Для слова «канада» в нашей базе есть: значения, синонимы, рифмы, разборы, ударение.
(англ. Canada, франц. le Canada) — гос-во в сев. части Северной Америки; федерация, состоящая из 10 пров. (Онтарио, Квебек, Новая Шотландия, Нью-Брансуик, Манитоба, Британская Колумбия, о-в Принца Эдуарда, Саскачеван, Альберта, Ньюфаундленд) и 3 терр. (Северо-Западные терр., Юкон и, с 1999, Нунавут). Входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией; столица — Оттава; офиц. яз. — англ. и франц.; терр. 9,976 млн. кв. км; нас. 31,1 млн. чел.; католики — 42% (в т.ч. укр. католики визант. обряда — 0,4%), члены Канадской Объединенной Церкви — 11,45%, англикане — 8,1%, баптисты — 3,45%, пресвитериане — 2,36%, лютеране — 2,35%, пятидесятники — 1,6%, протестанты др. конфессий и деноминаций — 7,9%, православные — 1,4%, иудеи — 1,2%, мусульмане — 0,9%, буддисты — 0,6%, приверженцы др. вост. религий — 0,85%, не исповедующие никакой религии — 12,5%.
Исторический очерк
Первыми европейцами, достигшими в нач. XI в. берегов совр. К., были скандинавы-викинги. Вост. побережье К. исследовали венецианцы: в 1497 — Джованни Кабото (Джон Кабот), находившийся на англ. службе, и в 1523 — Джованни Веррацано, служивший франц. короне. Однако колонизация К. началась только с экспедиции француза Жака Картье, 24.07.1534 водрузившего крест на п-ове Гаспе и объявившего земли К., которые он назвал Новой Францией, владением франц. короля Франциска I. В нач. XVII в. французами были основаны города Квебек и Монреаль, ставшие гл. городами франц. К. За терр. К. шло постоянное соперничество между Великобританией и Францией, которое закончилось в 1760 завоеванием страны англ. войсками и превращением ее в 1763 в англ. колонию. Франция сохранила лишь о-ва Сен-Пьер и Микелон. В 1867 К., будучи федерацией пров. Квебек, Онтарио, Новая Шотландия и Нью-Брансуик, первой из англ. колоний получила статус доминиона. В дальнейшем в состав К. вошли пров. Манитоба (1870), Брит. Колумбия (1871) и др., последней в 1949 — Ньюфаундленд. В 1926 К. вошла в состав Британского содружества наций (с 1947 — Содружество).
К. — страна двух культур, в парламенте используются франц. и англ. языки. Глава гос-ва — королева Великобритании, представителем которой является назначаемый ею генерал-губернатор. Парламент состоит из палаты общин (законодательная ассамблея) и верхней палаты (сенат). Пр-во возглавляет премьер-министр; в каждой пров. существует местное пр-во, созданное по образцу федерального. Напряженные отношения между франкоязычным и англоязычным нас. К. с нач. 1960-х вылились в движение за отделение Квебека от К., но на прошедшем в 1992 референдуме большинство нас. Квебека высказалось за сохранение единства страны. В К. действует закон о свободе вероисповедания.
Католическая Церковь
Первые катол. священники прибыли в К. вместе с экспедицией Ж. Картье, затем проповедью среди индейцев с 1610 занимался свящ. Ж. Флеше, но планомерная христианизация К. началась только с прибытием в 1611 франц. иезуитов. Они неоднократно изгонялись англ. войсками во время постоянных воен. конфликтов между Францией и Англией, в которые были втянуты также и местные индейские племена. В 1640-х мученической смертью от рук индейцев погибли 8 иезуитов, в т.ч. Исаак Жог и Иоанн де Бребёф. Христианизацию продолжили францисканцы-реколлекты (1615–29), сульпициане (с 1640) и капуцины (с 1647).
Вначале Церковь в К. находилась в юрисдикции архиеп. Руана. Папа Александр VII в 1657 учредил апост. викариат с кафедрой в Квебеке, назначив апост. викарием Франсуа де Монморанси-Лаваля. В 1663 в Квебеке была основана семинария. В 1674 Папа Климент X перевел викариат в ранг епархии, подчиненной непосредственно Апост. Престолу, предоставив право патроната франц. королю. Ф. де Монморанси-Лаваль, выступавший против галликанства и осуждавший политику колониальных властей по отношению к индейцам, в 1684 подал в отставку. Его преемником стал Жан Батист де Сен-Валлье (1687–1727), который прославился благотворительной деятельностью; в 1692 он основал госпиталь в Квебеке. В дальнейшем мн. епископы, активно выступавшие в защиту прав индейского населения, вынуждены были под давлением колониальных властей (сначала франц., а затем англ.) уходить в отставку. Катол. миссионеры открывали школы для индейцев, где преподавали члены различных монаш. орденов и конгрегаций, в т.ч. Маргарита д’Ювиль.
