квинта, квинты, жен. (лат. quinta - пятая).
1. Пятая ступень в диатонической гамме (муз.). Ля есть квинта к ре.
| Соответствующий интервал (муз.). Чистая квинта (расстояние двух звуков на 31/2 тона).
2. Самая высокая струна у некоторых струнных инструментов (муз.).
3. Пятая позиция или фигура в фехтовании (спорт.).
4. В игре в лото - положение, при котором все пять нумеров в строке карточки заняты кубиками (спец.).
Вешать нос на квинту - приходить в уныние, поддаваться мрачному настроению
Повесить нос на квинту - приуныть.
► Да что ты это нос па квинту повесил? Тургенев.
(лат. quinta — пятая)
1. Один из основных интервалов, охватывающий пять ступеней; обозначается цифрой 5. Чистая квинта содержит 31/2 тона; увеличенная — 4 тона; уменьшенная — 3 тона (см. Тритон).
2. Пятая ступень от заданной.
3. То же, что квинтовый тон аккорда.
4. Название первой струны (е2) на скрипке, домре-приме, мандолине.
см. Интервал.
КВИНТА, ы, ж.
1. В музыке: пятая ступень гаммы, а также интервал (во 2 знач.), охватывающий пять ступеней звукоряда.
2. Самая высокая по тону струна нек-рых струнных инструментов.
• Нос на квинту повесить (разг. шутл.)приуныть.
(Quinte) — интервал, расстояние двух звуков на 3 1/2 тона, а также пятая ступень или доминанта в восходящей диатонической гамме, считая снизу. К., заключающая в себе 3 1/2 тона, называется чистою. Уменьшенная К. на 1/2 тона меньше чистой, увеличенная — на 1/2 тона больше чистой. В гармонии К. называется третья нота необращенного терцеобразно построенного аккорда. К., находящаяся в верхнем голосе аккорда, дает ему положение К. Находясь в нижнем голосе, К. служит основанием следующих обращенных аккордов: квартсекстаккорда (46, второе обращение трезвучия), терцквартаккорда (34, второе обращение септаккорда), квартквинтаккорда (45, второе обращение нонаккорда). Квинтсекстаккордом ( 56) называется первое обращение септаккорда, в котором септима отстоит от основания на квинту, а основной тон от основания на сексту:
(этот аккорд в необращенном виде будет ré fa la do). К. параллельные образуются при прямом движении голосов, постоянно отстоящих на этом интервале, например:
Движение голосов чистыми параллельными К. запрещается. К. скрытые образуются при прямом движении голосов, при переходе их из какого-нибудь интервала в чистую К. Такие К. допускаются при сродстве аккордов и плавном движении верхнего из голосов, образующих скрытые К. Квинтовый круг есть сопоставление гамм, из которых каждая со своими соседними находится в доминантовом отношении и отстоит от них на К. Двигаясь по квинтам вправо от лада do, мы получаем гаммы с постепенно нарастающим числом диезов. Двигаясь по К. влево от лада do, получаем гаммы с постепенно нарастающим числом бемолей. Гаммы fa и sol энгармонически совпадают. К. называется также первая струна скрипки.
Н. С.