завоевание терр. Вост. Пруссии с одновременной христианизацией начал Тевтонский орден. В 1236 Папа Григорий IX уполномочил легата Вильгельма Моденского разделить терр. Пруссии на 3 еп-ва. Это решение подтвердил 29.07.1243 Папа Иннокентий IV, и были созданы 3 прус. еп-ва: Помезанское, Вармийское и Самбийское. Вплоть до 1821 терр. Вост. Пруссии входила в состав двух еп-в: юж. часть принадлежала к Вармийскому еп-ву, а остальные — к Самбийскому. Церк. управление осуществлялось одновременно двумя ординариями, вармийским и самбийским, которые до 1-й пол. XVI в. подчинялись Рижской митрополии. В Самбийском еп-ве (в отличие от Вармийского) все ординарии вплоть до начала Реформации были членами Тевтонского ордена. 3-й Самбийский еп. Генрих I фон Штриттберг (прежде еп. Вармийский), объявил Кёнигсберг столицей еп-ва, а Фишхаузен (совр. г. Приморск) — резиденцией епископов. В 1285 был создан кафедр. капитул с резиденцией в Кёнигсберге (его членами были исключительно дух. лица из Тевтонского ордена); в 1330–80 был построен кафедр. собор. Вскоре на терр. Самбийского еп-ва начали деятельность 2 мужских монастыря (лкармелитов и францисканцев), а также 3 женских монастыря (лцистерцианок, бенедиктинок и Конгрегации св. Елизаветы Венгерской). Первые приходы на терр. Вост. Пруссии возникли сразу после создания еп-ва: в 1249 было основано 8 катол. приходов, все над Вислинским заливом. Во 2-й пол. XIII в. было построено 3 катол. храма: 2 в Кёнигсберге и 1 в Фишхаузене. До 1350 было построено 35 катол. храмов; в период между 1350 и 1500 — еще 57. На дальнейшую судьбу Католической Церкви в Вост. Пруссии оказала влияние деятельность Лютера. В Пруссии его сторонниками стали великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт фон Гогенцоллерн, Помезанский еп. Эрхард Куайсс и Самбийский еп. Георг Поленц, который перешел в протестантизм в 1524; в мае того же года он начал секуляризацию монастырей. Г. Поленца поддержал вел. магистр Альбрехт, который заключил в Кракове мир с польск. королем Сигизмундом I Старым, а затем секуляризировал Тевтонский орден и стал вассалом Польши в качестве прус. герцога. 10.12.1525 произошел офиц. переход в лютеранство всего Самбийского еп-ва и частей Вармийского еп-ва, входивших в герцогство Пруссии; эта терр. была включена в протест. Самбийское еп-во. Хотя Самбийское катол. еп-во номинально продолжало существовать и терр. герцогства Пруссии входила в Вармийское еп-во, на практике деятельность Католической Церкви на этих землях была прекращена. Первая офиц. попытка вернуть Самбийское еп-во в лоно Католической Церкви была предпринята на синоде в Пётркове (Польша) в 1577; собравшиеся епископы в присутствии апост. нунция Викентия Лаурео и примаса Польши Якуба Уханьского обратились к королю Стефану Баторию с просьбой возродить Самбийское еп-во; однако никаких офиц. действий в этом направлении не последовало. В 1605 бранденбургский герцог Иоахим Фридрих гарантировал католикам свободу вероисповедания. Католики получили также все гражданские права: возможность занимать любые должности, строить молитвенные дома, часовни и храмы. Кроме того, герцог обязался за свой счет построить в Кёнигсберге катол. храм и ежегодно выплачивать его настоятелю по 1000 флоринов. Однако сын Иоахима Фридриха Иоанн Сигизмунд отказался исполнять обещания отца. Король Польши Сигизмунд III в 1609 созвал комиссию, которая должна была укрепить королевскую власть в Пруссии и обеспечить права католиков. 7.11.1611 польск. сейм принял конституцию De feudo ducatus Prussiae, которая подтвердила условия 1605 относительно вопросов вероисповедания. С того времени принципы свободы вероисповедания официально действовали в течение почти 200 лет, хотя не всегда соблюдались на практике. При участии польск. королевского двора и Вармийского еп. Симона Рудницкого в 1614 началось строительство катол. храма в Закхайме (районе Кёнигсберга), спустя 2 года храм был открыт; первая месса состоялась в нем 11.12.1616. Одновременно с созданием катол. прихода в столице бывшего Самбийского еп-ва появилась возможность офиц. принятия в юрисдикцию епископа Вармийского католиков герцогства Пруссии. Это было закреплено в бреве Папы Павла V Quas dedit Amplitudo tua от 7.12.1617. Т.