25 ноября 2024
450 тысяч слов
+14 за сегодня

Значения слова керамика

все
Словарь Ушакова
Этимологический Словарь Русского Языка
Культурология. Словарь-справочник
Архитектурный словарь
Античный мир. Словарь-справочник
Стоматологический словарь
Дизайн. Словарь терминов
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

керамика

керамика, керамики, мн. нет, жен. (греч. keramike) (спец.).

1. собир. Глиняные изделия. Отдел керамики в музее. Книга о персидской керамике.

2. Гончарное производство.

Этимологический Словарь Русского Языка

керамика

Немецкое – Keramik.

Греческое – keramos (глина, глиняные изделия).

Слово проникло в русский язык во второй трети XIX в. Оно было заимствованно из немецкого языка, в который попало из французского (ceramique).

В современном русском языке слово употребляется в значении – «изделие, созданное из глины».

Производное: керамический.

Культурология. Словарь-справочник

керамика

(греч. keramike – гончарное искусство, keramos – глина)

изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и других неорганических соединений. Основные виды керамики – терракота, майолика, фаянс, фарфор.

Архитектурный словарь

керамика

(греч. keranuke от keramos - глина) - общее название всех видов изделий из обожженной глины от кирпича до фарфоровой чашки. Название глиняных обожженных строительных материалов керемиды было известно на Руси в XV веке. Керамика получила широкое применение во всех областях жизни в быту (всевозможные виды утвари), строительстве (кирпич, черепица, изразцы, керамические плитки и трубы), в промышленной технике. Керамика - один из наиболее распространенных материалов, употребляемых в скульптуре, прикладном и декоративном искусстве. Основными видами художественной керамики являются терракота, гончарные и майоликовые изделия, фарфор художественный, фаянс художественный. Широко известны небольшие терракотовые статуэтки, представляющие собой совершенные образцы малой скульптуры - танагра (по названию города, где они производились).

   (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Античный мир. Словарь-справочник

керамика

(от греч. keramos - глина)

   гончарное производство, а также изделия из обожженной глины, преимущественно посуда (лепная и гончарная к., изготовленная на гончарном круге). Форма и стиль керамических изделий постоянно менялись в зависимости от хозяйственных потребностей, спроса и моды. В период эгейской цивилизации возник своеобразный стиль вазописи «камарес» (от названия критского поселения, где археологами впервые найдены подобные изделия). В VI в. до н.э. в Элладе возникли чернофигурные и краснофигурные стили вазописи. Основой их сюжетов были мифологические сценки, а также реалии повседневной жизни. В эпоху эллинизма стали популярными т. наз. магарские чаши, поверхность которых не разукрашивалась, а обрабатывалась тисненым орнаментом. В Риме была распространена краснолаковая рельефная посуда (terra sigillata).

   В широком употреблении у греков были пифосы - большие глиняные бочки с широкой или узкой горловиной для хранения воды, масла, вина, зерна, рыбы, оливок и т.д. Наиболее популярной тарой были амфоры - кувшины с двумя ручками, в которых перевозили вино и масло. Специально изготовленные амфоры служили наградой на Панафинейских играх: поверхность их старательно разукрашивали, днище имело широкую подставку. Сосудом для воды служили также гидрии, подобные амфорам, но с тремя ручками для удобства. Сосудом для приготовления вина к употреблению были кратеры. Разливали вина киафами. Для питья служили преимущественно килики и канфары. Для хранения парфюмерии античные модницы употребляли лекифы и алабастры; последний вид также служил атлетам для хранения масла, которым они натирались перед соревнованиями.

   Керамические изделия Эллады представляли важную отрасль искусства и ремесла. Они экспортировались во все города Причерноморья и Средиземноморья. Цены на керамические изделия зависели от качества изготовления и вида, напр., в классическую эпоху кратер мог стоить 3-4 обола, гидрия - 2-6 драхм, а килик - 1-4 драхмы. В Италии наиболее распространенной была этрусская керамика (особенно вазы «буккеро»). Славились также керамические центры Южн. Италии, где мастерами были преимущественно греки.

   Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. М., 1953; Горбунова К.С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л., 1983; Сидорова Н.А., Тугушова О.В., Забелина В.С. Античная расписная керамика из собрания Гос. музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М., 1955; Buschor E. Criechische Vasen. Mьnchen, 1940; Folsom R.S. Handbook of Greek pottery. A guide for amateurs. London, 1967; Paul E. Antike Keramik. Entdeckung und Erforschung bemalter Tongefдsse in Griechenland und Italien. Leipzig, 1982.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

   * * *

(греч. keramike techne - гончарное иск-во)

   вид производ.-худож. деятельности, к-рый состоит в изготовлении изделий из глины, обожженных в спец. гончарных печах. В широком знач. этого слова - сами эти изделия, среди к-рых различают неск. типов. (1) Сосуды, сделанные от руки или на гончарном круге, простые или украшенные (вдавленный, процарапанный узор, налепы, рельеф, лощение, ангоб, роспись, полива). В К., связанной как с бытовой, так и с культовой стороной жизни, отразились представления человека об окружающем мире (сосуд как модель космоса); отождествление вазы и тела человека, имевшее с древ, времен магический смысл, сохран. в назв. частей сосуда (губы, шейка, ручки, тулово, ножка); будучи одним из видов худож. деятельности человека, К. отражает, в своих особых формах, эстет, потребности. В Др. Греции первые образцы К. известны с к. VII тыс. до н. э. (поселение в Неа-Никомедия, Южн. Македония). В К. Крита (III-II тыс.) складываются прообразы основных типов сосудов; наибол. разнообразия гр. К. достигает в VI - V вв. Формы и размеры ваз определялись их назначением. Вино и воду наливали в амфоры, стамносы, пелики, смешивали - в кратерах (неск. разновидностей) и диносах, охлаждали, опуская в жидкость псиктер, разливали по чашам для питья - киликам, скифосам, канфарам, ритонам - из кувшинов - ольп и ойнохой, черпали киафом. Воду из источника приносили в гидрии. Нек-рые разновидности сосудов имели строго опред. назнач.: панафинейская амфора, наполненная маслом, была призом победителю в Панафинейских состязаниях; лебес гамикос применялся для свадебных церемоний, во время к-рых омовения совершали водой, принесенной в лутрофоре; посл. также мог быть надгробием на могиле юноши, девушки; в эпоху геометрики с аналог, целью использовались амфоры и кратеры высотой до 1,5 м; стамносы, амфоры, гидрии (т. н. гидрии стиля Гадра) служили урнами для пепла; в погребальном обряде широко использовался лекиф - для масел и благовоний. Атлет приносил в палестру масло в арибалле, алабастре; женщины хранили украшения и косметику в шкатулках - пиксидах или леканах, посл. были обязательными в числе свадебных подарков.

   Возлияния божеству совершались из фиалы. Пифос (глиняная бочка, врытая в землю) служил для хранения зерна, масла, вина; перевозили эти и др. припасы в особых узкогорлых амфорах с заостренной узкой ножкой. Общим в развитии всех форм сосудов явл. изменение пропорций - от тяжелых массивных к более стройным, вытянутым. Наряду с простой или украшенной росписями (орнаментальными, фигурными) существовала рельефная К., исполненная в спец. формах («мегарские» чаши, каленская К.) или украшенная декором, сделанным с помощью штампов (этрусская К. буккеро). На мн. керам. сосудах имеются надписи: процарапанные по лаку, глине после обжига - т. н. графитти - имя владельца, жертвователя, посвящение божеству, имя купца, торговые отметки, исполненные гончаром или вазописцем в процессе росписи вазы, до обжига. Посл. характерны для расписной К. VI - V вв. Это может быть имя персонажа, назв. предмета, слова, к-рыми обмениваются герои, имена юношей, т. н. «любимцев», посвятительные надписи божеству. Особую группу составляют имена гончаров (или владельцев мастерских) и вазописцев, первые с глаголом «сделал», вторые - «расписал». Известно около 40 таких подлинных имен. Поскольку по стил. признакам росписей можно выделить гораздо больше мастеров, вазописцам принято давать условные имена - по им. гончара (если оно есть, «мастер Андокида»), по месту хранения наиб, известной вазы (мастер Лондон Е-497), по им. нашедшего ее археолога или владельца (ваза Франсуа, мастер Сабурова), по мифолог, сюжету или герою (мастер Разрушения Трои, мастер Ниобид, мастер Ахилла), по им. «любимца» (мастер Эвайон). (2) Плоские расписанные или рельефные керам. плиты для облицовки и украшения стен зданий (терракота архитектурная). (3) Керам. скульптура (терракота). (4) Урны для пепла и саркофаги (этрусское искусство). (5) Различные штампы, печати, грузила для рыболовных сетей и ткацких станков и т. д.

