канцона, канцоны, жен. (итал. canzone - песня).
1. Вокальная пьеса для одного голоса с аккомпанементом, сохраняющая национальный колорит в мелодии, ритме (муз.). Мелодичная итальянская канцона.
2. Особая форма стихотворного произведения, род лирической баллады (лит.).
(ит. canzone, букв. – песня) – лирическое стихотворение о рыцарской любви в западно-европейской поэзии XIII – XVII вв., первоначально у провансальских трубадуров; многоголосная светская песня эпохи Возрождения.
(от итал. canzone, от франц. chanson — песня) — лирическое стихотворение о рыцарской любви в средневековой поэзии.
Рб: роды и жанры литературы
Род: лирические жанры
Перс: Данте, Петрарка
* "Возникнув в Провансе, канцона в XIV в. достигла расцвета в Италии под пером Петрарки. Затем периоды расцвета канцоны сменились упадком, и канцона растворилась в лирической поэзии вообще" (А.Ф. Головенченко). *
(ит. canzone — песня) — в XV—XVI вв.— многоголосная песня полифонического склада, с конца XVI в. также инструментальная пьеса для клавишных инструментов или инструментального ансамбля; небольшая лирическая песня в опере.
(итал. canzone, букв. - песня),
(la canzone, от латинского cantiо) — название старейшей формы итальянской лирики, встречающейся и в провансальской (canso), и старофранцузской (chanson) поэзии. Для нее иногда употребляется специальное название Canazne Petrarchesca или Cоscana, в отличие от позднейших форм, Canzone Pindarica и Anacreontica. К. — лирическое стихотворение в несколько строф (stanze), которые имеют совершенно тождественное количество стихов, тот же размер и то же расположение рифм, но обыкновенно кончаются строфою более короткою. У Петрарки в К. не более 10 и не менее 5 строф; в новейших К. число строф доходит до 20, 40, даже 80 строф. Количество стихов каждой строфы у Данта и Петрарки варьирует между 9 и 20. Строфа делится на две части; вторую часть начальной рифмой любили соединять с последним стихом первой (concatenatio). Чередование рифм сначала было свободно; впоследствии пример Данта и еще более — Петрарки стал законом. Стихи при серьезных сюжетах большей частью 11 стоп, перемежаясь изредка семистопными, а при легком и веселом содержании — большей частью 7-стопные. Заключительная строфа, наз. ripresa (принятие вновь), commiato (припев), congedo (прощание), licenza (отпуск), tornata (возвращение) или проcто chiusa (заключение) и заключавшая в себе обыкновенно обращение поэта к стихотворению — обычай провансальской поэзии, — редко отсутствует у Данта и Петрарки. Кроме этих правильных форм К., существовала уже очень рано Canzone distesa (распространенная) или Canzone di stanza continua, в которой каждая строфа сама по себе была без рифм, но каждый стих рифмовался с соответствующим ему в остальных строфах. Позднейшие поэты оставили эту слишком искусственную форму. В конце XVI ст. К. стали отклоняться от типа Canzone Petrarchesca. Уже Тассо для соединения строф ввел различные стихотворные "игрушки", которые он называл catene (цепи) и monili (ожерелья). Еще более свободы позволил себе Киабрера (Chiabrera), которого т. наз. канцонетты, написанные более короткими стихами и строфами с произвольной рифмою, проложили дорогу К.-анакреонтикам, по образцу песен Анакреона представляющим легкое стихотворение в коротких строфах. В подражание Пиндару в XVI в. возникла Canzone Pindarica или alla greca, которую можно встретить у Аламанни, Триссино, Минтерно и особенно у Киабреры. Она составлена из одно— или многократной комбинации 3 строф: strofa, antistrofa и epodo; из них первые соответствуют друг другу в построении. Так называемая Canzone a ballo, или Ballata, которую не следует смешивать с северной "балладой", столь же стара, как и Canzone Petrarchesca, и, вероятно, народного происхождения; совершенно такой же тип стихотворений был в ходу и в Провансе и Северной Франции. Эта К. пелась при танцах; первые стихи (ripresa) пел хор, следующую строфу или строфы один голос, после чего опять вступал хор и т. д.; строфу в ней заканчивает последний стих ripres'ы. Ballata допускает любой род стихов и предпочитает Rimalmezzo (внутреннюю рифму). Эти Canzone a ballo особенно были в ходу в XV в. в кругу Лоренцо де Медичи; особый род их назывался фроттолами (Frottola). О староитальянской К. писал уже в 1332 г. Антонио да Темпо: "Summa artis rithmici" (изд. Grion, Болонья, 1860) и около 1350 г. Джидино да Сомма-Кампанья в "Traitato del ritmi volgari" (изд. Giulgiari, Бол., 1870). О всех родах К. ср. Blanc, "Grammatik der ital. Sprache" (Галле, 1844).
Канцона (canzone, canzona) — песнь, музыкальное сочинение на лирическое стихотворение. Самая старинная К. относится к VII в.; она была сочинена во Франции на латинские стихи, по случаю победы Клотаря II над саксами. В Италии этот род музыки давно распространен. К. преимущественно пишется для одного голоса. К. называется также, в инструм. музыке, небольшое сочинение с плавной певучей мелодией. Canzone a ballo (ballata) — старинная плясовая итальянская песня. Саnzone sacra — духовная песнь. Канцонетта (canzonino) — небольшая песня. Canzonaccia — площадная песня. Canzoniere — собрание песен.
H. С.