каузальность, каузальности, мн. нет, жен. (от лат. causalis - причинный) (научн.). Причинная связь явлений, причинность.
(от лат. causalis причинный)
то же, что причинность.
(от лат. causa — причина) — причинность, действенность, закономерная связь причины и действия. Как принцип (каузальный принцип или закон), каузальность понимается так: каждое явление имеет причину (вызвано, является действием) и одновременно является причиной другого явления; или же — без причины ничто не появляется. Причина и действие образуют цепь из прошлого через настоящее в будущее (каузальная связь). Принцип причинности в философии впервые четко сформулировал Демокрит, а причинную связь — стоики и Эпикур. В новейшей физике (XX век) отрицается неограниченная применимость принципа каузальности в области микромира; он применяется как рабочая гипотеза, как эвристический принцип, как вероятностное правило. Каузальный — причинный, соответствующий причинному закону.
Каузальность
♦ Causalité
Отношение между двумя сущностями или событиями, при котором существование одного влечет за собой существование второго и объясняет его.
Обычно каузальность сводят к последовательности. Если всякий раз, когда происходит явление а, следом за ним происходит явление b, то мы делаем вывод, что а является причиной b, которое в свою очередь является следствием а. Тем самым мы совершаем переход от эмпирической констатации постоянного (по нашим масштабам) совпадения двух явлений к идее их необходимой связи. Юм, однако, с легкостью доказал, что с точки зрения разума этот переход ни на чем не основан. Никакая последовательность, даже наиболее часто повторяемая, не может служить доказательством чему бы то ни было: идея о необходимости союза между причиной и следствием есть лишь результат стойкой привычки, которая с неизбежностью заставляет нас переходить от идеи одного объекта к идее другого объекта – следующего за первым или предшествующего ему. Каузальность (между вещами) проявляется в мире только в разуме (между идеями). Вернее, уточняет Кант, она проявляется в мире только потому, что уже существует в разуме; это и есть категория рассудка, не сводимого к опыту, ибо лишь благодаря ему и становится возможен опыт. Таким образом, мы можем избавиться от эмпиризма, признав трансцендентальность, а от трансцендентальности – признав эмпиризм и материализм.
Но каким бы ни был статус идеи каузальности (априорным или апостериорным), мы согласны с обоими мыслителями в том, что каузальность как таковая никогда не поддается восприятию. Действительно, мы способны воспринимать лишь последовательности или одновременности. Поэтому и доказать присутствие каузальности невозможно. Очевидно, по этой причине наука новейшего времени, как справедливо отметил Огюст Конт, больше интересуется законами, чем причинами. Она все больше отказывается отвечать на вопрос «почему?», ограничиваясь поисками ответа на вопрос «как?», и предпочитает объяснению предвидение. Для деятельной части нашей природы это хорошо, для нашего ума – нет. Ведь интересно узнать, а каковы же причины законов…
(от лат. causa - причина) причинность:
* "Пример "автокреации" определяет не только "максимальные масштабы" парадокса "самотворения" (Петр родил только самого себя, а в универсальном, вселенском варианте уже человечество сотворило самое себя, причем, возможно, сделало это не лучшим образом, что удалось бы даже перевести в "манихейскую" терминологию), но одновременно доказывает, что для научно-фантастического творчества центральным является авторский замысел как включение существенных инноваций в саму структуру объективного мира произведений (в случае перемещений по времени речь идет об изменении каузальности посредством предположения о допустимости трансформации того, что сегодня мы считаем универсально, традиционно и безусловно неизменным)". - Фантастика и футурология *
* "Пралюди принципиально не могли знать, что между регулярностью, скажем, восходов и заходов Солнца и регулярностью (типичностью) поведения одних индивидуумов по отношению к другим есть существенная разница, состоящая в том, что при внеобщественном явлении (восходы и заходы солнца) наблюдается устойчивая каузальная связь, тогда как во втором случае ("норма агрессии") наблюдается закономерность, которая возникла некогда из случайного отклонения". - Сумма технологии *
(от лат. causalis - причинный), то же, что причинность.
КАУЗАЛЬНОСТЬ, и, ж. (спец.).
1. см. каузальный.
2. В философии: то же, что причинность.
ж.
Отвлеч. сущ. по знач. прил.: каузальный.