   О. Т.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Стоматологический словарь

керамика

изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов и других неорганических соединений. К керамике стоматологического назначения относятся фарфор и ситаллы.

Дизайн. Словарь терминов

керамика

КЕРАМИКА (греч. keramike – глиняный, гончарный) – в декоративно-прикладном искусстве: все разновидности художественных изделий из обожженной глины специального состава и изготовления, и в первую очередь фарфор, фаянс, майолика, терракота, гончарные изделия. Керамике доступны широкие художественные возможности. Ее основное сырье (глина) обладает всеми скульптурно-пластическими свойствами, а техника росписи и специальные глазури (см. глазурь) дают богатейшие цветовые средства. Область применения керамики очень обширна и простирается от мелких и широко употребительных бытовых предметов (например, посуды) до архитектурных деталей или крупной декоративной скульптуры. В простейшей форме керамика существовала в доисторическую пору, а весьма совершенные ее образцы дошли уже от времени Древнего Египта.

Ещё в древние времена люди делали из глины различную посуду. Постепенно кувшины и миски научились обжигать в печи для того, чтобы они были прочными и не пропускали воду. Художники наносили на них узоры и орнамент. А потом появился и гончарный круг – станок для производства глиняной посуды. В центре гончарного круга гончар кладёт ком мягкой глины и из него лепит кувшин или вазу. Гончар все время вращает круг, нажимая ногой на специальную педаль. А его руки в это время придают форму изделию, которое он делает. В наше время керамические изделия не используют в качестве посуды – появились более прочные материалы. Но тем не менее почти в каждом доме есть изделия из глины. Керамические панно, статуэтки, вазы, кувшины используют в качестве украшения интерьера. Керамика относится к декоративно-прикладному искусству.

Энциклопедический словарь

керамика

(греч. keramike - гончарное искусство, от keramos - глина), изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов металлов и других неорганических соединений (карбидов, боридов, нитридов, силицидов и др.). По структуре различают грубую керамику (строительная, шамотный кирпич и др.), тонкую с однородной мелкозернистой структурой (фарфор, пьезо- и сегнетокерамика, керметы и др.), пористую с мелкозернистой структурой (фаянс, терракота, майолика и др.), высокопористую (теплоизоляционные керамические материалы). По применению керамику подразделяют на строительную (кирпич, черепица, облицовочные плитки и др.), бытовую и санитарно-техническую (посуда, художественные изделия, умывальники), химически стойкую (трубы, детали химической аппаратуры), электротехническую, радиотехническую, теплоизоляционную (керамзит, пенокерамика и др.), огнеупоры.

Словарь Ожегова

керамика

КЕРАМИКА, и, ж.

1. собир. Изделия из обожжённой глины, глиняных смесей. Художественная к.

2. Гончарное искусство. Заниматься керамикой.

| прил. керамический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

керамика
  1. ж.
    1. Изделия из обожженной глины.
    2. Масса, из которой изготовляются такие изделия.
    3. Гончарное искусство и производство.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

керамика

(собственно Керамевтика; от греч. слова κεραμός = кирпич) — производство посуды и других предметов домашнего обихода или строительного назначения из различных сортов глины, как таких, которые, будучи вылеплены, только высушиваются в обыкновенной температуре, так и подвергаемых потом обжиганию в более или менее жарком огне — предметов неглазурованных или глазурованных, одноцветных или расписанных огнеупорными красками. Вообще слово К. означает "гончарное производство" (см.); в частности, под этим словом принято разуметь изготовление глазурованных и орнаментированных росписью сосудов (ваз, чашек, блюд и т. п.) и таких же кафелей (см.), служащих для архитектурного украшения зданий (о различных отраслях К. см. Фарфор, Фаянс и Майолика).