о., Вармийские еп. получили юридические основания для дух. попечительства над прус. католиками. Поскольку Самбия так и не имела собственного катол. епископа, Вармийские еп. с 1635 добавляли к собственному титулу «... et Sambiensis». В катол. приходе Кёнигсберга настоятелями были священники Вармийского еп-ва, а викариями (с небольшими перерывами) — иезуиты. В 1647 при катол. храме был открыт постоянный миссион. центр. Результатом его деятельности стал переход в католичество ок. 1000 протестантов, состоявшийся год спустя. В 1650 иезуиты открыли в Кёнигсберге госпиталь, а 3 года спустя — школу для детей из катол. семей. В силу привилегий, данных иезуитам 30.04.1659 польск. королем Яном Казимиром, они могли заниматься пастырской деятельностью не только по всей Пруссии, но и в Курляндии, Семигалии и Лифляндии. В 1764 здание катол. храма в Кёнигсберге сгорело. Строительство нового храма было начато 5 лет спустя и завершено в 1777. Приход в то время насчитывал ок. 5 тыс. человек. Этот храм сильно пострадал во время Второй мировой войны от налетов англ. авиации в авг. 1944 и штурма города сов. войсками в апр. 1945. В 1960-е руины храма были снесены. Др. постоянный миссион. центр был создан в нач. XVIII в. в Тильзите (совр. Советск). Мессы служились также в частных катол. часовнях, которые начиная с XVII в. строили католики-дворяне, напр. в Норденбурге (совр. пос. Крылово Гусевского района) — имении графов Шлибен и в Зентайнене (ок. Тильзита) — имении графов фон Глишен-Дренговских. После присоединения Вармии к Пруссии (в силу указа короля Фридриха II от 13.09.1772) катол. епископы были лишены светской власти на терр. своих еп-в и подчинены юрисдикции протест. правителей, которые вскоре также завладели землями Польского гос-ва (разделы в 1793 и 1795). Новая полит. ситуация повлекла за собой адм. реорганизацию Католической Церкви в Пруссии, осуществленную Апост. Престолом согласно булле Папы Пия VII De salute animarum от 16.07.1821. Вармийское еп-во теперь включало также Жулавский, Новоставский, Мальборкский, Штумский и Дзежгоньский деканаты, ранее принадлежавшие к Холмскому еп-ву и упраздненному этой буллой Самбийскому еп-ву. С тех пор до конца Второй мировой войны терр. совр. Калининградской обл. целиком входила в состав Вармийского еп-ва. В 1821 на этой терр. действовали 2 прихода, в которых работали епарх. священники (после роспуска в 1780 в Пруссии Об-ва Иисуса); в Кёнигсберге, Тильзите и Мемеле (совр. Клайпеда, Литва) работали бернардинцы. Миссион. центр в Мемеле был открыт в кон. XVIII в., но пастырское служение там начали еще в 1740 бернардинцы из монастыря в Кроттингене (совр. Кретинга, Литва). В Мемеле, на месте, дарованном королем Фридрихом II, в 1783 была построена часовня. Миссион. центр получил ранг прихода в 1842, в 1862–65 был построен новый храм. Очередной центр пастырского служения на терр. Вост. Пруссии был образован в нач. XIX в. в Шилльгаллене (совр. Шильгаляй, Литва), в 1814 там была построена небольшая часовня. В 1842 миссион. центр в Шилльгаллене получил права прихода, в 1882 был освящен новый катол. храм. Катол. часовня в Робкоене (ныне Литва) была создана в 1865, а 4 года спустя там был освящен новый катол. храм. В 1850 был построен и освящен катол. храм в Шиббене (совр. Чибай, Литва). 