Франц. миссионеры несли в К. европ. культуру: Ж. Пьеррон и Л. Эннепен, работавшие в 1660–70, были первыми канад. художниками, иез. священники П. Ле Жён (1591–1664) и Ш. Мартен (1648–1711) — первыми канад. музыкантами и композиторами. Священниками были арх. П. Конфруа (1752–1816), построивший храм в Л’Акади (1801), и теоретик архитектуры Ж. Демер, по проекту которого, в сотрудничестве с Т. Байарже, была построена семинария в Квебеке (1827–33).
С именем еп. Ф. де Монморанси-Лаваля связано создание зального храма местного типа, сочетающего ср.-век. и барочные черты (храмы на о-ве Орлеан, в Сен-Лоране, 1695, в Сен-Пьере, 1716, и Сент-Фамии, 1752–1816). Еп. Монморанси-Лаваль также создал Школу искусств и ремесел, из которой вышла плеяда выдающихся канад. художников и декораторов.
Установление колониального господства Великобритании (1760) положило начало преследованию Католической Церкви в К.: был запрещен въезд франц. духовенству, на терр. страны ликвидирован Орден иезуитов, имущество которого отошло к пр-ву. Благодаря усилиям еп. Оливье Бриана (1766–84) в 1774 был издан т.н. Акт Квебека, гарантировавший рел. свободу и гражданские права катол. населению К. Во время войны за независимость в граничивших с К. США англ. власти, чтобы заручиться поддержкой католиков или хотя бы обеспечить нейтралитет, пошли на дальнейшие уступки, в т.ч. разрешили въезд франц. священникам. После провозглашения независимости США в К. эмигрировало большое число сторонников англ. короны и в Квебеке, гл. центре Католической Церкви в К., было учреждено англиканское еп-во. Катол. епископов пр-во стало рассматривать только как «римско-католических суперинтендантов»; признания англ. властями титула «епископ Квебека» удалось добиться только еп. Жозе Плесси (1806–25).
Вследствие эмиграции, прежде всего из Ирландии, в XIX в. катол. население К. постоянно росло: в нач. XIX в. оно составляло ок. 150 тыс. чел., в 1831 — 465 тыс., в 1850 — 651 тыс. Папа Пий VII в 1819 повысил ранг епархии Квебека до архиепархии. В 1844, когда число епархий в К. достигло 8, Папа Григорий XVI учредил в Квебеке митрополию с суффраганатами в Монреале, Кингстоне и Торонто. Прибывшие в 1814 в К. облаты с 1845 вели миссион. работу в зап. части страны, а с 1860 — среди эскимосов; в 1843 в К. вернулись иезуиты. В 1851 в Квебеке состоялся первый синод епископов К.
После обретения независимости К. (1867) в связи с продолжавшимся интенсивным развитием Католической Церкви в стране были образованы новые митрополии. Папа Пий IX учредил 3 новые митрополии — Галифакса (1852), Торонто (1852), Сент-Бонифейса (1871) — и 10 епархий. Папа Лев XIII создал еще 3 митрополии — Монреаля (1886), Оттавы (1886) и Кингстона (1889), а в 1886 возвел в достоинство кардинала митр. Квебека Э. Ташро, который стал первым канад. кардиналом.
В 1876 получил офиц. утверждение осн. в 1854 первый катол. ун-т в Квебеке, затем катол. ун-ты были созданы в Оттаве (1889) и Монреале (1895). В 1899 Папа Лев XIII учредил постоянную апост. делегатуру (в наст. время нунциатура) с резиденцией в Оттаве. В 1910 в Монреале проходил 21-й Международный евхарист. конгресс.
С нач. XX в. Католическая Церковь активно участвует в социальной жизни канад. об-ва, с 1920-х создаются катол. профсоюзы рабочих. Епископат К. неоднократно выступал с пастырскими посланиями по социальным вопросам, поддерживая требования социальной справедливости, а также настаивая на необходимости сотрудничества рабочих и работодателей. Епископат К. постоянно реагирует на социальные проблемы об-ва: в 1983 состоялось острое выступление кард. Дж. Картера по вопросам эконом. политики, в 1988 епископат заявил о необходимости оказания помощи бездомным, в 1992–93 поддержал законные социальные требования коренного индейского населения и эскимосов.
В 1943 была создана Конференция катол. епископов К., которая в 1948 получила офиц. утверждение Св. Престола. В 1954 была организована Канадская конференция монаш. орденов, объединившая ок. 60 тыс. монахов и монахинь.
После Второй мировой войны стали развиваться катол. движения мирян — Движение христ. семей, Катол. женская лига и др. Большое распространение в К. получил «Легион Марии».
