камень, камня, мн. камни, камней и (редк.) камней, и каменья, каменьев, муж.
1. только ед., собир. Всякая горная порода, твердая, нековкая и не распускающаяся в воде, в виде отдельного куска или массы. Улицы вымощены камнем. Камень уступает место железобетону.
2. Отдельный кусок такой породы. Куча камней (или каменьев). Дорожка усыпана мелкими камнями. Драгоценные камни.
| (мн. камни). Драгоценный камень (разг.). Булавка с камнем. Вся в камнях, разряженная. *****
5. только ед., перен. Душевная тяжесть, горе (разг. и поэт.). Камень на сердце лежит. Камень с души свалился.
6. (мн. камни). Окаменелое образование болезненного происхождения во внутренних органах (мед.). Желчные камни. Камни в печени.
• Камня на камне не оставить (ритор.) - разрушить до основания (библейское выражение). «Пролетариат ломает его (старый аппарат государственной власти) вдребезги, не оставляет в нем камня на камне.» Ленин. Бросать камнем в кого (книж.) - осуждать (от древней казни - побивать каменьями). Краеугольный камень - см. краеугольный. Камень преткновения - см. преткновение. Камни вопиют - см. вопиять. Винный камень - см. винный. Камень за пазухой (держать) на кого или против кого (разг.) - перен. о затаенной злобе на кого-нибудь, о скрытном намерении мстить, вредить кому-нибудь пробный камень - см. пробный. Камнем упасть (свалиться и т.п.) - упасть с быстротой и тяжестью падающего камня. «Сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее (собаки) мордой.» А.Тургенев.
м., горн., часто с опред. // Вонючий камень. Известняк. — Основанием им (пескам) служит вонючий камень. ГЖ, 1846, № 5: 231; // Почвенный камень. Твердые горные породы, лежащие в основании золотоносного пласта. — Пески вынимаются до самого почвенного камня. ГЖ, 1844, № 12: 362; // Сливной камень. Особо твердые, массивные горные породы. — Почва: сливной, плотный камень. Ф. 293, о. 1, д. 25, л. 2 (1881 г.)
Древнерусское – камы.
Существительное встречается в письменных памятниках XI в. в форме «камы». В древнерусский язык слово перешло из старославянского, в котором оно имело ту же форму.
Родственным являются:
Польское – kamien.
Производные: каменный, каменеть, окаменелость, каменщик, камешек.
(древнеевр. 'eben, греч. πέτρος, λιθος, лат. lapis, saxum, petra).
С доисторических времен у разных народов К. благодаря его твердости, тяжести, неподвижности, неподвластности времени считался причастным к сверхъестественным силам. Участки земли, где расположены валуны и скалы, выделяющиеся из окружающего пейзажа, становились свящ. местами, а сами эти К. — жертвенниками. Свящ. К. нередко были связаны со свящ. рощами и источниками. К. обозначали границы между территориями племен и владениями отд. семей: т.о., эти границы носили свящ. характер (их нерушимость защищали племенные и родовые боги). К. играли роль надгробных памятников: они защищали живых и мертвых от возможного взаимного вреда, примиряли тех и других. Важную рел. функцию играли К., упавшие с неба (метеориты).
В Библии осн. обрядовая функция К. — жертвенник (Исх 24, 4; Втор 27, 2–8; 1 Цар 14, 33; 3 Цар 1, 9; 18, 31–32); он должен быть нетесаным (Исх 20, 25). Каменными были скрижали Завета (Исх 24, 12). При строительстве Иерус. храма использовались дорогие обработанные камни (3 Цар 7, 9–11; 4 Цар 22, 6). Из К. изготовлялись сосуды для воды, предназначенной для очищения (Ин 2, 6). К. складывались на могилах (Быт 35, 20; 2 Цар 18, 17–18) или закрывали вход в гробницу (Мк 15, 46).
В ранний период иуд. истории К. воздвигались как памятники в местах особых явлений Бога (Быт 28, 18; 35, 14), важных событий в истории Израиля (Ис Нав 4, 3.20), как знаки в память о союзе, свидетель которому — Бог (Быт 31, 44–54). Позже воздвижение культовых К. («столбов») запрещалось как связанное с идолопоклонством (Исх 23, 24; 34, 13; Лев 26, 1; Втор 7, 5; 12, 3; 16, 22). В ряде библ. текстов К. означает идола в противоположность Богу (Прем 13, 10; Иер 2, 27; Деян 17, 29).
