(греч. kiborion)
в христианских храмах дарохранительница, позже алтарная сень, поддерживаемая колоннами и богато украшенная.
|
* * *
Поддерживаемая колоннами сень над престолом, святым источником и т. п.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
|
* * *
см. Балдахин.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
сень над престолом, поддерживаемая колоннами; к киворию крепились завесы, закрывавшие престол в промежутках между службами. Впервые появляется в IV-VI вв. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.
навес над престолом в алтаре в виде купола с крестом, держащийся на четырех или более столпах. Киворий обычно бывает в соборах и крупных храмах.
надпрестольная навеса в алтаре, представляющая собой купол с крестом, который подвешен к четырем или более столбам. Как правило, киворий бывает только в больших храмах и соборах.
♦ (ENG ciborium)
(греч. kiborion - полая семенная коробка египетской водяной лилии, пригодная как чаша для питья)
купол над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами (балдахин). Также-сосуд с крышкой, где хранится хлеб для евхаристии.
(греч. kiborion), в христианских храмах дарохранительница, позже алтарная сень, поддерживаемая колоннами и богато украшенная.
(Κιβώριον, Ciborium) — первоначально так называлась скорлупа египетских бобов (Colocasia), которая у древних египтян служила сосудом для питья; затем у греков и римлян название это дано было металлическому сосуду для питья, имевшему ту же форму, а у христиан — висячей металлической дарохранительнице (см.), спускавшейся с сени алтаря и, наконец, самой сени над алтарем. К., как сосуд, сначала имел у христиан чашевидную форму; впоследствии он нередко получал вид голубя (peristerium). В готических церквах преобладает форма чаши, но в большом распространении была и форма изукрашенной башенки (ср. Иерусалимы), а также круглого ящичка. Верхушкой К. всегда служил крест или распятие. К., как сень над алтарем (см. таблица при ст. Алтари, т. I, фиг. 18), поддерживался четырьмя или более колоннами. В Россию термин К., в обоих его значениях, перешел из Византии.