15.01.1852 был создан Самбийский деканат с резиденцией в Кёнигсберге; ему были подчинены приходы Кёнигсберга (1300 чел.), Тильзита (2767 чел.), Мемеля (1390 чел.), Шилльгаллена с часовней в Шиббене (1500 чел.) и Бартшкемена, ок. Пиллькаллена (совр. Добровольск). Затем появились также пастырские центры в Хайлигенбайле (совр. г. Мамоново) в 1852, Бильдервайтшене (совр. пос. Луговое) в 1857 (здание храма сохранилось до наст. времени), в Ридельсберге в 1863 и в Инстербурге (совр. Черняховск) в 1864 (здание храма сохранилось и в 1993 возвращено католикам). В 1869 из Самбийского деканата был выделен Литовский деканат с резиденцией в Тильзите. С тех пор на терр. Вост. Пруссии действовали 2 деканата, Самбийский и Литовский; к первому (с резиденцией в Кёнигсберге) относились приходы в Кёнигсберге, Мемеле, Инстербурге и община при часовне в Коршеллене (совр. пос. Мичурино); ко второму — приходы в Тильзите, Шилльгаллене, Бильдервайтшене, Шиббене, Ридельсберге и Робкоене. В 1870 все катол. приходы насчитывали 6378 чел., а в 1900 — 10 616 чел. Из женских монашеских конгрегаций в Вост. Пруссии в XIX в. работали монахини из Конгрегации св. Елизаветы Венгерской, прибывшие в Кёнигсберг в 1864. В 1890 монахини этой конгр. открыли небольшой госпиталь. В 1898 в Кёнигсберге была учреждена гл. обитель прус. провинции Конгр. св. Елизаветы Венгерской. В период «Культуркампфа» на терр. Вост. Пруссии было достаточно сильным движение старокатоликов; с 1875 они владели храмами в Кёнигсберге и Инстербурге. Деятельность старокатоликов прекратилась в 1886. В 1904–07 в Кёнигсберге был построен катол. храм Св. Семейства в неоготическом стиле (ныне в здании храма располагается концертный зал), в 1931–32 — храм Св. Иосифа (здание сильно перестроено). В 1932 было завершено строительство катол. храма Св. Адальберта, начатое в 1904 (ныне в нем располагается науч. лаборатория). Всего в 1938 на терр. Вост. Пруссии в границах нынешней Калининградской обл. было 17 катол. приходов и 25 часовен. После окончания Второй мировой войны терр. Вост. Пруссии была поделена между Польшей и СССР (при этом часть отошла к Литовской ССР, а часть — к РСФСР. С 1948 по 1967 на терр. Калининградской обл. не было ни одной рел. общины или организации. В 1967 была зарегистрирована община баптистов в пос. Первомайский неподалеку от К. С 1985 началась регистрация общин Русской Правосл. Церкви. 1.11.1990 в Калининградском гос. ун-те состоялась первая после войны торжественная месса; ее служил свящ. Анупрас Гауронскас из литов. епархии Тельшяй. В 1991 еп. А. Ваичюс из этой епархии доверил о. А. Гауронскасу пастырское попечение над католиками Калининградской обл. В июне 1991 архиеп. Тадеуш Кондрусевич направил для работы в К. и Калининградской области свящ. Ежи Стецкевича. Вскоре в К. был зарегистрирован приход Св. Семейства, месса совершалась у стен храма Св. Семейства (который до сих пор не возвращен католикам). С помощью евангелизационного центра в Майнингене и нем. катол. организации «Kirche in Not» был создан первый в К. катол. центр с часовней (ул. Марины Расковой, 15). В 1992–93 для богослужений в городах Калининградской обл. использовалась передвижная часовня. В 1992 областная администрация приняла решение о передаче катол. общине храма Св. Адальберта (однако это решение не было исполнено), после чего был зарегистрирован второй катол. приход в К. — Св. Адальберта. В том же году католикам был передан храм в Большакове. Осенью 1992 в К. из Германии приехали первые монахини Конгр. Божией Матери Шенштаттской, а в 1993 из Польши — монахини-назаретанки. В 1993 в К. открылся филиал моск. богосл. Колледжа св. Фомы Аквинского и зарегистрирована благотворительная организация «Каритас» («Каритас-Запад»). Под руководством диакона Хельмута Квирренбаха из об-ва «Lumen Christi» в К. была привезена из Германии большая часовня, способная вместить до 1000 чел., которую установили на берегу р. Прегола (с весны 1994 до лета 2000 эта часовня была единственным катол. храмом в К.). Для работы в возвращенном катол. храме в Черняховске приехал свящ.-францисканец Чеслав Козел (OFMConv); при храме был зарегистрирован приход Св. Бруно Кверфуртского. 