В Св. Писании К. нередко имеет и др. символику, олицетворяя мертвое, бесполезное, противопоставляется плоти (Иез 10, 19; 2 Кор 3, 3), хлебу (Мф 4, 3; 7, 9). Однако, согласно Лк 3, 8, Бог может из камней сделать новых сынов Авраама, т.е. новый народ Божий, в посрамление старого, неверного Богу: это аллюзия на Ис 51, 1–2, где рождение потомства Авраама уподобляется высечению из скалы. Этот же текст, возможно, имеет в виду Иисус, называя Петра (имя которого означает К. или скалу) тем К., на котором Он воздвигнет Свою Церковь (Мф 16, 18) — новый народ Божий, новый Храм, состоящий из живых К. (Еф 2, 20–21) — христиан. Христос — краеугольный К. этого нового Храма (термин обозначал как общее основание, на которое опирались смежные стены, так и завершение свода — замковый К.; в любом случае речь идет о К., держащем все здание). Образ надежного краеугольного К., полагаемого Богом, восходит к пророкам (Ис 28, 16; Зах 3, 9; 4, 7). С др. стороны, согласно Пс 118, 22, главою угла стал К., прежде отвергнутый строителями. Мк 12, 10 и Деян 4, 11 применяют этот образ к Иисусу Христу, имея в виду Его смерть и воскресение. Этот образ соединяется и с образом К. преткновения и соблазна (1 Петр 2, 4–8; Рим 9, 32–33), восходящим к Ис 8, 14. Согласно Лк 20, 17–18, тот, кто упадет на этот К., разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (эти слова намекают на К., который, согласно Дан 2, 31–45, окончательно сокрушит все царства). Иисус — не только краеугольный К. для спасенных Им, но и причина гибели всех тех, кто противодействует Богу.
1 Кор 10, 4 говорит об Иисусе как о К. — источнике воды (ср. Ин 4, 10). Этот образ вызывает в памяти скалу, из которой вследствие удара Моисея забил источник (Исх 10, 4; Числ 20, 11).
Отд. группу свящ. К. образуют драгоценные К. Благодаря игре света, как бы отражающей Божественное сияние, а также их редкости, труднодоступности, дорогой цене в них видели особые символы божества и украшали ими свящ. предметы. Часто этим К. приписывались магические свойства. 12 различных драгоценных К. украшали наперсник первосвященника (Исх 17, 20; 39, 10–12; Иосиф Флавий, Иудейская война 5, 234, Иудейские древности 3, 168). В разных источниках состав и порядок этих К. неск. отличаются. Перечень К., которыми украшены одежды царя Тирского (Иез 28, 13), включает 9 из 12 К. наперсника. Еще один похожий список — К., которыми украшены 12 оснований нового Иерусалима (Откр 21, 19–20; ср. Тов 13, 16–17; Ис 54, 11–12). Не только толкование символики, но и идентификация библ. К. — сложная проблема, т.к. древние названия не совпадают с современными: в древности К. классифицировались гл. обр. по цвету, а не по твердости и химическим свойствам, как сейчас.
Лит-ра: Evans J. The Magical Jewels of the Middle Ages. Ox., 1923; Cooper C.W. The Precious Stones of the Bible. L., 1924; Pazzini A. Le pietre preziose nella storia della medicina e nella legenda. R., 1939; Sciascia P. Lapis reprobatus. R., 1959; Eliade M. Histoire des croyances et des idОes religieuses. P., 1976, vol. 1; Oss D.A. The Interpretation of the «Stone» Passages by Peter and Paul // Journal of the Evangelical Theological Society 32 (1989), 181–200; Sacred Sites, Sacred Places. L., 1994.
А. Горелов
порог на реке.
В камень стрелять - только стрелу терять - заниматься чем-либо заведомо неисполнимым - значит попусту тратить время и силы
Держать камень за пазухой - затаить злобу на кого-либо, иметь в душе намерение мстить, вредить кому-либо
Забросать (или закидать) камнями - подвергнуть осуждению
Камня на камне не оставить -
1) разрушить до основания
2) перен. беспощадно раскритиковать
Камень на сердце - о состоянии душевного беспокойства, тревоги, неопределенности
Камень преткновения - неразрешимые трудности, возникающие во время какого-то дела
Каменный мешок
1) тесная, низкая тюремная камера, в к-рой трудно вытянуться во весь рост (истор.),
2) тюрьма вообще (ритор.).
► Упрятать кого-н. в каменный мешок.
Как за каменной стеной - под совершенно надежной зашитой.
► Словом сказать, жили мы за ним, как за каменной стеной. Салтыков-Щедрин.
Камня на камне не оставить (ритор.) - разрушить до основания [библейское выражение].
► От вашего города камня на камне не останется.
Бросать камнем в кого (книжн.) - осуждать [от древней казни - побивать каменьями].
► В моих словах нет ни малейшего желания бросить камень ни в молодое поколение, ни в нигилизм. Герцен.
Краеугольный камень чего (книжн. ритор.) - основа, главная идея, исходная точка зрения [первонач. угловой камень в основании постройки; библейское выражение].
► -Эта теорема - краеугольный камень всей гипотезы.
Камень преткновения - помеха, затруднение, на к-рое наталкивается кто- н. в каком- н. деле (выражение заимствовано из Библии).
► -Это невинное событие... во многих случаях жизни служило мне соблазном и камнем преткновения, о который я спотыкался и довольно больно разбил себе нос. Лесков.
Камни вопиют - поговорка о необыкновенно возмутительном деле.
Камень за пазухой (держать) на кого или против кого (разг.) - перен. о затаенной злобе на кого-н., о скрытном намерении мстить, вредить кому-н.
► Давно держит камень за пазухой.
