катер, катера, мн. катера, муж. (голланд. kater) (мор.). Небольшое судно (паровое, моторное, весельное), преим. для коротких поездок.
общее название малых кораблей (судов) водоизмещением 10—400 т, предназначенных для выполнения боевых задач и обеспечения действий флота. По принципу поддержания на воде К. бывают: водонзмешающие, глиссирующие, на подводных крыльях н на воздушной подушке; по виду двигателя — паровые, моторные, гребные, парусные и др. К боевым К. относятся минные, противоминные (К.-тральщнки), ракетные, торпедные, противолодочные, артиллерийские, десантные, сторожевые. К К обеспечения относятся разъездные, транспортные и др.
1) общее название малых быстроходных судов, предназначенных для боевых целей или обеспечения боевых действий флота (торпедные, ракетные, сторожевые и т. п. катера)
2) Небольшое судно для перевозки людей и небольших грузов, имеющее двигатель. Военные корабли снабжаются моторными катерами.
3) Гребно-парусная шлюпка более легкой конструкции, чем баркас. Число весел от 10 до 16.
м обл. (кавк.) помесь от осла и кобылы, осляк, лошак; мул (Даль, 2, 98; Фасмер, 2, 210). ср.-рус. (с 1567 г.) катырь (Срезневский, 1, 1200). Радлов катыр (крым., аз., ком., тур., кар. л., кар. т.) мул; катыра ба-бац, к1м дамгшШр, ат да]ым дыр дамШ (тур.) спросили мула: кто твой отец? лошадь мне дядя! сказал он (2, 286); качыр (тат., тоб.) мул (2, 338); качгр (чаг.) = качыр мул (2, 340). ср. кирг. качыр I мул, лошак (Юдахин, 1965, 362), каз. цашыр мул (Каз.-рус. сл., 1954, 442).
(от англ. cutter), общее название небольших (водоизмещением до 400 т), обычно быстроходных судов различного назначения (пассажирские, туристические, спасательные, грузовые, ракетные, сторожевые и др.).
КАТЕР, а, мн. а, ов, м.
1. Небольшое гребное или моторное судно. Пассажирский к.
2. Малый военный корабль специального или вспомогательного назначения. Торпедный к. Сторожевой к.
| прил. катерный, ая, ое.
1) гребной — см. Гребные суда. 2) Паровой — название паровой шлюпки, беспалубной, длиною до 45'. Корпус деревянный, того же устройства, что и гребных судов, если не считать отверстия для винта в кормовом дейдвуде. При длине до 30' обшивка наборная (край на край); до 40' — гладкая однослойная; выше 40' — диагональная двухслойная. Отношение длины к ширине изменяется от 4,2 до 4,7. Углубление в воде изменяется от 2' — 2" до 2' — 4" носом и от 2' — 9" до 3' — 2" кормою. Котел с обратным ходом дыма; машина простая, одноцилиндровая или двухцилиндровая; иногда compound. Индикаторная сила (IHP) машины от 2-6 сил. Скорость хода до 7-8 узлов. Вооружены в носу одною скорострелкою Гогкисса и минным аппаратом в корме (оба — съемные). Паровая шлюпка с постоянным минным аппаратом в носу наз. минным К. Длиною бывает до 60'; отношение длины к ширине до 5. Водоизмещением бывает до 14 тонн. Сила машины (большею частию compound) около 40 индикаторных сил (IHP). Скорость хода до 12 узлов. Употребляется как миноноска — для минных атак во время столкновения с неприятелем, как разведчик (у берегов), сторожевая шлюпка и т. д., для чего на каждом большом военном судне имеется один подобный К. См. Кишкин, "Атлас судовых шлюпок Балтийского флота".
Р. Л-н.