качество, качества, ср.
1. только ед. То, что делает предмет таким, каков, какой он есть; одна из основных логических категорий, являющаяся определением предмета по характеризующим его, внутренне присущим ему признакам филос.). Нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. Количество переходит в качество (одно из положений гегельянской и марксистской диалектики).
2. О вещах и лицах: положительная или отрицательная характеристика, свойство, черта кого-чего-нибудь (в сочетании с оценочными определениями, а без определения преим. имеет смысл положительной оценки; то же, что достоинство; книж.). Высокие душевные качества. «Быть может, качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему.» Грибоедов. У этого романа есть одно плохое качество - он очень длинен.
3. только ед. О вещах: степень достоинства, ценности, пригодности, соответствия тому, какой данная вещь должна быть. Борьба за качество продукции. Выработка низкого качества. Кооперация должна следить за качеством отпускаемых рабочим овощей.
4. *****
(конем, слоном; шахм.). Потерять качество, пожертвовать качество (отдать ладью за коня или слона).
5. Порок, склонность к чему-нибудь дурному (прост., обл.). Никаких качеств за мной не замечено. «От ней (водки) все качества.» Л.Толстой.
• В качестве кого-чего (книж.) - как кто-нибудь или что-нибудь. Некоторые наречия употребляются также в качестве предлогов. Мы пригласили его в качестве опытного лица. Качество суждения (филос.) - та или иная (положительная или отрицательная) связь между субъектом и предикатом.
философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество - характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств. См. Переход количественных изменений в качественные.
КАЧЕСТВО, а, ср.
1. Совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определённость (спец.). Категории качества и количества. Переход в новое к.
2. То или иное свойство, признак, определяющий достоинство чегон. К. работы. К. изделий. Высокие душевные качества.
• В качестве кого-чего, предлог с род. п.как кто-чтон., в виде чегон., в роли кого-чегон. Явился в качестве посредника.
| прил. качественный, ая, ое (к 1 знач.). Качественные различия. Качественные изменения.
• Качественные прилагательныев грамматике: прилагательные, обозначающие качество, свойство и образующие краткие формы и степени сравнения.
(qualitas) — одна из важнейших категорий, выражающих собою условие мыслимости предмета. Из двух определений предмета, К. и количества, только первое характеризует предмет и делает его тем, что он есть в действительности, т. е. только К. принадлежит предмету самому по себе, между тем как количество принадлежит или приписывается ему только по сравнению с другими однородными предметами: если бы человек мог иметь только одно восприятие в течение жизни, то оно могло бы иметь известное положительное содержание, но не имело бы само по себе степени напряженности. К., как определение предмета, противополагают предмету, как носителю К.; противоположность эта обозначается терминами "субстанция" и "атрибут", причем первая мыслится как неизменная, единая, бескачественная вечная основа различных между собой и характеризующих эту основу атрибутов. В самих атрибутах различают две степени: К. необходимые и существенные, характеризующие субстанцию, и свойства, случайно предмету принадлежащие и изменчивые. Это обычное понимание отношения предмета к его К., освященное рационалистической философией (напр. Спинозою), нуждается в значительных поправках. О предметах мы узнаем из восприятий, которые ничего не говорят нам о неизменном носителе К. Субстанция есть, таким образом, понятие, присоединяемое нашим мышлением к К., с которыми мы знакомимся благодаря нашим ощущениям. Но с тех пор как наука показала, что в ощущении нам вовсе не дано К. самого предмета, а лишь ответ нашего сознания на внешнее, неизвестное нам воздействие, стало необходимым различение К. двух родов: объективных, принадлежащих самому предмету, и субъективных, принадлежащих субъекту и только приписываемых предмету. Локк пытался провести границу между субъективными К. и объективными; к последним он относил число, форму, движение и покой, величину и положение. Это деление, однако, не выдерживает критики, ибо Локк отнес к первичным такие К., которые, в сущности, определяют не самый предмет, а его пространственные и временные отношения. Сказать, что в предмете пространство и время — самые существенные К., значит сказать, что в нем именно то существенно, что ему не принадлежит, и наоборот. Пространство и время во всяком случае не суть реальности в том смысле, в каком мы реальность приписываем качествам, доступным нашему восприятию; пространство и время суть формы или условия возможности восприятия К. Таким образом, анализ качеств приводит к признанию субъективности всего содержания наших восприятий. С другой стороны, и самое понятие субстанции как носителя К. нисколько не обогащает нашего познания о предмете и представляет собой чистую фикцию, возникновение которой объясняется кажущеюся невозможностью мыслить качества как самостоятельные элементы мира. Единственная действительность для человека — это состояния его сознания, в числе которых находятся и восприятия внешнего мира; поэтому субъективные, так называемые вторичные, качества мы имеем право считать частью доступной нам действительности. Таким образом, первичные и вторичные качества в истории человеческой мысли обменялись значением.
Э. Радлов.
Syn: свойство, черта, особенность, штрих, принадлежность, атрибут
совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей. Принято различать качество продукции, работы, труда, материалов, товаров, услуг.
совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей. Принято различать качество продукции, работы, труда, материалов, товаров, услуг.
Качество
♦ Qualité
То, что отвечает на вопрос «какой?». Например: «он большой и сильный; он очень мил и немножко глуповат и т. д.». Все это суть качества, и отсюда ясно видно, что в философии понятие качества совсем не обязательно означает что-то хорошее (качество в гораздо большей степени противостоит сущности или количеству, чем недостатку, какой является всего лишь отрицательным качеством). Качество есть то, благодаря чему существо является таковым, каковое оно есть (в отличие от сущности, благодаря которой существо есть то, что оно есть), или констатация этого; способ быть или свойство, дополняющее субстанцию или видоизменяющее ее. У Аристотеля качество выступает в виде третьей категории: «Качеством я называю то, благодаря чему предметы называются такими-то» («Категории», глава 8; см. также «Метафизика», 14).
У Канта категориями качества являются реальность, отрицание и ограничение. Они соответствуют трем качествам суждения, которое может быть утвердительным, отрицательным либо бесконечным («Критика чистого разума», «Аналитика понятий», раздел II).
Иногда, в особенности после Локка, выделяют первичные качества, неотделимые от материи и словно бы объективные (твердость, протяженность, форма, скорость и т. д.), и вторичные качества, существующие только благодаря субъекту и его восприятию (цвет, запах, вкус, звук и т. д.). Последние объясняются первыми (например, цвет – воздействием световой волны определенной длины на нервные клетки сетчатки глаза), но по-своему так же реальны, как они. Говоря о том, что данное дерево сейчас покрыто зеленой листвой, я, очевидно, произношу истинное высказывание. Ошибаться я могу только в том случае, если полагаю, что цвет не зависит от света и зрения. Но если бы я заявил, что дерево покрыто красной или синей листвой, я ошибся бы еще больше. Субъект тоже является частью реальности.
сложное философское и мировоззренческое понятие: свойство, специфика, «как» и «что» вещи; обозначает первоначальное и подлинное единство или многообразие реальности без ее какого-либо предполагаемого расчленения, которое может тем самым свести качество к количеству в результате пересчета качества одного и того же вида. В философии существует подразделение качества на объективные и субъективные (Демокрит, Галилей), либо на «первичные» и «вторичные» (Локк), либо, напротив, объективными априорными (идеальными) и апостериорными (реальными) (Кант), тогда как Аристотель придерживался только одной объективной стороны качества. Сведение качества к количеству — основная тенденция современного естествознания.