Пробный камень
1) то же, что пробирный [камень, употребляется при количественном определении благородных металлов в сплаве];
2) перен. о каком- н. поступке, случае и т. п., служащем испытанием прочности, ценности, силы чего-н.
► Пробный камень дружеских отношений.
Камнем упасть (свалиться и т. п.) - упасть с быстротой и тяжестью падающего камня.
► Сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её (собаки) мордой. Тургенев.
Камешек в огород чей (разг. ирон.) - обидный намек по адресу кого-н.
► Понятно, в чей огород этот камешек.
к’амень — в древности очень широко использовался как строительный материал не только для башен, домов и дворцов, но даже и оград. Камни употреблялись как памятники и свидетели некоторых событий (Быт.28:18 ; Нав.4:6 ; Нав.24:26 -27; 1Цар.7:12 ; 1Цар.14:33), для устройства жертвенников (Исх.20:25) и как место убиения (Суд.9:5). Ими побивали осужденных на смерть и ими забрасывали убитого преступника (Нав.7:25). Из камней делали ножи (Исх.4:25) и сосуды для воды (Иоан.2:6), их употребляли как гири и как снаряды для метания (1Цар.17:40). Камнями закрывали отверстия колодцев и гробов. Краеугольные камни, скрепляющие две стены, специально вырезывались из скалы (Иер.51:26). Господь назван краеугольным камнем (Еф.2:20), а верующих Священное Писание называет живыми камнями духовного дома Божиего.
КÁМЕНЬ
1) каменная гряда, возвышенность, сложенная коренными породами, скалистые обрывы берегов рек в центре и на севере ВосточноЕвропейской равнины, на Урале; 2) составная часть географических названий на Урале (напр., Денежкин Камень) и в Сибири (напр., город Каменьна-Оби).
порог на реке. Дмитриевский Камень - порог на р. Китой; порог Камень на р. Ие.
(скала, твердыня)
А. Использование камней
♦ подушка:
Быт 28:11
♦ жертвенник:
Суд 6:20,21
♦ памятный знак:
Нав 4:1-9
♦ убежища животных:
Пс 103:18
♦ укрытие:
1Цар 13:6
♦ могила:
Мф 27:60
♦ место, откуда течет вода:
Исх 17:6; Чис 20:8-11
Б. Камень как символ
1. Симона, названного Петром:
Мф 16:18; Ин 1:42
2. Апостолов, как основания церкви:
Еф 2:20; Откр 21:14
3. Христа
♦ камень в пустыне:
1Кор 10:4
♦ основание церкви:
1Кор 3:11
♦ краеугольный камень церкви:
Еф 2:20; 1Пет 2:6
♦ камень преткновения:
Рим 9:33; 1Пет 2:8
4. Господа, оберегающего и спасающего:
Втор 32:4,15; Пс 17:3; Ис 26:4; Авв 1:12
КАМЕНЬ, мня, мн. мни, мней и (устар. и прост.) менья, меньев, м.
1. Твёрдая горная порода кусками или сплошной массой, а также кусок, обломок такой породы. Бросаться камнями. На сердце к. (перен.: о тяжёлом душевном состоянии). К. с души свалился (перен.: наступило душевное облегчение). Бросать камнем в когон. (также перен.: безоговорочно осуждать, обвинять когон.; неодобр.). К. за пазухой держать (перен.: таить злобу против когон.; разг.). Камня на камне не оставить от чегон. (перен.: разрушить до основания).
2. В сочетаниях: драгоценный камень, полудрагоценный каменькрасиво окрашенный или бесцветный прозрачный минерал, используемый для ювелирных украшений; поделочный каменькрасиво окрашенный минерал или горная порода, используемые для изготовления украшений, предметов искусства.
3. чаще мн. Плотное образование из солей и органических соединений во внутренних органах, протоках. Камни в печени. Камни в почках.
• Кто первый бросит камень? (книжн.)кто, считая, что сам он безгрешен, первым решится осудить виноватого [по евангельскому сказанию об Иисусе Христе, сказавшему людям о грешнице: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень»].
Камень преткновения (книжн.)помеха, затруднение.
| уменьш. камешек, шка, м. (к 1 и 2 знач.) и камушек, шка, м. (к 1 и 2 знач.). К. бросить в чейн. огород (недоброжелательно намекнуть на кого-чтон.; разг.). Ляг камушком, встань горошком (совет быстро заснуть и бодро, сразу встать; разг.).
| прил. каменный, ая, ое (к 1 и 3 знач.). К. мешок (перен.: тюрьма). К. век (период первобытной культуры, характеризующийся производством орудий труда и оружия из камня и кости).
— с. Томской губ., Барнаульского у., прист. на р. Оби. Быстро развивается, начиная с 80-х годов истекшего столетия, благодаря близости Сибирской жел. дор. и переселенцам. Значительная пристань на Оби, с которой отпускается много хлеба, масла, кож, шерсти, сала и др. сел. - хоз. продуктов. Местный торговый центр. Жит. (по частным сведениям) до 10000. Пароходство, пчт. и тлгф.