категория, категории, жен. (греч. kategoria).
1. Высшее родовое понятие, обозначающее какой-нибудь наиболее общий, отвлеченный разряд явлений, предметов или их признаков (научн.). Категория причинности. Категория количества. Категория времени. Грамматическая категория.
2. Разряд однородных предметов или лиц (книж.). Он из категории тех людей, которые всегда всем недовольны.
3. Один из разрядов, на которые делятся гражданской властью граждане с точки зрения их прав, обязанностей, повинностей (офиц.). Продовольственная карточка первой категории.
(от греч. kategoria - признак)
разряд, порядковое место, определяющие профессиональный уровень работников или качество товаров.
(гр. kategoria)
понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира в целом (материя, время, пространство, движение, причинность, качество, количество и т. д. – категории философии) или его частей, изучаемых отдельными науками (материальное, духовная культура, социальное исследование, ценность, традиции и т. д. – категории культурологии).
(др.-греч. κατηγορiα обвинение)
1) наиболее общее понятие философии, выражающее существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания;
отношения одной из основных форм бытия или одного из его основных отношений: время, движение, единство, закономерность, материя, необходимость, причинность, пространство, случайность, сущность и т.д.;
2) разряд, группа, ранг предметов, понятий, лиц или явлений, объединенных общностью к.-л. признаков в грамматике: К. числа. В когнитивной лингвистике. Одна из познавательных форм мышления человека, при помощи которой обобщается опыт и осуществляется его классификация.
разряд.
(от греч. kategoria - признак)
разряд, порядковое место, определяющие профессиональный уровень работников или качество товаров.
Перечень параметров электропроводной линии / канала, определяемый американскими стандартами.
1. Понятие, обозначающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира.
2. Родовое понятие, обозначающее разряд предметов или наиболее общий их признак.
3. Понятие, отражающее характерные свойства восприятия действительности в той или иной среде.
4. Разряд, группа однородных предметов, явлений, лиц.
Syn: вид, род, разновидность, класс, разряд, тип, группа, порода
КАТЕГОРИЯ, и, ж.
1. В философии: общее понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания. К. качества. К. количества. К. формы. К. содержания.
2. Крупный, обычно строго не очерченный класс в его сравнении с другими такими же классами. К. населения, избирателей, покупателей. К. заведений, учреждений. К. явлений, фактов.
| прил. категориальный, ая, ое (к 1 знач.).
(от греческого слова κατηγορέω, обвиняю) — логический и метафизический термин, введенный Аристотелем, ныне употребляемый в значении, данном Кантом: К. — априорное понятие рассудка, условие возможности мышления. В индийской философии, в системе Вайсешика, встречается термин падарта, весьма близкий к Аристотелевому пониманию К. шесть К., приводимых в сочинениях этой школы, тождественны с Аристотелевскими, почему и возникло предположение о возможном заимствовании этого учения греками у индийцев. Но это недопустимо уже по хронологическим основаниям, ибо образование различных систем индийской философии в известном теперь виде достоверно относится лишь к началу средних веков. Более чем вероятно обратное предположение — о влиянии греческой философии на индийскую. Аристотель разумеет под К. наиболее общие понятия, служащие предикатами, выводит их из грамматических форм и насчитывает их 10: субстанция (ουσία), количество (πόσον), качество (πρϊον), отношение (πρός τί), где (που), время (πότε), положение (κεϊσθαι), обладание (εχειν), действие (ποιεϊν) и страдание (πάοχειν). В известном смысле можно смотреть на пифагорейскую таблицу 10 противоположностей, как на попытку перечисления К. (конечное и бесконечное, парное и непарное, единство и множество, свет и тень, благо и зло, квадрат и иные фигуры). Аристотелевская таблица К. представляет несовершенства двоякого рода: случайность выведения (из частей речи) и сводимость одних К. к другим. Стоики были правы, когда они вместо десяти Аристотелевых принимали лишь четыре: субстанция, качество, модальность и отношение; не хватает здесь только К. количества. Плотин в первых трех книгах шестой "Эннеады" подробно критикует Аристотелеву таблицу и предлагает свою, которая, однако, в истории не играет никакой роли. В средние века Раймунд Лулльский (1234-1315) пытался перечислить принципы или самые общие понятия и самые общие отношения мышления к предметам. Эти принципы он располагал в виде табличек, причем из различных комбинаций принципов должны были получаться всевозможные новые точки зрения. Таким образом его К. должны были служить своего рода логикой открытий. Современное определение термина К. принадлежит Канту. Его учение о четырех основных, распадающихся как бы на 12 видовых К. (см. Кант), представляет тот же недостаток, что и Аристолево. Кант не выводит К. — формы рассудка — из деятельности рассудка, а берет их из готовых суждений; случайный характер К. и недостаток выведения — вот упреки, которые делает Канту Фихте. Нужно вывести все К. из высшего их основания — из единства сознания. Задачу эту полнее, чем Фихте, решил в своей логике Гегель. Под К. Гегель разумеет то же, что и Кант, только решительнее придает им метафизический характер. Средством выведения К. служит диалектический метод. Началом процесса образования К. является самое отвлеченное, бедное по содержанию понятие бытия, из которого получаются сначала К. качества, потом количества и т. п. Из новейших попыток преобразования К. внимания заслуживает попытка Милля. См. Trendelenburg, "Gesch. der Kategorienlehre" (Б., 1846).
Э. Радлов.