11.06.1994 в Техническом ун-те прошла первая науч. конференция, посвященная св. Адальберту, в которой приняли участие представители Католической, Православной и Евангелической Церквей. С июня 1994 издается катол. газета на рус. яз. Калининградский католический вестник. В конце апр. 1995 архиеп. Тадеуш Кондрусевич освятил 4 новые часовни, построенные нем. организацией «Реновабис» — в Мамонове, Раздольном, Светлом и Залесье. С этого же времени в Калининградской обл. начали свою деятельность монахини Конгр. св. Екатерины Александрийской. Катол. общины К. в ноябре 1995 посетил апост. нунций архиеп. Дж. Буковски, который вместе с архиеп. Т. Кондрусевичем освятил участок земли в центре К. под строительство храма Св. Адальберта, а также новую столовую для бедных, организованную при приходе Св. Семейства Мальтийской службой помощи из Германии. В нач. 1997 в К. был зарегистрирован Рос. фонд св. Адальберта, а через неск. недель — катол. издательство «Адальбертинум». Гл. рел. событием 1997 в Калининградской обл. стало 1000-летие смерти св. Адальберта: 23.04.1997 на предполагаемом месте гибели св. Адальберта на побережье Балтийского моря был установлен 10-метровый крест, 2–4.05.1997 прошли общеевроп. юбилейные торжества. Осенью 1997 приход Св. Адальберта начал пастырское попечение над моряками: группа добровольцев стала издавать журнал для моряков и рыбаков Stella Maris на рус. язык. Весной 1998 катол. община К. начала строительство храма Св. Адальберта. В наст. время в К. богослужения совершаются в часовне Божией Матери Фатимской, действует приходский центр, включающий библиотеку, читальный зал и катехизационные классы. Калининградская обл. является епископским викариатом, на ее терр. зарегистрировано 23 прихода, объединенных в 2 деканата — Калининградский и Советско-Черняховский. Кроме того, пастырская деятельность ведется еще в 8 общинах. В области работают 17 свящ., 2 диакона, 13 монахинь. Католики составляют ок. 4% населения Калининградской области. Катол. приходы К. и Калининградской обл. относятся к архиепархии Божией Матери с центром в Москве. Лит-ра: Лависс Э. Очерки по истории Пруссии. М., 1915; Губин А.Б., Строкин В.Н. Очерки истории Кёнигсберга. Калининград, 1991; Восточная Пруссия. Калининград, 1996; Стецкевич Е. Войцех Адальберт. Калининград, 1999; Lehmann M. PreuІen und die katholische Kirche seit 1640. Lpz., 1878–94. 7 Bd.; Weber L. PreuІen vor 500 Jahren in culturhistorischer, statistischer und militКrischer Beziehung: Nebst Special-Geographie. Danzig, 1879; Dr. Warmiensis [Matern G.]. Katholizismus und Protestantismus in OstrpreuІen einst und jetzt. Braunsberg, 1898; Dittrich F. Geschichte des Katholizismus in AltpreuІen // Zeitschrift fЯr die Geschichte und Altertumskunde Ermlands 13 (1901), 1–289, 493–741; Idem. Der Kulturkampf in Ermlande. B., 1913; Idem. Die katholische Kirche und Gemeinde zu KЪnigsberg. KЪnigsberg, 1914; Steinki J. Katholische Caritas und katholisches Vereinswesen in der DiЪzese Ermland. Braunsberg, 1931; Gause F. Die Geschichte der Stadt KЪnigsberg in PreuІen. KЪnigsberg, 1965–68. 2 Bd.; Kumor B. Granice metropolii i diecezji polskich (966–1939). Lublin, 1969; Mortensen G. Historisch-geographischer Atlas des PreuІenlandes: Lieferung 3: Der Gang der KirchengrЯndungen (Pfarrkirchen) in AltpreuІen. Wiesbaden, 1973; Wermter E.M. Geschichte der DiЪzese und des Hochstiftes Ermland. MЯnster, 1977; Kopiczko A. UstrЧj i organizacja diecezji warmifskiej 1525–1772. Olsztyn, 1993.

А. Копичко, о. Е. Стецкевич

Все значения

Предложения со словом калининград

  • Русские засекретили калининградскую историю самым тщательным образом.
  • Большинство калининградцев решение президента одобрили, но были и такие, кто затаился, так как понимали, безразличию к нуждам людей, казнокрадству пришел конец.
  • И мало кому из калининградцев, а уж тем более приезжих, известно, что здесь, в условном треугольнике, образуемом Ленинским и Московским проспектами и улицей Генерала Галицкого, до сих пор остаются невыясненными, непроверенными ряд версий, касающихся судьбы Янтарной комнаты.
  • Стоять оно будет ни одно столетие, и напоминать потомкам о беспримерном гражданском подвиге калининградского бизнесмена, который не стал вывозить заработанные деньги за границу, как это делают некоторые известные в области бизнесмены, а инвестировал их развитие региона.