Активно развивается катол. печать К.: в 1994 выходило 10 газет (общим тиражом 118 300 экз.), 21 еженедельник (общим тиражом 830 340 экз.) и 11 журналов на разных яз. (общим тиражом 290 500 экз.).
В К. налажена система катол. среднего образования, которое финансируется гос-вом. В связи с тем что образование в К. находится в компетенции пр-ва провинций, в одних провинциях катол. школы возглавляет духовенство (Квебек), в др. — светские профессора. Имеются и частные катол. классические колледжи (гимназии), как правило, связанные с университетскими центрами. Всемирную известность получил осн. василианами в 1939 Папский Ин-т ср.-век. исследований в Торонто. Высокий науч. и образовательный статус имеют катол. ун-ты К., в т.ч. ун-т Св. Франциска Ксаверия в Антигонише и ун-т в Шербруке (шт. Квебек), осн. в 1957.
В кон. XIX в. началась иммиграция в К. укр. греко-католиков, общины которых в 1912 получили организационную структуру в виде ординариата с центром в Виннипеге, возглавляемого епископом. В 1941 ординариат был реорганизован в апост. экзархат, а в 1956 была учреждена Виннипегская греко-катол. митрополия, которую в 1965 посетил глава укр. греко-католиков кард. И. Слипый. Активную пастырскую деятельность проводят редемптористы визант. обряда, которые с 1961 имеют свою провинцию в К. На укр. яз. издаются газеты и журналы, действует укр. семинария Св. Владимира в Роблине.
Из др. вост. катол. обрядов наибольшее число верующих имеют марониты (маронитский обряд), для которых в 1982 была учреждена епархия Св. Марона в Монреале, а также мелькиты, общины которых в 1984 были объединены в епархию Св. Спасителя в Монреале. Католики армян. обряда входят в состав апост. экзархата США и К. Для католиков-словаков визант. обряда в 1980 была учреждена епархия Свв. Кирилла и Мефодия в Торонто.
Почти половина канадских католиков проживает во франкоязычной провинции Квебек, где они составляют 83% населения. Меньше всего католиков — 17% — в пров. Британская Колумбия. Из 1,8 млн. иммигрантов, приехавших в К. в период между 1991 и 2001, католики составляли почти четверть (23%) и являлись крупнейшей рел. группой среди переселенцев.
9–21.09.1984 в К. с пастырским визитом побывал Папа Иоанн Павел II, посетивший все провинции К., включая арктический регион.
Статистика Католической Церкви
В стране существует 17 митрополий лат. обряда, 1 митрополия визант. обряда, 1 архиепархия и 45 епархий лат. обряда, 7 епархий визант. обряда, 1 воен. ординариат, 4963 прихода, 136 епископов, 5670 епарх. свящ., 3978 монахов-свящ., 2128 монахов, 23 079 монахинь. Число католиков лат. обряда — 12 820 тыс. чел., вост. обрядов — 242 тыс.
Лит-ра: Тишков В.А., Кошелев Л.В. История Канады. М., 1982; Ажаева В.С. Канада: Тенденции социально-политического развития. М., 2001; Соколов В.И. Канада: Взгляд из России: Экономика, политика, культура. М., 2002; Sagard-ThОodat G. Histoire du Canada et voyages que les FrПres mineurs rОcollects y ont faicts pour la conversion des infidПles depuits l’an 1615. P., 1866. 4 vol.; Gautier C. Le catholicisme au Canada. Ottawa, 1934; Saint-Denis D. de. L’Гglise catholique au Canada. MontrОal, 1956; CarriПre G. Histoire do*****entaire de la CongrОgation des missionnaires oblats de Marie-ImmaculОe dans l’Est du Canada. Ottawa, 1957–67. 10 t.; Trosky O.S. The Ukrainian Greek Orthodox Church in Canada. [Winnipeg, 1968]; Plante H. L’Гglise Catholique au Canada (1604–1886). Trois-RiviПres, 1970; Voisine N. Histoire du catholicisme quОbОcois. MontrОal, 1984–91. 4 t.; Campeau L. La Mission des jОsuites chez les Hurons 1634–50. R., 1987; Grant J.W. The Church in the Canadian Era. Vancouver, 1988; Kumor B. // EK 8, 518–523; Oury G.-M. Notre hОritage chrОtien: Histoire religieuse populaire du Canada. Ottawa, 1990; Creed and Culture: The Place of English Speaking Catholics in Canadian Society, 1750–1930 / Ed. T. Murphy, G. Stortz. MontrОal–Kingston, 1993; Daly B.M. Remembering for Tomorrow: A History of the Canadian Conference of Catholic Bishops, 1943–1993. Ottawa, 1995; See S.W. The History of Canada. Westport (Con.), 2001; Moir J.S. Christianity in Canada: Historical Essays. Yorktown–Gravelbourg, 2002; Canada / Ed. N. Treanor. San Diego (California), 2003.