А. С-в.

О К. в Древней Руси см. Ценинное дело. Литература I. Champfleury, "Bibliographie cé ramique" (Пар., 1881); J ännicke, "Die gesammt e keramische Literatur" (Штутг., 1882). II. Сочинения технического содержания: Brougniart, "Traité des arts cé ramiques" (3 изд., 2 т., Пар., 1877); Salv état, "Leçons de cé ramique" (2 т., Пap., 1875); его же, "Dekoration von Thonwaren" (Вена, 1871); J ännick e, "Grundriss der Keramik" (Штутг., 1879); В. И. Селезнев, "Производство и украшение глиняных изделий в настоящем и прошлом (Керамика). Руководство для техников, художников и любителей К." (СПб., 1894, с 104 рисунками; здесь и очерк древнерусского ценинного дела). III. Сочинения исторического содержания: Jacquemart, "Histoire de la cé ramique" (Пар., 1873); его же, "Les merveilles de la c é ramique" (3 т., Пар., 1866-69); Ed. Garnier, "Histoire de la c é ramique" (Тур, 1882); Birch, "History of ancient pottery" (2 изд., Лонд., 1873), Genick, "Griechische Keramik" (2 изд., Берл., 1883); Stockbauer und Otto, "Antike Thongef ä sse" (Нюрнб., 1876); H. du Cleuziou, "De la poterie gauloise" (Пар., 1872); A. de Barth élemy, "Carreaux historiés et vernissé s" (в "Bulletin monument.", 1887, о франц. К.); Llewellyn Jewitt, "The Ceramic art of Great Britain from prehistoric times down to the present day" (2 т., Лонд., 1878); W. R. Drake, "Notes on Venetian Ceramic" (Лонд., 1868); Aug. Genolini, "Maioliche italiane" (Мил., 1881); Eug. Mü ntz, "Histoire de l'art pendant la Renaissance" (Пар., 1889). IV. Coчинения о К. Востока: "Histoire et. Fabrica tion de la porcelaine chinoise" (Пар., 1856); О. du Sartel, "La Porcelaine de Chine" (Пар., 1881); Andsley and Bowes, "Keramic art of Japan" (Лонд., 1875-81); J. Karabacek, "Sammlung von Abbildungen keramischer Objekte aus dem n ä hen und fernen Oriente" (Вена, 1885, in fol.).

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово керамика может быть

Предложения со словом керамика

  • Эта керамика в значительных количествах экспортировалась и до разграбления Кносса, но после него микенский экспорт резко возрос, через промежуточные пункты на Милосе, Фере и Родосе непрерывным потоком направляясь на Ближний Восток.
  • Поверхностные находки автора предполагают, что раскрашенная керамика Писдели, выполненная в убейдской традиции, широко распространилась вдоль западного берега озера Урмия, а не восточного, где, как в Геой-Тепе N, самый популярный тип окрашенной керамики имел простые узоры, нанесенные черной или темно-коричневой краской на красную лощеную поверхность – стиль, отличный от Писдели.
  • Однако, если эта группа керамики в Мекленбурге генетически связана с более ранними формами и дает дальнейшее развитие, то в Новгороде керамика первого типа не имеет предшествующих форм и исчезает в середине XI в.
  • Нам все еще совсем не много известно о направлении течения Тигра в Южной Месопотамии, особенно к югу от Кут-эль-Амары, но мы надеемся, что метод разведки, при котором изучается лежащая на поверхности керамика, созданный учеными из Восточного института Чикаго и успешно примененный ими в долине реки Диялы и в центральных областях Шумера и Аккада, однажды поможет пролить свет на решение этой крайне важной проблемы исторической топографии.